Размышление о «валютной тумбочке»

Дискуссия вокруг запрета валютных депозитов, который предлагает ввести народный депутат Евгений Сигал, постепенно переходит в другую плоскость: изымать или не изымать у населения его заначки? Если изымать, то как это сделать настолько мягко, чтобы оно (население) не заметило «финансовой хирургии», и само, как кошка, которой намазали горчицей под хвостом, добровольно и с песней отнесло припрятанные миллиарды. Безусловно, экономика страны нуждается в дополнительных вливаниях. Но вопрос, кто должен ее спасать, все же остается открытым.
Недавно вернулась из поездки по Лазурному побережью и примыкающей к нему Италии. Хотелось увидеть Венецию, постоять под балконом Джульетты в Вероне, пройтись по Английской набережной в Ницце. Прошлась. Постояла. И, несмотря на жесточайшую экономию во время путешествия, здорово потратилась. Фактически спустила почти все, что накапливала по мелочам наличными и складывала на валютному счету.

Миллионы таких же, как я, «неолигархов», тоже копят деньги. На плановое лечение, образование, путешествия. На несчастный случай. Ремонт. Машину. Квартиру. У кого на что получается. Поэтому кто бы что ни говорил насчет «не в деньгах счастье», отсутствие финансов в нашей стране автоматически равняется отказу в оказании медицинской помощи, невозможности получить образование. И, как бы цинично это ни звучало, невозможности проводить умершего в последний путь. Да, бесплатно у нас не хоронят (в смысле по-человечески). Жить и умереть – одинаково дорого. И платить нужно самому.

Возникает вопрос: если у населения попытаются с благой, но теоретической целью каким-то образом изъять сбережения, пойдет ли это на пользу экономике, ради которой все и затевают? Ну, вырастет ли покупательная способность? Увеличится ли товарооборот? Будет ли уплачено больше налогов?

Рискую категорически сказать нет. Ибо, если некому будет покупать машины, то и налог с каждой проданной легковушки в бюджет не забежит. Да что там машины! Налоги ведь идут со всего – с импорта, который завозится, с отечественной продукции, которая производится тут. И чем меньше продается товара, тем меньше оборот предприятий, ниже их прибыль и меньше налогов они отдают казне.

Не зря американцы давно освоили технологию насыщения экономики деньгами – для потребительского расшевеления, так сказать. Не случайно глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке получил прозвище «вертолет» после того, как заявил о готовности разбрасывать доллары с вертолета, если это будет нужно для поддержки экономического роста.

Банки до последнего времени практически заморозили кредитование, что повлекло за собой торможение рынка жилья, падение объемов строительства и вынужденное складирование финансовых заначек то на депозит, то под подушку

У нас же все наоборот. Банки до последнего времени практически заморозили кредитование, что повлекло за собой торможение рынка жилья, падение объемов строительства и вынужденное складирование финансовых заначек то на депозит, то под подушку. Вопрос, где надежнее, после «финтов ушами» банка «Таврика» остается открытым.

Да что там «Таврика». Даже в приличном надежном банке, не имеющем проблем с ликвидностью, забрать депозит при необходимости гораздо сложнее, чем разместить. Деньги принимают всегда и без ограничений. А вот выдают с оговорками, что нужно «уведомить заранее», стать на очередь через колл-центр, написать какие-то специальные заявления. В общем, бюрократят процедуру, чтобы отбить у граждан охоту возвращать свои деньги, уютно устроившиеся на банковском счету.

Однако гражданам некуда деться, и они несут сбережения в банк. По подсчетам экспертов, только за январь-февраль 2013 года прирост депозитов физических лиц составил около 15 млрд. грн. Всего же депозиты физлиц на конец января 2013 года составляют примерно 370 млрд. грн., из них половина (49,3%) – это вклады в валюте. «Если валютные депозиты будут запрещены, с этими деньгами придется что-то делать – переводить в гривну или отдавать клиентам», – говорит руководитель группы советников главы НБУ Виктор Лисицкий.

Понятно, что далеко не все граждане захотят превращения валютного счета в гривневый. Мне вот нравится, что у меня есть текущий валютный счет. Пусть на нем денег совсем немного, но удобно за границей рассчитываться банковской карточкой. Чувствуешь себя цивилизованным человеком, а не лохом из сельской глубинки. Конечно, гривневая карточка тоже, наверняка, будет работать. Но, во-первых, большой процент придется отдать за конвертацию. А, во-вторых, учитывая «слабоконвертируемость» нашей валюты, приезжать в европейскую страну с гривнами это все равно, что пихаться с суконным рылом да в калашный ряд.

Понимают это и господа банкиры, которые своего не упустят. Поэтому насчет запрета валютных депозитов, а тем более – 25%-го налога на доходы по ним, что предлагает в том же законопроекте депутат Сигал, можно быть в значительной мере спокойным: не бывать тому в обозримом будущем.

Гораздо тревожнее ситуация с наличными накоплениями граждан. Теми самыми валютными заначками, которые есть почти у каждого зрелого гражданина, включая даже самую бедную бабульку на селе. У этих сбережений намного больше шансов оказаться «вне закона», быть изъятыми во благо экономики способом, который еще не определен окончательно.

Несмотря на тревожные тенденции на рынке занятости (связанные с наметившимся сокращением рабочих мест) и не самую лучшую конъюнктуру для наших товаров в мире, есть надежда, что экономика все-таки выкарабкается

Понятно, что паспорта при обмене валюты и разрабатываемая сейчас фискальным министерством идея всеобщего декларирования доходов – это звенья одной цепи. Так сказать, нащупывание механизмов или, точнее, инструментариев, с помощью которых можно вычистить переполненные, как кажется кое-кому, кубышки населения.

В этом плане умиляет публичный подсчет денег в чужом кармане. То есть валютной наличности на руках у населения. Эксперты соревнуются в цифрах: кто больше. Некто Сергей Мамедов, исполнительный директор Независимой ассоциации банков, заявил, что украинцы держат на руках около $70 млрд. Точнее, он сказал так: "Специалисты подсчитали, что сегодня на руках у населения (т.е., вне банковской системы) хранится от $40 до $70 млрд. Это деньги, которые могут работать в экономике. Население должно стать массовым инвестором в экономику…».

Погрешность в $30 млрд. уважаемого банкира не смутила. Подумаешь, 50% туда, 50% сюда. Главное сам тезис: население должно стать массовым инвестором в экономику. Интересно, кому это население должно? Нам что, эти деньги в долг дали или подарили во время ваучерной приватизации? И почему я обязана инвестировать в какую-то абстрактную экономику, в разворованные госпредприятия, в «откатные» инфраструктурные проекты, а не в свое личное выживание? Кто оплатит мне лечение, если я заболею? Кто поддержит в старости моих родителей? Та же гипотетическая экономика?

Еще дальше, чем исполнительный директор банковской ассоциации, пошел другой банкир, бывший, а ныне амбициозный финансовый эксперт Александр Охрименко. По его версии население держит "в тумбочке" $83 млрд. Это из серии – кто больше.

К счастью, Нацбанк оказался скромнее. По его мнению, объем долларовой наличности на руках у населения – $50 млрд. Но и эту цифру в Нацбанке считают угрозой национальной экономической безопасности. Хотя (еще раз повторюсь) любой здравомыслящий человек, живущий в реалиях дня, понимает, что угроза безопасности не наличие денег у людей, а их отсутствие. И чем обеспеченнее станут наши граждане, тем меньше будет преступности, суицидов, депрессивных регионов, быстрее начнет крутиться экономика, и наметится выход из кризисного застоя, в котором мы пребываем с конца 2008 года.

И тут есть некоторые обнадеживающие моменты. С недавних пор (буквально полмесяца-месяц) начали ползти вниз ставки по депозитам физических лиц. Снижаются они довольно существенно, что говорит о «переполненности» банков деньгами и дальнейшей невозможности «проглотить» новые поступления от граждан, не пуская деньги в оборот.

Раз дешевеют депозиты, должны начать снижаться и кредиты, из-за высоченной стоимости которых у нас все так тоскливо в экономике. Некоторые аналитики предсказывают, что уже к лету можно будет взять кредит на жилье или на машину по нормальной вменяемой ставке – минимум на 30-40% ниже, чем сейчас. Это расшевелит рынок строительства жилья. А рынок продажи машин уведет от прямой зависимости с «долларовой паникой». В последний раз машины бодро раскупили тогда, когда Сергей Арбузов, возглавлявший на тот момент Нацбанк, обнародовал идею брать налог с обмена валюты.

В общем, несмотря на тревожные тенденции на рынке занятости (связанные с наметившимся сокращением рабочих мест) и не самую лучшую конъюнктуру для наших товаров в мире, есть надежда, что экономика все-таки выкарабкается. И вытянет за собой благосостояние народа. Если, конечно, этому не помешают заботами о ней (экономике) разного рода энтузиасты.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам