Пирамиды вне закона по-украински

Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, подготовленный Нацкомфинуслуг, который подразумевает косвенное запрещение финансовых пирамид. На сегодняшний день таким путем пошли почти полсотни стран мира, включая США и Великобританию. С января прошлого года аналогичный проект лежит в российской Госдуме. Однако принимать его наши соседи не торопятся. Почему? Эксперты говорят, что проблема – точно определить сам термин «финансовая пирамида»: как это сделать таким образом, чтобы указать на МММщиков и не задеть, к примеру, банки.
Вопрос, как грамотно запретить финансовую пирамиду, над которым мучаются у нас и в России, перед американцами, например, не стоит вовсе. Мы уже писали: они с такими, как Мавроди, не панькаются. Аллена Стэнфорда посадили на 110 лет в тюрьму, а Бернарда Мэдоффа – на 150 лет. Менее знаменитым собирателям чужих денег под пустые обещания давали сроки и поменьше, но, главное, проблем с классификацией преступления не было – мошенничество в особо крупных (как сказали бы наши следователи) размерах.

Таким же образом финансовые пирамиды запрещены в других странах: Албания, Австралия, Австрия, Бразилия, Канада, Китай, Колумбия, Дания, Доминиканская Республика, Эстония, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Иран, Италия, Япония, Малайзия, Мексика, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Филиппины, Польша, Португалия, Румыния, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Великобритания и др.

Некоторые страны учились на собственных ошибках, другие принимали соответствующие законы в качестве превентивной меры. Конечно, в той или иной форме финансовая пирамида была везде. Другое дело, что, скажем, в Англии крупных потрясений в этой сфере не наблюдалось. А вот в первой по списку Албании сначала крах пирамид, а потом решение местного парламента запретить «недобросовестные инвестиционные фирмы» привели к массовым протестам по всей стране в январе 1997 года, изменившим политический фон на многие годы.

В России, как и у нас, нет прямого запрета на деятельность МММ и ей подобных. Наши соседи также пытаются идти косвенным путем. Например, их Федеральная служба по финансовым рынкам (аналог нашей Нацкомфинуслуг) предлагает запретить рекламирование финансовых услуг компаниям, не имеющим соответствующей лицензии. Таким образом ведомство рассчитывает ограничить возможности для продвижения финансовых пирамид, а также компаний, предлагающих заработок на изменении валютных курсов.

Но бравое наступление на Мавроди и его собратьев споткнулось о главный вопрос: определение термина «пирамида». Дискуссия на сей счет продолжается до сих пор. Определение может быть прописано как отдельным законом, так и поправками в другие

Есть и более экстравагантные предложения, которые звучат из правительства. Замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин предлагал приравнять популяризаторов финансовых пирамид к распространителям наркотиков и ввести уголовную ответственность за подобную деятельность.

Но бравое наступление на Мавроди и его собратьев споткнулось о главный вопрос: определение термина «пирамида». Дискуссия на сей счет продолжается до сих пор. Определение может быть прописано как отдельным законом, так и поправками в другие. Предлагались поправки и в закон о рынке ценных бумаг, но участники рынка не поддержали это решение.

Почему? Именно потому, что боялись попасть под государственную «пилу» по принципу «лес рубят – щепки летят». Все мы немного лошади. Все финансовые учреждения – чуточку пирамиды.

В проблему, как сформулировать определение пирамиды, уткнулись и наши специалисты. Что собственно запрещать? Запрещать гражданам давать деньги друг другу? Но это абсурд. Запрещать выплачивать проценты новым вкладчикам за счет старых? Но по большому счету так действуют и банки, только в более сложной форме.

В общем, после краха очередного детища Мавроди в мае этого года в Нацкомфинуслуг подумали и решили: перечислить все финансовые услуги и запретить предоставление тех из них, которые не включены в перечень закона. Проект (№11060) в итоге получил название «О внесении изменений в статью 4 закона Украины «О финансовых услугах и госрегулировании рынка финансовых услуг».

Фактически он уточняет существующий перечень финансовых услуг (деятельность на рынке ценных бумаг, страховая деятельность и т.д.), относя к ним также управление имуществом для финансирования объектов строительства и операций с недвижимостью, операции с ипотечными активами при эмиссии ипотечных ценных бумаг, банковские услуги.

При этом все финансовые услуги, предоставление которых будет оговариваться другими законами, подлежат включению в сей список в обязательном порядке. Регуляторы финансовых рынков (Нацкомфинуслуг и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку) получают право определять принадлежность тех или иных операций к конкретному виду финансовых услуг.

Эксперты говорят, что проект, по сути, добавляет Нацкомфинуслуг одно единственное полномочие: определять, что конкретная деятельность является предоставляем финансовых услуг, а эти «услуги» в свою очередь – пирамидой

Необходимость данных изменений объясняется в пояснительной записке к законопроекту. «На сегодня наблюдаются случаи предоставления субъектами хоздеятельности услуг, которые по своей сути являются финансовыми, но не подпадают полностью ни по один конкретный вид, выписанный в законе. Отсутствие регулирования такой деятельности приводит к ослаблению защиты потребителей финуслуг, и для граждан увеличивается риск вовлечения в схемы, которые являются мошенническими или построенными как «финансовая пирамида», – говорится в записке.

Эксперты говорят, что проект, по сути, добавляет Нацкомфинуслуг одно единственное полномочие: определять, что конкретная деятельность является предоставляем финансовых услуг, а эти «услуги» в свою очередь – пирамидой.

Если смотреть текст изменений, которые предлагается принять, то он выглядят так:

«Финансовые услуги, деятельность по предоставлению которых предусматривается законами, должны быть включены в перечень, определенный частью первой статьи 4 закона;

деятельность по предоставлению финансовых услуг, которые не определены частью первой статьи 4 Закона, запрещается;

органы, осуществляющие государственное регулирование рынков финансовых услуг в соответствии со статьей 21 Закона, могут принимать в пределах своих полномочий решения:

– О принадлежности операций, которые осуществляются на рынках финансовых услуг, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона;

– Об определении операции как финансовой услуги, деятельность по предоставлению которого разрешается только при условии включения этой услуги в перечень, определенный частью первой статьи 4 Закона».

«Все это очень хорошо, – сказал эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным, – но мы опять не видим четкого определения, что такое финансовая пирамида. А без этого госрегулятор рискует подвергнуться коррупционному соблазну (жертвой которого уже стали его предыдущий руководитель Василий Волга и его сотрудники). Кто не захочет быть признанным «пирамидой», наверняка начнет искать пути откупиться от этого непочетного звания. А раз определение отсутствует, то возможны варианты. Грань между пирамидой и не-пирамидой – как между эротикой и порнографией. Тонкая», – закончил свой комментарий наш собеседник.

В Нацкомфинуслуг в свою очередь уверены, что их предложение оптимально. В комиссии отмечают, что на самом деле определение финансовой пирамиды в отечественном законодательстве уже есть. И содержится в законе «О защите прав потребителей». Более того, этот закон уже устанавливает запрет на ее создание, «эксплуатацию» и содействие развитию. Не хватало только властных полномочий, чтобы пресекать деятельность мошенников. Что ж, поживем – увидим…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам