На Дунае и Саве…

…Всем городам мира в одном повезло (или не повезло, это как посмотреть) – все, кто живет (или жил) в Киеве сравнивают их именно со столицей Украины. Потому же, что всем понятно: жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в Киеве. Я это в очередной раз понял и в Белграде, прохаживаясь по его улицам и площадям, взбираясь по парку Каламегдан на одноименную крепость, возвышающуюся над слиянием рек Дуная и Сава, пытаясь найти самое классное кафе на берегу Дуная, который, если абстрагироваться, так похож на Днепр. Ну, это для меня, для киевлянина…
…И точно так же, как для кого-то Дунай смахивает на Сену, Неву или Москву-реку с Гудзоном. Так оно почему-то бывает: как только тебе хорошо, комфортно и уютно в чужом городе, так сразу хочется домой. Может, автоматическая реакция организма на то, когда человек чувствует себя, как дома…

…А в Белграде действительно было хорошо и спокойно. Несмотря на то, что в центральных кварталах сохранили разбомбленным здание генштаба сербской армии, многие дома органов власти испещрены осколками, а уличные знаки насквозь пробиты этими самыми осколками. Это жестокие и красноречивые следы того, как в 1999 году тогда еще Югославию пытались «демократизировать», с бомбардировщиков утюжа ее столицу и людей. Это потом туда пошли «воевать» грантоедческие капиталы, разъедающие душу нарванного и обезбашенного деньгами и беспочвенными надеждами и посулами молодого поколения, которое и осуществило в ускоренном режиме первую «цветную революцию», снесшую с «трона» президента Слободана Милошевича. «Эрзац-революция» была успешной и казалась такой простой в исполнении, что заразила ее инициаторов, разработчиков и спонсоров на подобные «подвиги» по всей постсоветской Восточной Европе и даже Средней Азии. В Грузии и Украине революции удались бескровно, В Киргизии и Узбекистане пролились реки крови. В Беларуси и России проплаченные «цветняки» обернулись карикатуризацией и маргнализацией «борцов за демократию», которые оказались «страшно далекими от народа», с облегчением воздохнувшего, когда борцам вправили мозги либо дубинками, либо профилактическими и нестрашными ночлегами в СИЗО…

Сейчас о тех временах в Белграде чисто визуально не напоминает ничто. И не потому, что сербы неактивны или раскаялись. Просто очень уж страшными получилось «похмелье» после многообещающего революционного «запоя», закончившегося грандиозным пшиком. Для сербов их страну даже порвали на клочья и обещают вернуть все «взад» только после дальнейшего «разоружения» и отказа ментальных приоритетов и привычек, от исторических связей и столетиями не предававших друзей. Например, от России. Сербов с русскими кстати, роднит не только многовековая дружба, но и тот страх, который перед сербами, как и перед русскими, испытывает «просвещенный цивилизованный» Запад. Сербов хотят окончательно загнать «под лавку» — в Евросоюз, но без Косово и Метохии, края КосМет, где сербы, собственно, и почувствовали себя сербами.

А теперь у сербов и осталась разве что призрачная надежда, что только в едином ЕС КосМет опять воссоединится с Сербией в едином государстве. На это и играют как в Брюсселе, так и в Белграде. Но только по разным причинам и в надежде обмануть друг друга, провести на мякине обещаний и посулов. В ЕС думают, что, соблазнив вхождением в ЕС и надеждой на воссоединение, заставят сегодняшний Белград признать независимость Косово и таким образом окончательно раздерибанят Сербию, унизят ее народ и подтвердят свою силу. В Белграде же некоторые еврооптимисты надеются, что в ЕС их примут без окончательного отказа от Косово, а в самом Евросоюзе отколовшийся край и будет возвращен Сербии. Но большинство сербов-то знает, интуитивно чувствует: раз отобранное никто в Европе не возвращает…

…Нет, чуть не соврал. О тех временах «бомбовой демократизации» Сербии «общечеловеками» из НАТО напоминают еще два здания – посольств США и Хорватии в Белграде. Все окна в них, выходящие на улицу, на проезжую часть, надежно забиты бронированными плитами и аккуратно, в тон зданиям, закрашены. Это, значит, чтобы когда-нибудь возмущенные коварством и вероломством «демократов» и «цивилизаторов» сербы захотели отомстить и не начали обстреливать дипмиссии, например, из гранатометов или крупнокалиберных пулеметов. А если и начали, то у посольских «носителей общечеловеческих ценностей» был шанс хотя бы скрыться в подвальных помещениях и бункерах, а потом и вообще безопасно сдрыснуть из «демократизированной», но не покоренной страны. И о войне эти забытые окна посольств, скажу вам, напоминают так же страшно м красноречиво, как и руины разбомбленных зданий, оставленных в таком виде, повторяю, на долгую память будущим поколениям, которые тоже, уверен, будут «демократизировать». Если нынешние сербы не сдадутся у ворот «объединенной Европы» на ее унизительных условиях…

А они вряд ли сдадутся!..

И Белград или Београд, как пишут его название сами сербы, кстати, — ярчайшее свидетельство их стойкости. Мало того, что это один из древнейших городов Европы. Так его на протяжении всей истории пытались если и не стереть с лица земли, то уж точно унизить, свести его роль к минимуму все, кому не лень.

В III веке до нашей эры у слияния Дуная и Савы появились кельты. Они оценили главенствтующее положение будущей крепости Калемегдан для контроля над сухопутными и водными путями и застолбили там крепость. Римляне, разметав кельтов, не стали уничтожать их крепость, а только усовершенствовали ее под названием Сингидунум. Потом его по очереди захватывали, разрушали и отстраивали заново гунны, авары, болгары, византийцы. А когда в VII – XIX веках уже нашей эры на Балканы поперли славяне с Карпат, то они тоже не обошли вниманием известную и такую полезную возвышенность. И 878 году укрепление на ней впервые упоминается как Београд сербский. Потом им владели по очереди Византия, Венгрия и Болгария, но сербы там жили всегда. В 1284 году сербы утвердили свою власть над Белградом окончательно. Вот с тех пор он прочно и удерживает за собой столичный статус, несмотря на многочисленные исторические перипетии, которые переживали страна и ее народ.

А их, перипетий, было великое множество. Достаточно сказать, что в начале XVI века Сербия была окончательно завоевана турками, и Белград даже носил турецкое название Дарул-Аль-Джахад. В 1688-1690, 1717-1739, 1789-1791 городом владели австрийцы, но турки всякий раз отбивали «свое» себе. Пока в 1806 году Белград не был объявлен столицей Сербского княжества в составе Оттоманской Порты. В 1830 году оно получило внутреннюю автономию, а в 1978 году – полную независимость. Русские штыки тогда показали, кто на Балканах хозяин. И с чьего позволения.

Сербам это, как видим, пошло на пользу, и они запомнили помощь России. И всегда с надеждой и благодарностью смотрели на северо-восток. И шутили – «нас с русскими 150 миллионов». Эта связка и пугала, и пугает «просвещенную Европу»…

…Ну а Белград сегодня – это красивый и спокойный город, проблемы которого для постороннего глаза укрывает богатство и разнообразие его архитектуры, соперничество двух династий княжеско-королевских Карагеоргиевичей и Обреновичей, заметное даже в памятниках персоналиях, третий по размерам в Православии храм Святого Саввы, театры и музеи, чудесный парламент (Скупщина). И, конечно же, Дунай, в который прямо в Белграда впадает река Сава. И не зря я вспомнил Киев, стоящий на Днепре…

…А из Белграда с представителями Общества Красного Креста я поехал в Приштину, столицу упомянутого КосМета. И увидел трагедию собственными глазами. Трагедию сербов, провозглашенную триумфом косовских албанцев. Такой вот кульбит. Но это – другая история…

Фото Ольги Якимович

var max_id = 20;
var default_id = 1;

$(‘.jqm’).html($(‘#gal-div’).html());
$(‘.jqm’).addClass(‘gallery gal-big galWindow’);
$(‘#gal-div’).remove();

$(‘#gallery-‘ + default_id).addClass(‘active’);
$(‘#current_id’).val(default_id);

$(‘#photo-new’).hide();
$(‘#ajax-loader’).hide();
$(‘.gallery_load’).click(function() {

var id = $(this).attr(‘id’).split(‘-‘);
$(‘#current_id’).val(id[1]);
$(‘#ajax-loader’).show();
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(this).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(this).attr(‘title’));

return false;
});

$(‘#photo-new’).load(function() {

$(‘#photo-show’).fadeOut(«slow», function() {

$(‘#photo-src’).attr(‘src’, $(‘#photo-new’).attr(‘src’));
$(‘#photo-title’).html($(‘#photo-new’).attr(‘alt’));

$(‘#photo-new’).removeAttr(‘src’);
$(‘#photo-show’).fadeIn(«slow»);

$(‘a.active’).removeClass(‘active’);
$(‘#gallery-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#photo-big-src’).attr(‘src’, $(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).attr(‘href’));
$(‘#ajax-loader’).hide();
});
});

$(‘#gallery-next’).click(function() {

$(‘#ajax-loader’).show();
var new_id = parseInt($(‘#current_id’).val()) + 1;
if ($(‘#gallery-‘ + new_id).length == 0) new_id = 1;
$(‘#current_id’).val(new_id);
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘title’));

return false;
});

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам