Коньячное производство: украинские реалии

То, что в Украине есть дефицит коньячных спиртов – это ни для кого не секрет. При ежегодном производстве в течение последних 5 лет более 3 млн. дал коньяков, перекурка коньячных спиртов в Украине покрывает не более половины этого производства. Перекурка спирта – это дорогостоящее занятие, поэтому дешевле и проще импортировать его из-за рубежа – ближнего ли, дальнего – на ваш выбор. Благо, такой выбор велик на любой вкус и кошелек. А еще более удешевить коньячный бизнес можно, и вовсе поставляя и разливая в Украине под видом "коньяка" фальсифицированные спирты. Никто ведь от этого не страдает… Только потребитель…

Откуда спиртишки?

По данным Государственной таможенной службы, в 2010 году в Украину было импортировано более 1,9 млн. декалитров коньячного спирта. Львиная доля спиртов – более 51% – была ввезена из Грузии. Доли Франции и Молдовы распределились по 23% и 15,5% соответственно.

И если в отношении Франции или даже Молдовы, учитывая их площади под виноградниками и урожаи, особых нареканий по количеству поставляемого в Украину коньячного сырья нет, то в ситуации с Грузией проблема лежит на поверхности.

Арифметика проста: на производство одного литра коньячного спирта идет около 10 килограммов винограда, то есть только для поставки в Украину 9,8 млн. литров виноградного спирта Грузии понадобилось до 100 тыс. тонн винограда.

Нужно еще учитывать, что в период после производства молодого коньячного спирта и до момента отправки покупателям он должен выдерживаться в дубовых бочках в течение 3 лет. Таким образом, виноград для спирта, поставленного в 2010 году, должен был быть выращен в 2006-м.

По данным же Министерства сельского хозяйства Грузии, урожайность винограда в этой стране максимально достигает 120 тыс. тонн в год. При этом половина урожая используется для производства виноградного вина, еще треть – потребляет население.

Предполагая, что оставшиеся после простого вычитания 20 тыс. тонн винограда направляются на перекурку, то из этого выйдет только 2 млн. литров коньячных спиртов, из которых как минимум еще должно быть произведено какое-то количество грузинского коньяка, а уже оставшаяся часть спирта, возможно, отправиться за рубеж.

Как пояснил вице-президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Вячеслав Сокерчак, часть коньячного спирта раньше шла через Грузию в рамках реэкспорта из европейских стран. Для Украины импортная пошлина на коньячные спирты, к примеру, из Франции или Испании в 2010-м составляла 0,5 евро/литр, ранее – 7 евро за литр. В Грузию же европейские спирты завозились беспошлинно, а оттуда в рамках зоны свободной торговли также без пошлин поставлялись на украинский рынок.

С 2011 года в рамках требований ВТО Украина отменила пошлину на ввоз коньячного спирта, однако, как считают эксперты, импорт коньячного сырья из Грузии по итогам года не уменьшится по сравнению с 2010-м.

Так, представитель одной из украинских алкогольных компаний, пожелавший остаться неизвестным, намекнул, откуда в Грузии могут взяться еще миллионы литров "виноградных спиртов" для поставки в Украину, предложив изучить статистику экспорта спирта-ректификата (пшеничные, свекловичные и другие спирты) из Украины в Грузию.

"В результате всех технологических обработок пшеничного и свекольного спирта в Украину попадает огромнейшая доля поддельного спирта. Она не наносит сильнейший вред конечному покупателю готовой продукции, однако его надежды купить виноградный напиток остается только мечтой. На этикетке же такого продукта должно значиться "горькая дубовая спиртовая настойка", но никак не "коньяк", – считает он.

Кто виноват и что делать?

Эксперты сходятся во мнении, что такая ситуация на украинском коньячном рынке стала возможной из-за недейственного государственного контроля.

"У нас было квотирование, когда начинался рост производства коньяка (в конце 90-х). В то время были традиционные коньячные предприятия. После же того, как импорт пошел в свободном доступе, те, кто раньше производили что-то, решили, а почему бы не производить коньяк. Не надо же перекуривать, хотя закон обязывает, чтобы был замкнутый технологический цикл, – рассказал первый заместитель генерального директора корпорации "Укрвинпром" Владимир Кучеренко.

Такое же мнение высказал и г-н Сокерчак, отметив, что в настоящее время в ситуации с качеством производимого продукта все зависит только от добросовестности самого производителя.

Единственная система учета и контроля сейчас по большому счету может существовать внутри самих предприятий-производителей коньяка, импортирующих спирты – ведутся специальные книги, в которых регистрируются спирты, их происхождение, выдержка и так далее. Но это исключительно самоконтроль правильных производителей.

Импортный коньячный спирт проверяется на таможне: при въезде партии происходит отбор продукции с последующим исследованием в таможенной лаборатории. Такой контроль, конечно, должен быть, однако он не может стать барьером для попадания на украинский рынок фальсификата.

"Для того чтобы вводить и реализовывать механизмы контроля на государственном уровне, нужны оборудование и специалисты. Насколько мне известно, на таможне необходимого для проверки качества оборудования нет. А газохромотограф, например, есть только в Киеве. Что касается специалистов, которые могли бы проверять органолептику, выявлять типичность, – то это уже настоящие виноделы высокого уровня. Не думаю, что на той же таможне такие есть", – считает управляющий партнер маркетингового агентства "Сайдо" Геннадий Кулжинский.

Система контроля качества импортируемого в Украину спирта должна быть намного шире.

К примеру, можно задействовать схему сертификации самих заводов-производителей коньячных спиртов, осуществляющих поставки на украинский рынок.

"Может, стоит государству вернуться к нормам квотирования и отбора предприятий, которые производят коньячные спирты для украинской винодельческой промышленности. Не пора ли подойти к вопросу инспектирования таких иностранных предприятий, которым дается возможность предоставления определенного количества сырья украинскому предприятию", – предлагает г-н Кучеренко.

Такой механизм предполагает, что украинские производители коньяка будут предоставлять запланированные обоснованные объемы его выпуска, под которые будет формироваться необходимая квота на импорт коньячных спиртов. После чего будет проводиться проверка тех иностранных производителей, коньячный спирт которых планируется ввозить.

Таким образом, можно будет четко проконтролировать, есть ли у потенциальных импортеров коньячного спирта своя сырьевая база, оборудование для выкурки спиртов, парк дубовых бочек для выдержки. А также можно будет располагать конкретной информацией, какое украинское предприятие, откуда импортировало и какое количество коньячного спирта.

Инспектирование производств и проверку продукции при ее ввозе в Украину могут осуществлять определенные Кабинетом министров Украины или Министерством аграрной политики и продовольствия ведомства, а также Государственная инспекция по виноделию и виноградарству, которая сейчас входит в состав объединенной Государственной сельскохозяйственной инспекции. По мнению того же г-на Кучеренко, Госвининспекция должна существовать как отдельный орган.

"Если вы посмотрите, на пример винодельческих стран мира – там работают отдельные органы по контролю качества винодельческой продукции", – пояснил он.

В результате такого контроля выиграет не только украинский потребитель, но и в целом имидж Украины перед Европейским Союзом, которому мы так рьяно доказываем, что имеем историческое право выпускать "Коньяки Украины", а не только горькие спиртовые настойки.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам