Кто стоит за «вакцинным скандалом»?

Волна сообщений СМИ о серии детских смертей от прививок захлестнула информационное пространство Украины. В эпицентре скандала оказалось харьковское предприятие «Фармстандарт-Биолек», принадлежащее российскому фармацевтическому концерну «Фармстандарт». Все развивалось быстро и стремительно – оппозиционный депутат Андрей Сенченко направлял запросы в Генпрокуратуру, депутат от Партии Регионов Татьяна Бахтеева читала Минздраву морали, глава Государственной службы по лекарственным препаратам Алексей Соловьев в своих редких появлениях в СМИ создавал «Фармстандарт-Биолеку» образ ненадежного предприятия.

Блеск и нищета вакцинного скандала

Громкие обвинения в адрес Минздрава являются мыльным пузырем и плодом больной фантазии народных депутатов

Многие журналисты и представители общественности быстро заинтересовались темой. Еще бы – тема детской смертности не может обойти вниманием никого. В подобных вопросах тяжело оценивать ситуацию трезво. Обращать внимание только на сухие факты, когда эмоциональная составляющая истории настолько сильна, под силу далеко не каждому человеку. Тем не менее, мы попытаемся разобраться в некоторых деталях этой нашумевшей и запутанной истории.

Баннерная реклама в сети интернет, шокирующие заголовки, муссирование непроверенной информации, небывалая активность нескольких народных депутатов, борющихся за благополучие и здоровье народа – все это признаки хорошо спланированной пиар-кампании. Объект атаки – руководство Минздрава, формальный повод – вакцина одного из главных производителей лекарственных препаратов в Украине предприятия «Фармстандарт-Биолек».

Опустим множество возможных побочных эффектов этой кампании, и определим главную ее цель – это борьба за государственный заказ и закупки. От решений, принимающихся на уровне Минздрава, зависят многомиллионные доходы фармацевтических фирм, производящих, в том числе, и вакцины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лоббисты от фармацевтики стремятся влиять на решения, принимаемые в МОЗ. Часто это пытаются делать с помощью коррупционного влияния, реже – политического влияния, а если не срабатывают эти традиционные методы, то зачастую – и шантажом, и угрозами, и публичной дискредитацией лиц, принимающих решения. В данном случае организаторы черной кампании решили не мелочиться, а сконцентрировать свои усилия на главном человеке в системе отечественного здравоохранения – главе МОЗ Раисе Богатыревой.

Не зря в узких кругах специалистов давно закрепилось мнение, что кресло главы Минздрава – это электрический стул. Каждый глава МОЗ, вне зависимости от своей политической окраски, опыта работы и авторитета, вынужден жить и работать в атмосфере нескончаемых войн между игроками рынка лекарств и медицинской техники. И очень часто жертвами этих войн становятся сами министры. По состоянию на февраль 2012 года, когда Раиса Богатырева приступала к своим обязанностям в качестве главы Минздрава, она была уже четвертым (!) Министром здравоохранения за неполные 2 года работы правительства Николая Азарова.

Однако разберем последнюю информационную атаку на МОЗ, и постараемся отделить факты от психологических приемов и уловок специалистов по пиару. Что, благодаря СМИ, знает рядовой украинец? Примерно следующее: «Фирма сына главы МОЗ выиграла тендер на госзакупку вакцины от гепатита В – и от этой вакцины начали массово погибать дети».

Наиболее яркий эмоциональный штрих здесь, конечно: «дети гибнут от вакцины!» Такие заголовки, безусловно, не могут остаться без внимания нормального человека. И этим приемом пользуются заказчики скандала. Причем, далеко не в первый раз.

Что-то мне это напоминает…

Многие наверняка вспомнят историю о том, как в мае 2008 года краматорский школьник Антон Тищенко умер вскоре после прививки от кори и краснухи. Политики быстро связали смерть школьника с прививкой. Тогдашний министр здравоохранения Василий Князевич оказался под жестким прессом, а некоторые его подчиненные – под следствием, несмотря на то, что вакцина была сертифицирована ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и официально ввезена в Украину. Страной прокатилась волна массового отказа от прививок. А спустя три года госсанэпидем служба зарегистрировала резкое увеличение заболеваемости корью и краснухой.

В то же время мало кто знает, что той вакциной было иммунизировано около 130 тысяч человек. И – главное – эксперты ВОЗ пришли к выводу, что юноша умер от септического шока, вызванного инфекционным заболеванием (не связанным с прививкой). Никакой взаимосвязи между вакцинацией и летальным исходом найдено не было. Смерть ребенка случилась в так называемый поствакцинальный период, который длится 30 дней, что и дало возможность отдельным народным депутатам заявлять о взаимосвязи между вакцинацией и смертью, а также обвинять в случившемся лично главу МОЗ.

Стоит ли добавлять, что политики, раскрутившие вакцинный скандал образца 2008 года, спустили тему на тормоза сразу же, как стала очевидна полная бесперспективность пиар-комбинации. Народные депутаты Татьяна Бахтеева и Юрий Гайдаев, выступившие главными публичными обвинителями Минздрава в далеком ныне 2008 году, предпочли не раскручивать данную тему дальше.

Кстати, по странному стечению обстоятельств несменяемая глава парламентского комитета по здравоохранению, народный депутат от Партии Регионов Татьяна Бахтеева играет заметную роль и в нынешнем «вакцинном скандале». В 2008 году Татьяна Дмитриевна настаивала на личной ответственности главы МОЗ за смерть краматорского подростка. В рамках «вакцинного скандала» №2 она так же щедро раздает комментарии и интервью некоторым СМИ, в которых она выражает свою полную уверенность в смертельной опасности вакцин производства «Фармстандарт-Биолека».

Вакцинный скандал №2 пока еще не завершился. Со дня на день ожидаются выводы Генеральной прокуратуры по результатам проверки «Фармстандарт-Биолика». Однако внимательного наблюдателя сразу же может насторожить ряд моментов.

Во-первых, разнобой в цифрах: количество детей, якобы пострадавших от прививок за несколько недель информационной атаки снизилось с нескольких десятков до семи. Во-вторых, отсутствие даже намека на подтверждение какой-либо экспертизой того факта, что смерть детей и, собственно, вакцинация взаимосвязаны. По сей день вывод о том, что смерть семерых детей произошла именно от вакцины против гепатита В, является оценочным суждением нескольких журналистов и упомянутых выше народных депутатов – Сенченко и Бахтеевой. Иными словами – ничем не подкрепленной фантазией. Тем не менее, обвинения выдвигаются очень серьёзные. Правда же заключается в том, что каждая детская смерть – это ЧП областного масштаба. Анализом подобных случаев всегда занимается специальная комиссия, к работе которой привлекаются специалисты из разных ведомств, в том числе и правоохранительных. Это десятки незнакомых и не связанных друг с другом лиц, и скрыть что-то в ситуациях, связанных со смертью ребенка, практически не возможно. Тем более одновременно в семи разных случаях, произошедших в разных населенных пунктах, в разное время, и при разных обстоятельствах.

«Шарашкина контора» оказалась предприятием с всесоюзным именем

Что же является правдой, а что ложью в истории с вакцинами? Действительно, существует предприятие «Фармстандарт-Биолек», которое производит иммунобиологические и лекарственные препараты. Установленным фактом можно считать и то, что сын министра здравоохранения Раисы Богатыревой Александр до января 2012 года числился миноритарным акционером ПАО «Фармстандарт-Биолек» и в данный момент никакого отношения к предприятию не имеет. По информации СМИ, Александр Богатырев передал свои акции другому миноритарному акционеру – Александру Забудкину. Контрольный пакет акций данного ПАО принадлежит российским собственникам – известной компании «Фармстандарт». Отсюда вопрос – почему в прессе фигурирует формулировка «фирма сына Богатыревой», если «Фармстандарт-Биолек» — это никакая не фирма, а единственное предприятие на территории Украины с полным циклом производства широкого перечня препаратов. В том числе – и вакцины против гепатита В. Специалисты отрасли знают, что харьковское предприятие имеет вековую историю и традиции. Созданное еще в конце ХІХ столетия, оно было одним из немногих, снабжавших вакцинами весь Советский Союз. Практически все представители среднего и старшего поколений живущих сегодня в Украине людей привиты вакцинами «Биолека».

Самое интересное в этой всей истории то, что государство закупает у «Биолека» медпрепараты с 1993 года. При чем, как несложно догадаться, вне зависимости от фамилий руководителей Минздрава. Не углубляясь в более ранние периоды работы предприятия «Биолек», рассмотрим данные 2011-го года, когда о приходе в Минздрав нынешнего министра Богатыревой еще не шла речь. Из 12 наименований вакцин, которых всего в 2011 году было закуплено почти на 273 млн. гривен, пять были приобретены у «Фармстандарт-Биолека» на сумму почти 15 млн. гривен, что составило 5,5% от общей стоимости всех закупленных МОЗом иммунобиологических препаратов. В 2012 году предприятие выиграло тендер Минздрава на поставку пяти вакцин, на общую сумму 15,2 млн., что опять же составило менее 5% от общей стоимости закупок. Таким образом, приход Богатыревой на пост главы МОЗ вообще никак не повлиял на позиции и возможности «Фармстандарт-Биолека» в процессе государственных закупок. Откуда тогда уверенность народных депутатов и некоторых СМИ в протекции со стороны Минздрава в пользу данного предприятия?

Дальше – больше. Согласно официальной информации, вакцина «Фармстандарт-Биолека» от гепатита В применяется в Украине с 2006 года. Данная вакцина прошла преквалификацию Всемирной организации здравоохранения, производится на Кубе, а харьковское предприятие по технологическим нормам переливает вакцину в емкости для инъекций. Именно эта вакцина применяется в 40 странах мира по линии программ Unicef. Таким образом, еще одной ложью является утверждение, что это некая новая вакцина, использование которой в 2012 году пролоббировал МОЗ.

Сомнительно, что публичные спикеры всей этой истории не знали указанных выше фактов. Ведь данная информация не является тайной. Что же тогда является причиной столь откровенной лжи? Трудовой коллектив «Фармстандарт-Биолека» уверен, что целью развернутой против предприятия грязной PR-кампании является устранение конкурента. Препараты Фармстандарта занимают серьезную долю украинского рынка лекарств и существенно дешевле иностранных аналогов.

Кто стоит за очередным «вакцинным скандалом» и какие цели преследуют заказчики этой истории – вопрос открытый. На лицо – переплетение политических и лоббистских интересов, в эпицентре которых работает каждый глава Минздрава. И Богатырева – не исключение. Уж слишком много игроков действует на слишком тесном фармацевтическом рынке Украины.

 

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам