Когда усталая подлодка из глубины идет домой…

Есть темы, в которых женщины априори считаются некомпетентными. На первом месте – футбол и армия. Поэтому, когда я попросила разрешения написать про нашу подводную лодку, которая 20 марта 2012 года, наконец, отползла от ремонтной стойки на несколько метров в море, начальство удивилось. Да, я не разбираюсь в подводных лодках. Моя специализация – экономика. Но как эксперт в экономике могу точно сказать: содержать посудину, которая не развалилась исключительно благодаря толстому слою бакланьего помета, это нерентабельно. А Украине, если она хочет свести бюджетные концы с концами, нужно думать не о престиже, а о рентабельности.
В последнее время люблю приводить в пример две страны: Грецию и Германию. Греция всегда отличалась тем, что потребляла больше, чем производила (курортных услуг, шуб и оливок). А немцы наоборот – умеют жить экономно, а работать продуктивно.

В Берлине и Мюнхене есть бутики дорогой одежды. Но вы не найдете здравомыслящего немца, который отдал бы за дизайнерскую маечку несколько тысяч евро. Греция же традиционно была рынком сбыта самых дорогих предметов роскоши. Крылатая фраза «В Греции есть все» – это не преувеличение. Это констатация факта. И что в результате? Где Греция, а где Германия? Кто кого кормит?

Этот пример я привела потому, что страсть к дорогим вещам поражает не только так называемую украинскую элиту и пресловутых мажоров, а и государственную идеологическую доктрину (если с большой натяжкой предположить, что она вообще существует).

Как чванливые сельские дети мы гордимся кораблями, которые не плавают, самолетами, которые не летают, и наличием неработающей модели подводной лодки. Действительно, что же это за великая европейская страна, в которой нет даже собственной подводной лодки?! Не годится. Лодка должна быть, пусть даже это не лодка, а ужас, летящий на крыльях ночи.

Заранее предвкушая, как набросится на автора этих слов патриотично настроенная публика, я вооружилась визуальными доказательствами. Проще говоря, фотографиями. Ведь известно, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Вот она, красота и гордость нашего Военно-Морского флота и двух десятков его высокооплачиваемых адмиралов: подводная лодка «Запорожье»! Эти уникальные кадры были сделаны, когда лодку подняли для очередного нескончаемого ремонта в док 13-го (хорошая цифра) судоремонтного завода в Севастополе. Оказалось, что выше ватерлинии субмарина покрыта плотным слоем бакланьего помета, а ниже – корпус украшает «железобетонный» слой мидий.

Когда я рассказала о своих ярких впечатлениях одному представителю вооруженных сил, он пафосно заметил: «Кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую». Присутствовавшая при разговоре моя подруга-блондинка в ответ абсолютно искренне спросила: «А вы думаете, ЭТО нас защитит?». И бравый армеец не нашелся, что сказать в ответ.

Увы, проблема подводной лодки «Запорожье» гораздо глубже, чем просто пустая трата денег на бакланий помет. Это вопрос ментальности. Все понимают, что содержать лодку дорого и бесполезно, но избавиться от этой ноши не хватает политической воли. Как и от многого другого.

По статистике, Военно-морские силы Украины насчитывают более 70 боевых кораблей, судов и катеров, около 30 самолетов и вертолетов, около 40 танков, более 90 боевых машин пехоты, около 190 бронетранспортеров и более 60 артиллерийских систем и минометов. Сколько из всего этого еще «на ходу»? А что является просто балластом, на который уходят бюджетные деньги?

Вот, читаю «биографию» единственной украинской подводной лодки. Построена в Ленинграде. Спущена на воду 29 мая 1970 года. Впервые стала на ремонт в 1972 году. С 1991 года почти все время находилась в «ремонтном» состоянии. Самой большой проблемой стали аккумуляторные батареи с истекшим сроком службы. На них собирали деньги всем миром. А лодка ждала их, стоя на приколе.

Только в январе 2010 года батареи, купленные за $3,5 млн., наконец, установили. С тех пор велись работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи. Согласно решению бывшего министра обороны Михаила Ежеля, ходовые испытания планировалось провести до 31 мая 2011 года. Но не получилось.

Вот и получается, что есть у нас лодка, которая не ходит, и есть офицеры, с зарплатой 1,5 тыс. грн., которые в случае чего должны отдавать жизнь за родину. Работа у них такая!

И только 20 марта 2012 года украинская подводная гордость покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для размагничивания. Такая вот «инвалидная» история.

При всем этом у лодки есть командир, есть экипаж – 83 человека, есть начальники, которые за нее отвечают, и ремонтники, которые ее ремонтируют. Сколько денег с 1991 году было потрачено на содержание и ремонт подводной лодки «Запорожье», мне так и не смогли ответить. Понятно, что миллионы. Вопрос только чего – гривен или долларов (без учета аккумуляторной батареи).

Не удалось мне также узнать (пока), сколько в нынешнем году будет потрачено на подобные «игрушки престижа» из заложенных в бюджет 17,4 млрд. грн., отведенных на армию. Эту информацию не случайно держат в секрете: чиновникам в погонах очень удобно, когда деньги списываются на металл, а не на людей, которых надо кормить, одевать, обучать и лечить.

Вот и получается, что есть у нас лодка, которая не ходит, и есть офицеры, с зарплатой 1,5 тыс. грн., которые в случае чего должны отдавать жизнь за родину. Работа у них такая! Так может лучше вложить деньги в людей, а не в бакланий помет (пардон, за настойчивый повтор)?! И отказаться от дорогих игрушек, которые на нынешнем этапе экономического развития мы просто не можем себе позволить.

«Кто же защитит наши морские просторы?» – спросит патриот. Можно с Россией договориться в этой части. Она защитит. Это обычная мировая практика, широко принятая, например в Европе. Больше половины европейских стран не имеют вооруженных сил стратегического назначения. А некоторые страны, типа Лихтенштейна, вообще не имеют армии. У них заключены договоры с Австрией и Швейцарией, которые в случае чего обязуются защитить княжество от внешнего вторжения силами своих армий. Россия заинтересована в Севастополе, да и в Украине тоже, поскольку это буферная зона возле ее собственной территории.

А можно и ни с кем не договариваться. Тех нескольких сторожевых корабликов, которые у нас еще есть в подвижном состоянии, вполне хватает, чтобы сражаться с нашими стратегическими противниками – турецкими и болгарскими рыбаками, изредка заплывающими в территориальные воды независимой Украины.

Что же касается гордости нашей – подлодки «Запорожье», то, как великодушно сообщили мне компетентные лица (и это была единственная информация, которую удалось выудить), она нужна Украине не только из-за престижа, а главным образом как учебная база, позволяющая сохранять украинскую подводную школу. Дескать, не будет лодки, не будет и школы. И снова «блондинистый» вопрос напрашивается: а вы точно уверены, что ребята, которых обучали на этом «симуляторе» и которые никогда не ходили даже в учебный поход, способны решать хоть какие-то боевые задачи?

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам