Румынский фашизм под российской крышей

В связи с распространением пропагандистского фильма «Голгофа Бессарабии» телеканалом PRIME, о котором известно, что он принадлежит структурам, близким к Демпартии Мариана Лупу и Владимира Плахотнюка, считаем немаловажным рассказать о сущности этой пропагандистской фальшивки «а-ля Геббельс», транслировавшейся на всю Молдову под прикрытием российского «Первого канала». Показательно, что в этом пропагандистском фильме, снятом по заказу правящего в Молдове режима, документальные кадры о зверствах фашистов в концлагерях, выданы как «геноцид советского режима в Бессарабии».

«Первый канал» пока никак не отреагировал на факт своей прямой вовлеченности в пропагандистские акции своих молдавских партнеров, пользующихся рейтинговостью «Первого канала» для продвижения своих интересов в Молдове.

В этой связи, предлагаем вниманию статью, опубликованную в газете «Кишиневские новости» 17 декабря 2010 года, Неллей Торня.

Кино на службе политманипуляторов

На прошлой неделе врио президента Михай Гимпу вручил высшую награду страны — Орден Республики — режиссёру, оператору Иону Киструге за документальный фильм «Голгофа Бессарабии», появившийся на экранах накануне парламентских выборов. Ленту, претендующую на историческую, настойчиво демонстрировали молодёжной аудитории, в студенческих общежитиях. После премьеры две недели показывали бесплатно в кинотеатре «Одеон». «Голгофу Бессарабии» включили в сетку вещания телеканала «Молдова-1»; в утренний эфир «Jurnal TV» 28 ноября, устроив обсуждение этого особого кинопродукта в присутствии авторов, что вызывало недоумение: не нарушение ли это законодательства о выборах? Впрочем, преподнесли действо как разговор о художественном произведении. Чем же так замечателен и примечателен фильм?

Уже с первых кадров отрицательная энергетика ленты подавляет: кресты, горы трупов, повешенные, расстрелянные, тревожный звуковой ряд и патетический, безупречно актёрски поданный комментарий за кадром. В целом — зловещая картина, всё взывает к эмоциям. Нетрудно догадаться, какое мощное воздействие произвёл явно пропагандистский, заказной, неплохо смонтированный фильм на молодого зрителя. Особенно если учесть, в какой степени политизировано сегодня общество. В школе их обучали по сомнительным учебникам истории, преимущественно на легендах и мифах соседнего государства, а здесь якобы чистейшая правда. Ведь весь фильм построен на кинохронике разных лет. Только подозрительно однобокой получилась история нашего края у авторов киноленты. Конечно, о том, что пережито народом многострадальной Молдовы, писать, говорить, снимать надо. Но честно, объективно, правдиво. А вот зарабатывать политический капитал и ордена на людском горе – по меньшей мере, кощунственно.

Обратимся, однако, к знатокам.

Слово профессору, доктору истории Петру БОЙКО: «Содержание фильма производит удручающее впечатление своим субъективизмом, односторонним подходом к отражению реальных событий прошлого. Предвзятость уже в названии фильма — «Голгофа Бессарабии». Как будто Республики Молдова больше не существует! Чьи это идеи, известно. Если брать по-крупному, то фильм – успех наших доморощенных внуков Геббельса. Либералы любой ценой стремятся удержаться у власти. Что за материалы использованы в этом кино, откуда сцены публичной казни? Где подтверждение того, что эти зверства имели место на нашей территории? Перемалывая в очередной раз трагические события, зачем сдабривать их ложью? Что касается исторической достоверности. К чему разглагольствования о Пакте Молотова-Риббентропа? Как будто не было Второй мировой войны, как будто согласно пакту установлены границы, которые существуют и поныне. Кто заинтересован именно в такой точке зрения, ясно – господа из-за Прута. Теперь о пресловутой «советской оккупации». Это миф, который муссируется с конца 80-х. Создание Молдавской ССР — денационализация. А кто сказал, что Румыния имеет исторические права на эту территорию? Разве что в румынских брошюрах о том написано, да наши «патриоты», живущие по принципу «чего изволите?», повторяют. Нашли для фильма и хорошего комментатора. За кадром звучит голос всем известного актёра, режиссёра Иона Унгуряну – «достойнейшего сына румын». Так любил родину, молдавский народ, что вынужден был бежать в Москву. А ему там поручили руководство театром. Как только ситуация изменилась, оказался на службе у Бухареста. Что-то не слышно, чтоб возглавил он там какой-то театр. Не дождётся!».

К слову, еще один любопытный момент. Мы видим в фильме, как приходят сюда русские и извлекают из библиотек румынскую литературу. Пусть вспомнит господин Унгуряну, как ровно через полвека, в 90-е, именно по его приказу, тогда министра культуры Молдовы, грузовиками вывозили книги на русском языке, среди которых были тома Толстого, Чехова, Гоголя…

А с какой издевательской тональностью наш деятель культуры прочитал фрагмент закадрового текста о дружбе народов. Забыл, как приголубила его Россия? И как он, бедолага, столько лет жил припеваючи в сердце тоталитарного государства, которое нанесло такой вред его соплеменникам? Стоит посочувствовать.

В фильме действительно много раз повторяется словосочетание «советская оккупация». Каждый раз, когда слышишь, недоумеваешь: какая же оккупация, если не прозвучало ни единого выстрела, было дано время уйти за Прут всем, кто этого хотел, по договорённости с руководством Румынии. И если Бессарабию оккупировали советские войска, почему родина-мать Ромыния Маре не защищала её, а так легко сдала, убралась, поджав хвост?

Параллельно смонтированы кадры: марширует Советская Армия — и тут же шеренги фашистов, чтобы ещё раз закрепить между ними знак равенства в сознании молодых. Какая мерзость! Нас убеждают, что кинохроника, где солдат Красной Армии встречают молдаване с цветами, хлебом и солью – постановочные кадры, всё, мол, было подстроено для съёмки. А на экране — дети ходят среди танков. Вдоль центральной улицы Кишинёва стоят с обеих сторон радостные люди. Их что, согнали и улыбаться насильно заставили? Очевидная чушь в закадровом комментарии! Впрочем, пора огласить весь список творцов: авторы сценария — Виктор Василаке, Ион Киструга, режиссёры — Ион Киструга и Алина Чутак, оператор – всё тот же Ион Киструга. Голос за кадром – вы уже знаете чей.

А вот как прокомментировал фильм «Голгофа Бессарабии» старейший молдавский кинокритик, доктор искусствоведения, много лет занимающийся историей кино, заслуженный деятель искусств Молдовы Виктор АНДОН:

— Бессарабия была на Голгофе не раз. И не только по вине НКВД. А что тут творили румыны! А Татарбунарское, Хотинское, Бендерское восстания? Сколько крови пролито… Массовые были убийства. А сколько евреев расстреляли здесь в годы войны. Сколько горя румыны и фашисты принесли нашему краю. Об этом авторы фильма красноречиво умолчали. Вот вам и объективность. Всё подтасовано и переврано. Это спецзаказ либералов.

Я был на премьере, явно политическое получилось мероприятие. Все выражали восторг от того, что появилась такая картина. Врио президента вместе со съёмочной группой поднялся на сцену. Публика была приглашённой, сплошь господа либеральной ориентации. Раздавались возгласы: «Запретить немедленно компартию и её символы!».

Очень уж однопланово представили нам историю Бессарабии. Они показывают, как вешают и расстреливают. Я не оправдываю преступлений НКВДэшников, но они никогда не делали это публично, да ещё на камеру, а тайно, в подвалах. Снимать их деяния было категорически запрещено. А вот когда шли процессы над фашистскими приспешниками, когда освобождали оккупированные гитлеровцами территории, тогда вешали — и в Киеве на Майдане, и в Ставрополье. Вешали предателей, немецких прихвостней, тех, кто выдавал партизан. И вот эти чужие кадры наши ангажированные документалисты выдают как свидетельство преступлений, совершённых НКВД по отношению к мирному населению здесь.

— Вот так документалистика… А что вас, Виктор Данилович, больше всего возмутило в фильме — как профессионального зрителя, как человека, немало на своём веку повидавшего и пережившего?

— Тот факт, что кинохроника, которая относится совсем к другим событиям, приписывается коммунистам. Отправка эшелонов депортированных – кто тогда мог снимать? Даже фотоаппаратом это делать не могли. Это снимали не в Молдавии и не в 1949 году, а в начале 30-х, когда вводили коллективизацию в России. В Молдавии никто процесс депортации не снимал! В фонде нет ни одного кадра. Я знаю это очень хорошо.

В фильме много хроники, которая никакого отношения к Бессарабии не имеет. На экране, к примеру, кадры родом из 1940 года: последний кишинёвский безработный получает направление на работу. Нам это преподносят как регистрацию многочисленных безработных на бирже труда. Масса подтасовок. Если разобраться, на киностудию могут подать в суд авторы, чьи кадры используются совсем в ином контексте, вырваны из другого события. А этот пассаж: людей насильно призывали в армию во время войны. Где, в какой стране это делается иначе? Мобилизовали мужчин защищать родину.

— А хоть о каких-то достоинствах этого фильма можно сказать?

— Я не вижу особых достоинств. Кистругу наградили не за высокое мастерство, а за политику, за то, что помогал либералам в выборную кампанию. До сих пор он был кинооператором на подхвате. У него нет ни режиссёрского, ни операторского образования. Фильм не заслуживает почестей и наград, которые посыпались на его авторов. Это просто фальшивка! Именно за неё их наградили. Так называемая впервые обнародованная, доселе скрытая хроника – это всё не наше. На головы молодёжи обрушивают враньё. В этом опасность фильма. Авторы его скопировали в архивах 200 коробок всякой союзной кинохроники, использовали её по-своему. Сейчас готовится фильм о «Сфатул Цэрий», члены которого голосовали за присоединение Бессарабии к Румынии. Такое нынче время – окаянные дни. В фильмофонде немало достойных исторических лент. Надеюсь, что фильм «Голгофа Бессарабии» очень скоро забудут, если… власти не выдвинут его на государственную премию.

Г орькая ирония. В закадровом тексте звучит: все бывшие республики неслучайно захотели быть независимыми. И это неправда. Трое так решили – в Беловежской пуще. А на референдуме советский народ проголосовал единодушно – за сохранение СССР. Да только кто его послушал? Как и сегодня в Молдове, наверху не слышат голос здравого смысла.

Самый очевидный ляп так называемого документального фильма – в его финале. Все показанные злодеяния авторы связали с сегодняшней ПКРМ. И сразу стало ясно, какими белыми нитками шита эта электоральная дешёвка. Лишь претензия, лишь жалкие потуги на правду. Что и говорить, отличилась и крепко постаралась киностудия «Молдова-филм», откровенно раболепствуя перед нынешним прорумынским режимом. И Министерство культуры Молдовы подписалось под киноподтасовкой, красуется в начальных титрах. И в том вся его сущность. Не на деньги ли, выделенные бывшим правительством на серию фильмов к 650-летию Молдовы, слепили эту ядовитую подделку? Зачем нагнетается истерия? К чему эти манипуляции с неокрепшим сознанием студенчества? Власти хотят повторения апрельских событий прошлой весны? Чего добивается этими опасными играми правящая верхушка?

Источник: Omega

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам