Пропаганда

Когда мы пишем статьи и книги, снимаем фильмы, выступаем с докладами и просто дискутируем с друзьями, мы пытаемся доказать собственную правоту, убедить в правильности собственного взгляда на жизнь, своего мнения, в конечном итоге, мы пытаемся навязать свою точку зрения, обратить в свою веру. Неважно осознаём мы это или не осознаём, нравится нам или не нравится – большая часть нашего публичного и частного общения является пропагандой. Эта пропаганда не обязательно является политической по определению, но косвенно она всегда связана с политикой, поскольку с ней неразрывно связаны наши культура и быт, экономика и отношения в обществе. Кто не верит – пусть сравнит нынешнюю Украину и УССР. Те же люди, в той же стране, в тех же домах, в тех же учреждениях и на предприятиях, а как отличаются государства!

И что же изменилось?

Изменились политические приоритеты, за ними – базовая идеология, а далее – всё остальное, вплоть до быта. И главную роль в этой «смене вех» сыграла пропаганда. В первую голову – пропаганда политическая, так как именно и только достижение политической цели – приход к власти, может обеспечить реализацию и всех остальных целей: экономические, социальные и прочие реформы.

Но для того, чтобы пропаганда была эффективной необходимо расстаться с политическим целомудрием и отдать себе отчёт в том, что определённые слова произносятся (тексты пишутся, фильмы снимаются) для получения определённого результата. Пропаганда (как и политика) – та же война, ведётся по тем же правилам, только жертвы и разрушения на первом этапе менее очевидны. Следовательно, прежде чем произнести первое слово (дать первый залп), необходимо составить стратегический план, увидеть конечную цель. Любая война имеет целью мир лучший, чем предвоенный. Точно так же любая пропаганда имеет целью изменение реальности в лучшую сторону (в понимании инициатора процесса).

К сожалению, на Украине, участники пропагандистского шоу чаще всего вообще не понимают, что и зачем они делают. Например, Найем, Лещенко и прочие озабоченные «засильем цензуры» журналисты не находят ничего лучше для доказательства своей правоты, чем отправиться к воротам резиденции Президента, демонстративно оскорбить его пресс-секретаря и затем растиражировать свой «подвиг» по всем доступным СМИ. Ну и чего они этим добились?

Все и так знают о том, что стопцензурщики ненавидят Дарью Чепак, за то, что девушка выбрала престижную и хорошо оплачиваемую должность, чем навсегда профессионально их обогнала. Никто же не сомневается, что в любой профессиональной биографии запись пресс-секретарь главы государства значит на несколько порядков больше, чем телеведущий или блоггер-папарацци. Последних в любой стране, как собак нерезаных, но единицы становятся пресс-секретарями. Конечно, можно утверждать, что работа пресс-секретаря – уже не совсем журналистика, но это все равно, что утверждать, что генерал – не военный, поскольку, в отличие от солдата не сидит в окопе. Просто в каждой профессии есть свои высоты, до которых не все дорастают, а работа в штабе всегда отличается от деятельности пушечного мяса. И ценят штабных потому, что мяса-то много, а обладатели мозгов, способные это мясо разумно использовать – наперечёт. Это – не стремление кого-то обидеть или унизить, это – констатация очевидного факта. Именно в виду редкости и ценности мозги прячут в бункер, а всех остальных отправляют в окопы.

Естественно, подобная мелочность вызывает подозрения и по поводу мотивации самой акции – прибытие в Межигорье, чтобы напомнить Януковичу о его обещаниях

Так вот, своей демонстрацией ненависти к Даше, стопцензурщики «ничего нового не внесли в искусство охоты», лишь подставились под обвинения в хамстве и завистливость к чужому успеху. По поводу завистливости уточню: они говорят, что никто из них и не хотел бы работать пресс-секретарём у «ужасного Януковича». Это гипотеза, в которую кто хочет может верить, а кто не хочет – может и не поверить. Доказать свою честность они могут уйдя с телеканалов из агентств и газет «ужасного» Пинчука (не просто олигарх, но и зять «ужасного» Кучмы у которого стопцензурщики всё ещё пытаются узнать «где Гонгадзе?»), Фирташа-Хорошковского (в трактовке стопцензурщиков – главные враги прогрессивного человечества, несущие персональную ответственность за всё, что на Украине плохо, за цензуру в частности), Порошенко, Ахметова, Коломойского и прочих олигархов, которые, по стопцензурски, плохи просто потому, что плохи. Но этого не происходит, «оппозиционная журналистика» желает не просто свободно ругать барина, но и на барские же деньги, то есть с барского стола кормясь.

Естественно, подобная мелочность вызывает подозрения и по поводу мотивации самой акции – прибытие в Межигорье, чтобы напомнить Януковичу о его обещаниях.

Попробуем разобрать смысл. Допустим, они боролись за правду. Интересно, а кому в этой стране ещё досконально не известна история с Межигорьем. По-моему, даже самые убеждённые симпатики действующего Президента не берутся защищать эту явно проигрышную позицию. Все возможные фотографии уже опубликованы, двери за десятки тысяч евро описаны во всех возможных ракурсах, использованные схемы неоднократно приданы гласности. Все дальнейшие претензии можно предъявлять только прокуратуре, которая не видит нарушений, или идти в суд и доказывать свою правоту там.

Что же делают стопцензурщики? Они напоминают президенту, что год назад он их пригласил в Межигорье на чай и до сих пор чаем не напоил. Ага, общество крайне озабочено тем, что Найему не удалось попить чай с Януковичем в Межигорье. Какой информации в результате лишились люди?

А не в том ли проблема, что тридцать журналистов пытались сыграть в беспроигрышную игру. Если в Межигорье их не пустят, они заявят, что они жертвы наступления на свободу слова на Украине. Но может быть Анне Герман удастся убедить Президента, что «с журналистами надо общаться» и поэтому лучше напоить господ журналистов чаем – кусаться всё равно будут, но можно сделать хорошую фотосессию: «Янукович укрощает стопцензурную гидру при помощи чая с печеньем». И тогда «тридцать бесстрашных» резко возвысятся над товарищами по цеху. Много ли на Украине журналистов, с которыми Президент пьёт чай? А с ними пьёт! Даша у президента просто работает, а их президент отличает, как светочей демократии. Он с ними следующий раз вообще на рыбалку поедет. И будет консультироваться о том, как спасти страну.

Возможно, ребята действительно искренне хотели провести пропагандистскую кампанию, доказывающую неевропейскость действующей власти и немножко подыграть посторанжевой оппозиции. Вышло, однако, неубедительно. Представляете себе Ленина, который, обрушиваясь на Временное правительство со всеми возможными и невозможными обвинениями, набивается к Керенскому на чай в Зимний дворец (тоже, кстати, не самый скромный домик)?

Отобрать у него идеологический электорат можно только акцентируя внимание на невыполнении целого ряда вполне определённых и более, чем выполнимых обещаний

Пример длинный, но хотелось полностью разобрать ситуацию, со всеми составляющими. Пытаясь действовать в русле оппозиционного штампа: «Воровской антинародный режим, который ещё и свободу прессы душит», – ребята получили диаметрально противоположный результат. Во-первых, они продемонстрировали непрофессионализм, в десятый, если не сотый раз, одними и теми же словами, с демонстрацией того же видеоряда убеждая ту же аудиторию, какой плохой Янукович. Те, кто их поддерживает и так (без всякого Межигорья) уверены, что Янукович бяка. Тех, кто поддерживает Януковича просто за то, что он есть (как поддерживают Тимошенко её оставшиеся фанаты), всё равно переубедить не удастся. Тем, кто готов от Януковича отвернуться, нужны другие аргументы.

Тимошенко уже использовала Межигорье в предвыборной борьбе? И где сейчас Тимошенко? А Янукович в Межигорье. Потому, что отобрать у него идеологический электорат можно только акцентируя внимание на невыполнении целого ряда вполне определённых и более, чем выполнимых обещаний. Но этого стопцензурщики себе позволить не могут. Они же все «патриоты», как же они могут пенять Виктору Фёдоровичу за то, что Украина до сих пор не в Таможенном союзе, а русский не второй государственный?

Во-вторых, они поставили под сомнение собственную искренность, слишком явно внеся личный интерес (хочу чая и пресс-секретарь не нравится) в публичное мероприятие.

В-третьих, они не подумали о том, что последует за этой акцией. Так же, как любой бой – часть операции, операция – часть кампании, а кампания – часть всего комплекса боевых действий, любая акция – лишь одна маленькая ступенька на пути к конечной цели. Нельзя спланировать все акции, на пять лет, но необходимо обеспечить их взаимосвязь, вписать их (даже спонтанные) в единый стратегический контекст, понимать, что вы будете говорить и делать на следующий день после того, как ваша пропагандистская акция закончится так или иначе, предусматривать возможную реакцию оппонента.

Короче, мы имели дело с классическим примером пропагандистской акции, проводимой ради самой акции. «Я дерусь, просто потому, что дерусь!».

К сожалению, большое количество акций, проводимых антиоранжевыми силами, грешит тем же самым. Либо это просто «наш ответ Чемберлену»: они выступили, и мы выступим в ответ. Либо это попытка отдельного политика или политической силы дёшево попиариться по принципу: «Не важно, что говорят, лишь бы говорили».

Отсутствие же спроса объясняется предельно просто – обе стороны (не власть и оппозиция, но русофилы и русофобы) боятся и не хотят признаться себе в конечной цели всех своих действий

Частично в таком убожестве отечественной пропаганды виноват мягко говоря недостаточный интеллектуальный уровень политиков, экспертов и журналистов, мыслящих исключительно пределами одного дня и не считающих дальше одного хода. Однако среди 46 миллионов оставшегося на Украине населения более чем достаточно вполне адекватных и способных пропагандистов, и если их дефицит ощущается по обе стороны политических баррикад, то, значит, на них отсутствует спрос.

Отсутствие же спроса объясняется предельно просто – обе стороны (не власть и оппозиция, но русофилы и русофобы) боятся и не хотят признаться себе в конечной цели всех своих действий. Потому что и у тех, и у других (не важно, отдают они себе в этом отчёт или нет) конечной целью является демонтаж украинского государства. Только одни хотят сплавить его ЕС и США, а другие рассчитывают на то, что этот «мусорный актив» выкупит Россия.

До 2004 года украинское государство имело шанс состояться, хоть могло и не состояться. После оранжевого мятежа и ющенковской пятилетки галицизации всего, что шевелится, шанс сохранить две Украины в одних границах приблизился уже не то, что к нулю, а к отрицательному значению. Но и разделить страну на две-три части не то, что непросто, а попахивает сценарием похуже югославского. В лучшем случае одни готовы отпустить Галичину, а другие – Донбасс и Крым. Представляете, как долго и с какими жертвами будут делить остальное?

Поэтому обе противостоящие идеологически разные Украины пытаются обеспечить свою полную и безоговорочную победу, опорой на мощного внешнего союзника. И обе Украины пытаются закрыть глаза на то, что такая опора означает поглощение – не завтра, но в обозримой перспективе. В конце концов, ЕС уже официально обозначил своей целью постепенный переход к единому федеративному государству. Гарантирую, что управлять этой «федерацией свободных народов» будут французы и немцы (даже на том этапе, пока она ещё будет иметь черты конфедерации).

Поэтому и не могут обе Украины внятно обозначить свои стратегические планы и мобилизовать своих сторонников. Пропаганда может использовать ложь для достижения цели, но успешная пропаганда не может базироваться на лжи самому себе о своих планах. Как я уже говорил: пропаганде необходимо стратегическое планирование. К сожалению, горизонт украинской независимости так близок, что никакая стратегия в рамках проекта Украина невозможна. Пространство для манёвра отсутствует. А к выходу за рамки этого проекта элита не готова морально-психологически.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам