Бесценное тепло?

— А когда у меня инаугурация?
— Что вы имеете в виду?
— Инаугурация, вступление в должность дворника, — у меня когда? Надо как-то так, чтобы в ЖЭКе, чтобы пришли жильцы, со всеми познакомиться. Только анонсировать это надо как-то хорошо, а то никого не соберем.
— Чего??? Я не понимаю…
— Анонсировать! Ну, сделаем так: вы отключите воду, газ и свет. Тут все жильцы прибегут, и уже я с ними познакомлюсь…
Проблема тарифов в ЖКХ всегда была одной из самых больных тем для любого правительства. И если до 2004 года чиновникам просто удавалось делать вид, что проблемы не существует, при этом дотируя отрасль из других источников, то уже с первым поднятием цены на газ коллапс стал фактически неизбежен. Причем все прекрасно понимали, что промедление смерти подобно. Вопрос оставался лишь в том, кто из политиков решится взять на себя смелость принять первые непопулярные меры.

Именно поэтому, когда в 2006 году правительственные «прагматики» Виктора Януковича принялись осуществлять комплекс срочных «реанимационных мер» в отрасли, включавших в себя первое существенное поднятие тарифов для населения, – особым цинизмом выглядели действия тогдашней оппозиции.

Во время так называемых «тарифных войн», в поисках актуального раздражителя для народных масс, пиарщики из БЮТ не нашли ничего лучшего, чем открыть тарифный «ящик Пандоры». Естественно, тема была воспринята «на ура», и «девушка в бЭлом» задорно ездила по регионам и поднимала настроение электорату путем насилования местных советов.

Схема предлагалась простая: так как по действующему законодательству почетная обязанность утверждать изменения к тарифам ЖКХ возложена на местные советы, почему бы политсиле в белых рубашках не расписать график предвыборных гастролей по регионам страны? Эх, жаль, рубашки были не смирительные…

В силу ряда понятных обстоятельств, «потерпевшими» более других получился господин Черновецкий с его молодой командой. Да и поделом, наверное. Время, как это обычно бывает, все расставило на свои места. Но! Оказывается, киевские тарифы – действительно были и остаются одними из самых низких по стране. А госпоже Тимошенко получить ожидаемый профит на столичном фронте так и не удалось. Тема, наверное, для пиара была выбрана слишком неоднозначная…

В силу ряда понятных обстоятельств, «потерпевшими» более других получился господин Черновецкий с его молодой командой. Да и поделом, наверное. Время, как это обычно бывает, все расставило на свои места

На самом деле, для нормального уровня дискуссии о тарифах нужно хотя бы в первом приближении разобраться с предысторией вопроса. Ведь большинство из нас, если не считать озвучивания пары нелицеприятных эпитетов в адрес «этих уродов» ежемесячно, не сильно углублялись в проблематику ЖКХ. Мы чаще всего просто платим, а в семейном бюджете просто прописываем некую сумму «на коммунальные» и искренне негодуем, когда она увеличивается.

А состоит эта самая сумма из трех принципиально разных частей: потребленная электроэнергия, тепло-, водо-, газоснабжение и непосредственно оплата услуг ЖЭКа. С электроэнергией – все более или менее понятно: тариф жестко определяет НКРЭ; цены для населения практически не поднимались с 2006 года; сейчас по требованию МВФ происходит гибкое, в общем, прозрачное поднятие цены, и даже после повышения мы имеем самую низкую цену среди стран СНГ и Европы.

А вот тарифы «естественных монополий», механизм их расчета для конечного потребителя и другие услуги ЖЭКа по «обилечиванию» нашей собственности – темы для отдельного разговора.

И начинать, пожалуй, стоит именно с теплоснабжения.

Централизованное наследие

Украина, как и весь бывший СССР, при выборе подхода к проектированию систем теплоснабжения в 30-х годах ХХ столетия скорее руководствовалась общеэкономической целесообразностью, нежели учетом возможной проблематики начального периода построения рыночной экономики в посткоммунистических реалиях. И это понятно. Именно поэтому, в отличие от стран Европы, где доля центрального отопления даже сегодня составляет немногим более 6%, у нас в основу был положен принцип теплофикации – совместной выработки электрической и тепловой энергии на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ).

В идеале – такой подход дает возможность существенно снизить себестоимость производства тепла за счет получения его в одном цикле с выработкой электроэнергии. Другими словами, ТЭЦ позволяет повысить КПД от использования топлива до 90%. Плюс – очевидные выгоды от удешевления на транзит электроэнергии, диверсификации общих энергетических рисков и снижения выбросов в атмосферу.

В идеале – такой подход дает возможность существенно снизить себестоимость производства тепла за счет получения его в одном цикле с выработкой электроэнергии

Все, в общем-то, правильно и красиво. Но… это все могло, и должно было работать в условиях плановой экономики, когда ТЭЦ в большей мере отдавали тепло круглогодично, в основном на крупные промышленные предприятия, и когда на ежегодный ремонт и замену теплосетей выделялись плановые, условно неограниченные бюджеты.

Но не зря говорят умные люди: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

Тепловые сети – брешь размером в бюджет

Для справки: расстояния, на которые транспортируется тепло в существующих системах централизованного теплоснабжения, зачастую достигают нескольких десятков километров.

Общая ситуация с централизованным теплоснабжением в 90-х годах по понятным причинам, мягко говоря, ухудшилась. Подавляющее большинство промышленных объектов либо закрывались, либо просто останавливались, тем самым лишая отрасль постоянного потребителя тепла и сводя на нет практически всю выгоду от теплофикации. Структура тарифа на тепло при этом не пересматривалась.

Плановая перекладка труб фактически не проводилась. Там, где в аварийном порядке работы и проходили, переложенные сети, за счет максимального удешевления, имели очень низкий ресурс и через 5-7 лет требовали новой перекладки. Количество сетей, находившихся в аварийном состоянии, к началу 2000-х стало расти в геометрической прогрессии. Количество аварий стало удваиваться каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 8 лет в 16 раз. Как следствие, в разы увеличилась и удельная затратность содержания аварийных служб. Тарифы все так же не поднимались в угоду политической целесообразности.

В тепловых сетях сегодня теряется вся экономия от комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭЦ. И именно в тепловых сетях наступает конец отечественной теплофикации – технической идее, победившей в Советском Союзе.

Состояние теплосетей на данный момент практически во всех городах страны является катастрофическим, а программу их тотальной перекладки впору возводить в ранг «национальной». По предварительным оценкам, на замену только магистральных теплопроводов необходимо около 20-25 миллиардов гривен. Реконструкция котельного оборудования потребует еще около 12-16 миллиардов. Общая сумма сопоставима с годовым бюджетом Украины.

Добавьте сюда последнее, катастрофическое для отрасли поднятие цены на газ – основное топливо для ТЭЦ, и на выходе получаем вторую по размеру после Пенсионного фонда дыру в бюджете страны, на закрытии которой категорически настаивает МВФ. Иначе – никаких кредитных денег. И, наверное, стоит ему сказать «спасибо» за это. Все-таки.

Капиталисты-монополисты

Как мы уже отметили, текущее положение больших ТЭЦ Украины на рынке тепла можно охарактеризовать как достаточно сложное. Кроме всего перечисленного, формирование тарифов на тепло у ТЭЦ находится в прямой зависимости от того, какую долю сжигаемого топлива они отнесут на выработку электроэнергии. Оставшаяся должна быть отнесена на выработку тепла, и именно это предопределяет уровень тарифов на него. То есть возникает проблема (или возможность?) распределения расходов топлива между производством электрической и тепловой энергией.

Вот и получается, что с одной стороны, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) стремится избежать перекрестного субсидирования и завышения себестоимости электроэнергии, а с другой – местные советы под любыми предлогами отказываются согласовывать калькуляцию новых тарифов на тепло для населения.

Да и политической воли на принятие непопулярных решений в стране, которая фактически с 2002 года находится в перманентном выборном процессе, ждать было бы глупо…

Да и политической воли на принятие непопулярных решений в стране, которая фактически с 2002 года находится в перманентном выборном процессе, ждать было бы глупо… Вот мы и наблюдали увлекательный процесс «назначения виноватых» и перекладывания ответственности на местные советы. А верхом цинизма в исполнении первого эшелона политиков и стали те самые «тарифные войны»…

Но вернемся к проблематике.

На сегодняшний день поставщики тепловой энергии в крупных городах Украины являются естественными монополистами. Представьте себе, что делает нормальный «эффективный собственник», когда ему сверху опускают некие рамки, в нашем случае в виде жесткого ограничения себестоимости произведенной электроэнергии? Особенно когда у него в одном цикле с электроэнергией производится тепло? А себестоимость обоих распределяется по принципу сообщающихся сосудов? Правильно – при защите тарифа старается отнести максимум затрат на производство тепла, а потом требует от местных советов утверждения новых тарифов, шантажируя при этом местные общины угрозой отключения. И это – понятно и предсказуемо. Рынок есть рынок. Какие правила – так и «играет» монополист.

Слегка «потерпевшие»?

Вдобавок при этом монополист уже много лет не утруждает себя прямыми продажами услуг по отоплению в ЖКХ. Зачем? Это же подразумевает огромные потери на неплатежах, на прямой работе с населением. Это же ответственность за некачественно предоставленные услуги и многое другое. Зачем? Ведь есть «специально обученные люди» в виде предприятий, содержащих дома и придомовые территории, привычно – ЖЭКи. Население уже привыкло к их «роли», зачем менять схему? Компании-монополисты, имея подписанные с ЖЭКами договоры на поставку, фактически получают гарантии 100-процентной оплаты своих услуг. При этом весь негатив списывается на те же ЖЭКи. Согласитесь, удобно.

Причем, кроме оплаты за тепло, это также касается и водоснабжения и электроэнергии (в виде платы за освещение домов и придомовых территорий). А ведь население с ЖЭКом рассчитывается совсем не полностью. И за счет чего директор должен обеспечить эти платежи? Разве есть у него другой выход, кроме как сначала заплатить, а потом думать? В итоге, недостающие средства берутся из тех самых платежей на содержание домов и придомовой территории, проще говоря – из квартплаты.

И что потом остается, например, на текущие ремонты подъездов из той самой квартплаты? Я уже молчу про покупку нового Мерседеса директору ЖЭКа…

Поймите правильно, я ни в коем случае не защищаю ЖЭКи – об откровенном воровстве в системе расчета тарифов на обслуживание нашей жилплощади речь обязательно пойдет дальше. Я просто стараюсь быть объективным в анализе проблематики работы сегодняшней системы ЖКХ.

Вот все пишут, мол, в ЖЭКах воруют, и ОСМД нас спасет. Оно-то, конечно, так… Но есть темы, о которых как-то никто не писал последние лет пять. Наверное, просто потому, что некоторые компании умеют правильно выстраивать свою информационную политику.

И уж естественно, эти темы не поднимались на различных «круглых столах», посвященных реформированию ЖКХ.

Немного фактов

А сегодня об этом нужно писать. Потому что, учитывая последние новости в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, есть надежда, как говорил один знакомый одессит, что «все может быть». Сегодня уже можно увидеть конкретные действия правительства, без громких заявлений и пустого популизма. И это не может не радовать. Особенно, когда проводятся действительно качественные и необходимые изменения в отрасли, а не «пускается пыль» в глаза электорату. Значит, есть политическая воля. И может быть, таки кому-нибудь где-то придется слегка подвинуться. Итак:

Во-первых, еще 9 июля прошлого года Виктор Янукович подписал закон "О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины". Согласно ему, на комиссию возложены функции государственного регулирования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения. До момента ее формирования функции Нацкомиссии регулирования комуслуг временно возложено на НКРЭ. Для этих целей Николай Азаров распоряжением Кабинета министров №1707 от 27 августа ввел дополнительную должность члена НКРЭ и назначил на нее Валерия Кальченко. А по состоянию на март 2011 года НКРЭ уже утвердила единые порядки формирования тарифов на услуги централизованного отопления, производство, транспортировку и поставку тепла.

Еще 9 июля прошлого года Виктор Янукович подписал закон "О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины". На комиссию возложены функции регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

"До сих пор тарифы утверждались на местах, и каждый сам формировал их. Систематизировать их в единое русло было просто невозможно, поэтому мы утвердили ряд постановлений, которые позволят выработать для всех единый порядок", – заявляет начальник управления генерирующих предприятий НКРЭ Василий Волошенюк.

Уверен, что теперь раскладывать одни и те же составляющие тарифа по разным графам станет если не невозможно, то как минимум на порядок сложнее. А это – уже немало. Особенно там, где это касается возможности получения сверхприбылей компаниями-поставщиками.

Во-вторых, читаем в новостях: "Киевэнерго" решила испытать себя в роли исполнителя услуг по горячему водоснабжению и централизованному отоплению – с апреля по декабрь 2011 года будет апробирован пилотный проект «Киевэнерго», в рамках которого предполагается изучить состояние теплосетей и трубопроводов горячей воды, определить перечень необходимых мероприятий и провести установку общедомовых тепловых счетчиков. Об этом сообщил глава правления компании Эдуард Соколовский.

«Киевэнерго» будет отвечать за своевременное обеспечение качества коммунальных услуг, за контроль технического состояния инженерного оборудования домов. Также компания будет организовывать устранение нарушений качества услуг в сроки, предусмотренные договором и/или законодательством. Главная особенность пилотного проекта в том, что «Киевэнерго» планирует заключать прямые договоры с потребителями. И если к концу года удастся реализовать все пункты, то с начала 2012 г. такая система отношений с потребителями постепенно распространится на весь город.

Я думаю, стоит вынести за рамки вопрос, каким образом у компании-монополиста вдруг неожиданно проснулось желание выходить на прямые договоры с потребителями услуг. В конце концов – важен результат. Этот – особенно. А такой убедительный подход со стороны государства по обеспечению этого результата лично меня как конечного потребителя более чем устраивает.

Post Scriptum

Вот уж чего эта власть точно совсем не умеет, так это себя пиарить. Ну не умеют они этого, и все. Вон Николай Яныч давеча опять про капусту высказался… Под окном у него которая. По-доброму так высказался, без намеков. Растет мол, своя вместе с картошкой. Ее и едим. Все в очередной раз поржали. А завтра какая-нибудь тетка в «Твиттере» обязательно какую-то гадость заявит по этому поводу. И все опять поржут…

А может, и не нужен он, такой пиар? Может, лучше просто делать свое дело? Да получше. Если делается пока.

Как там говорил Цицерон – suum cuique, или «каждому свое»?!?

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам