Следствие для Саркози. Без болей в спине

Когда во Франции проводят обыски в доме недавно покинувшего свой пост президента – это называется демократией. Когда у нас арестовывают бывшего премьер-министра – это политические репрессии и расправа над оппозицией. Но я не собираюсь вдаваться в рассуждения о двойных стандартах. Европа живет по законам детективного жанра, в котором, как и положено французам, нашлось место любовной сцене, политической интриге и мести в стиле графа Монте-Кристо. С той лишь особенностью, что в не совсем любовном треугольнике фигурируют трое мужчин: Николя Саркози, Франсуа Олланд и Доминик Стросс-Кан.

Суть вопроса

Как уже сообщали СМИ, отряд финансовой полиции Франции во вторник провел обыски в доме супруги бывшего президента Франции Карлы Бруни-Саркози, а также в адвокатской конторе "Арно, Клод и компаньоны", долей в которой владеет бывший президент Франции Николя Саркози. По данным интернет-сайта газеты Le Monde, обыск был также проведен в новом доме Саркози, переданном ему как бывшему главе государства.

Президентский иммунитет французского лидера перестал действовать 16 июня. И почти сразу в суд были направлены документы, в которых он обвиняется в незаконном получении средств во время своей президентской кампании 2007 года от владелицы L'Oreal Лилиан Бетанкур. Известно, что полиция искала ежедневник Саркози, хотя, по словам адвоката Тьери Эрцога, Саркози направил копии ежедневника за 2007 год в трибунал Бордо еще 15 июня. На его страницах имя Бетанкур упоминается лишь один раз.

Радикальные действия органов правопорядка объясняются тем, что ключевой свидетель обвинения, бухгалтерша Бетанкур Клэр Тибу, в своих показаниях настаивает, что встреч было несколько, в то время как Саркози отрицает факт проведения других встреч с Бетанкур, кроме единственной 24 февраля 2007 года, упомянутой в ежедневнике.

Есть и другие свидетельские показания. В частности, приближенный к Бетанкур фотограф Франсуа-Мари Банье утверждает, что Саркози лично ездил к Бетанкур за деньгами в конце марта или начале апреля, а 26 апреля 2007 года попросил денег у Бетанкур, на что якобы получил положительный ответ.

В связи с расхождением в показаниях Саркози и свидетелей расследующий дело судья Жантиль и дал санкцию на обыск. Но это лишь внешняя канва данной запутанной истории. Подоплека у нее гораздо глубже.

Небольшое лирическое отступление

Никто не умеет так бодро карать своих бывших правителей, как французы. В этом деле они поднаторели еще во время Великой французской революции, поставив процесс зачистки аристократов на «гильотинный поток».

В современный период истории под следствием и судом побывали многие выдающиеся политические деятели страны. Президент Жак Ширак в декабре прошлого года был приговорен Исправительным судом Парижа к двум годам лишения свободы (условно)

В современный период истории под следствием и судом побывали многие выдающиеся политические деятели страны. Президент Жак Ширак в декабре прошлого года был приговорен Исправительным судом Парижа к двум годам лишения свободы (условно). Его признали виновным в хищении государственных средств и в злоупотреблении доверием. Речь идет об истории 70-80- гг. – создании фиктивных рабочих мест в мэрии (когда он ее возглавлял) и перечислении полученных средств на партию. А также в получении взятки от компании-поставщика питьевой воды в Париж.

Интересно, что суровость суда оказалась круче прокурорской. За несколько месяцев до вынесения приговора прокурор ходатайствовал о снятии обвинений с Ширака, как бы по амнистии, учитывая преклонный возраст подсудимого, проблемы с памятью, которые врачи обнаружили у экс-президента, а также его заслуги перед отечеством. Однако судьи посчитали, что освободить от наказания гражданина Ширака – это плюнуть в лицо простым французам, ворам и мошенникам, поставив их в неравные конституционные условия с бывшим главой государства. Почему простые французы должны сидеть, а высокопоставленный чиновник освобождаться от ответственности? В результате таких вот умозаключений Шираку и влепили срок.

Другому французскому президенту, Франсуа Миттерану, удалось избежать судебного преследования. Но в тюрьме оказались его сын и министр иностранных дел. Десять лет назад Жан-Кристоф Миттеран, сын бывшего президента Франции, попал за решетку по обвинению в отмывании денег, полученных с 1992 по 1994 год в качестве комиссионного вознаграждения от сделок по продаже советского оружия африканским странам.

Как мы в свое время уже писали, выяснилось, что для этих операций использовалось принадлежащее Миттерану предприятие по переработке рыбы, расположенное в Мавритании. Главным свидетелем обвинения стал прежний компаньон президентского сына по "рыбному бизнесу" Оливье Коллонж, которого долгое время считали доверенным лицом Миттерана-младшего. Они познакомились в 1992 году, а через четыре года Коллонж получил от Жан-Кристофа предложение поехать в Мавританию для строительства завода по переработке рыбы.

Однако вскоре, по словам Коллонжа, Миттеран охладел к этой идее и переключился на создание охотничьего хозяйства в одном из государств Центральной Африки. Ситуация изменилась в 2000 году, когда французская прокуратура начала разматывать связи сына экс-президента с торговцами оружием. Через доверенных людей Жан-Кристоф потребовал от Коллонжа скорейшего завершения строительства и предложил не стесняться в средствах. Часть инвестиций поступила через мавританские и ливанские банки, однако несколько раз Миттеран передавал крупные суммы наличными через сестру Коллонжа.

Вскоре следователи, которые вели дело Миттерана, вышли на еще одного участника оружейной схемы. 9 марта 2001 года был проведен обыск в служебном кабинете тогдашнего министра иностранных дел Юбера Ведрина

Вскоре следователи, которые вели дело Миттерана, вышли на еще одного участника оружейной схемы. 9 марта 2001 года был проведен обыск в служебном кабинете тогдашнего министра иностранных дел Юбера Ведрина. Его и экс-президента ЕБРР Жака Атали обвинили в помощи торговцу оружием Пьеру Фальконе отмыть $46 млн. Фирма Фальконе "Brenco International" продала оружия враждующим сторонам в Анголе на $500 млн., из которых $2 млн. прикарманил Миттеран-младший, а по $250 тыс.– Ведрин и Атали. Последний был арестован и, как и сын Миттерана, выпущен под залог. Свобода бывшему главе ЕБРР обошлась в $140 тыс. залога.

Тогда же на скамью подсудимых угодил и предшественник Ведрина в МИДе, экс-министр Ролан Дюма. Ему вменили в вину многомиллионные комиссионные за контракты (в частности, на поставку французских военных кораблей Тайваню) и трудоустройство любовницы на работу в нефтяную компанию "ELF" с оказанием "протекционных услуг" этой компании при получении госзаказов.

Дюма был приговорен к полугодовому тюремному заключению (не условно) и в своих «письмах на волю» обвинял Юбера Ведрина и министр труда Элизабет Жигу в том, что они участвовали в незаконном переводе средств "ELF" на счета немецкого Христианско-демократического союза (ХДС), лидером которого был бывший канцлер Германии Гельмут Коль. Дюма утверждает, что французские деньги пошли на покупку нефтеперерабатывающего завода в Лейне в Восточной Германии, а Миттерана об этой услуге просил лично Коль.

После чего немцы тоже решили посадить своего канцлера, несмотря на репутацию второго после Эрхарда величайшего руководителя Германии, сыгравшего огромную роль в процессе объединения ФРГ и ГДР, а также создания нынешней модели Евросоюза.

Правда, до суда дело не дошло. Все обошлось жесткой нервотрепкой с допросами в парламенте (перед специальной следственной комиссией бундестага) и самоубийством бывшего финансового менеджера партии. Тем не менее…

Странно, что при этом еще молодая, но уже политически активная Ангела Меркель не проявляла никакого интереса к здоровью выдающегося соотечественника, как и клиника «Шарите». Но мы несколько отклонились от темы. А именно – криминально-политических проблем экс-президента Франции Николя Саркози.

Отцы и дети

На самом деле история Саркози–Бетанкур делится на две не связанные с собой новеллы. Одна – это семейная драма, из серии борьбы детей за наследство родителей. Другая – политический детектив, где кандидат в президенты делает лихую «подставу» своему потенциальному противнику, но, выиграв бой, проигрывает войну в целом.

Лилиан Бетанкур – одна из самых богатых женщин мира. Ее личное состояние Forbes оценивает в $22,9 млрд. Концерн L'Oreal – достался ей в наследство. Ее отец Эжен Шуэллер в начале XX века изобрел синтетическую краску для волос

Начнем с первого. Лилиан Бетанкур – одна из самых богатых женщин мира. Ее личное состояние Forbes оценивает в $22,9 млрд. Концерн L'Oreal – достался ей в наследство. Ее отец Эжен Шуэллер в начале XX века изобрел синтетическую краску для волос (до этого женщины использовали хну и басму). Позднее он выпустил первую органическую краску, которую назвал Imedia – новый продукт произвел настоящий фурор на рынке. А также первый жидкий шампунь (до этого для мытья головы использовали мыльную стружку или обычное мыло).

Сейчас L'Oréal – один из крупнейших в мире производителей косметики. Это вторая по стоимости компания во Франции после нефтяного гиганта Total Fina Elf. 53,7% акций L'Oréal принадлежат компании Gesparal, контрольным пакетом которой владеют члены семьи Бетанкур, находящиеся в состоянии непримиримой вражды между собой.

Лилиан Бетанкур уже много лет не разговаривает со своей не столь молодой уже дочерью Франсуазой Бетанкур-Майерс. Она поддерживает отношения только с одним из двух своих внуков. Конфликт обострился после того, как в жизни 80-летней (на тот момент) старухи появился 60-летний фотограф и художник Франсуа-Мари Банье.

До появления художника дочь миллиардерши была ее единственной наследницей. Но мать переписала завещание, и, согласно новому варианту, Банье вписан в число наследников и должен получить коллекцию картин Пикассо, Матисса, Мондриана, Леже и других художников, стоимость которой оценивается примерно в 24 млн. евро. В 2006 году Бетанкур также решила, что ему в наследство должен достаться еще и остров Дарос на Сейшелах стоимостью в несколько сотен миллионов евро.

Кроме того, 56-летняя дочь обвинила 87-летнюю мать в том, что в течение нескольких лет она делала необоснованно дорогие подарки своему другу. Сумма подарков в итоге составила около 1 млрд. евро (!) из всего 13-миллиардного состояния Бетанкур.

Дочь обратилась в суд, чтобы признать мать недееспособной, так как она страдает болезнью Альцгеймера, поместить ее под судебный надзор и установить контроль над ее расходами. Она утверждает, что тем самым хочет оградить мать от корыстолюбивых мошенников. Сама Бетанкур, в свою очередь, не считает себя жертвой. Она заявила, что нормально соображает, а дочь пытается посягнуть на ее личную свободу.

В ходе этой борьбы мать и дочь наладили систему взаимной слежки, сбора информации и вербовки слуг. Самой большой удачей Франсуазы Бетанкур-Майерс стало то, что она перетащила на свою сторону уволенную бухгалтершу матери по имени Клэр Тибу.

Именно эта Клэр, выступая в суде по делу о «маразмах старушки», проговорилась, что Саркози в 2007 году получил на избирательную кампанию 150 тысяч евро, которые были переданы его казначею Эрику Верту. За ее неосторожное высказывание ухватились следователи, они вытащили из Тибу новые подробности. По словам бухгалтерши, когда Саркози был мэром Нейи, где проживает миллиардерша, он нередко получал щедрую помощь, которая всегда передавалась в конвертах, и все это происходило "в маленькой гостиной на первом этаже, рядом с обеденным залом".

Стросс-Кан рассказал, что еще за несколько недель до инцидента за ним начали следить французские спецслужбы. Он считает, что «связанные с Саркози оперативники» прослушивали его телефонные разговоры и проследили за тем, чтобы Диалло обратилась в полицию

Так, история конфликта матери и дочери превратилась в политический скандал национального масштаба. На сегодняшний день Лилиан Бетанкур, которая уже официально признана судом недееспособной (дочь победила), подозревается в уклонении от уплаты налогов и нелегальном финансировании политических организаций. В ее доме несколько месяцев назад провели обыск. Его продолжением стал обыск у Саркози.

Не рой яму другому…

Теперь – о политической составляющей. Нельзя обвинить нынешнего президента страны Франсуа Олланда в том, что он инициировал криминальное преследование Николя Саркози. Следствие по делу о «взятках Бетанкур» началось гораздо раньше, чем бывший президент проиграл выборы.

Но нельзя отрицать того факта, что Олланд был бы рад посадить предшественника в тюрьму, отплатив ему той же монетой за издевательство над коллегой по партии, главой МВФ Домиником Стросс-Каном. Не секрет, что баллотироваться от социалистов на президентских выборах, которые выиграл Олланд, должен был не он, а Стросс-Кан. К моменту своего ареста Стросс-Кан опережал Франсуа Олланда по популярности среди французских социалистов. Но из-за секс-скандала в нью-йоркской гостинице он лишился этой возможности и потерял пост главы МВФ.

После того, как у следствия появились основания сомневаться в правдивости показаний горничной Нафиссату Диалло, обвиняющей Стросс-Кана в сексуальном насилии, Стросс-Кан дал откровенное интервью Guardian. Там он прямо заявил, что скандал с его арестом в мае 2011 года в Нью-Йорке был спровоцирован людьми, связанными с президентом Франции Николя Саркози.

Стросс-Кан рассказал, что еще за несколько недель до инцидента за ним начали следить французские спецслужбы. Он считает, что «связанные с Саркози оперативники» прослушивали его телефонные разговоры и проследили за тем, чтобы Диалло обратилась в полицию, что в итоге спровоцировало международный скандал.

Сразу отмечу: следователи не ставят под сомнение, что между известным эротоманом Стросс-Каном и чернокожей горничной был сексуальный контакт. Сомнения возникает в том, было ли это изнасилованием. В частности, следователи выяснили, что за день до подачи заявления об изнасиловании горничная по телефону обсуждала с неким мужчиной выгоды, которые можно извлечь из обвинений в адрес Доминика Стросс-Кана.

Полиции удалось также установить, что этот человек – гражданин США, был ранее осужден за хранение наркотиков. Также выяснилось, что в течение последних лет он несколько раз переводил деньги на счета «пострадавшей». В общей сложности иммигрантка получила от него около $100 тыс. В ходе следствия вскрылась и другая ложь. Горничная утверждала, что у нее был только один мобильный телефон. Однако выяснилось, что каждый месяц она оплачивала звонки с пяти номеров.

Все эти обстоятельства, выкопанные, кстати, частными детективами, которых нанял Стросс-Кан, позволили ему утверждать, что вся история была затеяна с одной целью – не позволить ему стать соперником Саркози на выборах. «Возможно, я был политически наивен, но я просто не мог предположить, что они зайдут так далеко… Я не думал, что они смогут найти что-то, что могло бы остановить меня», – заявил Стросс-Кан.

Если бы не результативная работа частных детективов, экс-глава МВФ вполне мог бы лет на 5-10 загреметь за решетку. А на французских социалистов пало бы несмываемое пятно позора, которое в конечном итоге могло бы привести к развалу партии.

Однако история распорядилась иначе. Олланд выиграл. Стросс-Кан фактически оправдан. А проигравший Саркози теперь отвечает на вопросы судебных следователей. Обозреватели европейских газет пишут, что «круг ада» вокруг его персоны сжимается.

Если не будут доказаны взятки от Бетанкур, Саркози может стать обвиняемым по еще одному коррупционному делу, датированному 1994 годом. В СМИ сообщали, что тогда, в бытность министром бюджета, Саркози якобы участвовал в получении откатов при продаже подводных лодок Пакистану.

Справедливости ради нужно отметить, что следствие по этому делу также началось не сегодня – оно тянется еще с 2007 года. Но этим летом и осенью французские избиратели, наконец, имеют шанс получить ответ: брал их президент откаты за подводные лодки или не брал. По данным французских СМИ, экс-президента вызовут в суд «по делу Карачи» через две-три недели. При этом спина у Саркози пока не болит. Да и в больницу он пока ложиться не собирается.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам