«Иномарочный налог»: подводные камни

Вчера средства массовой информации распространили новость о том, что в Украине вводится дополнительная пошлина на иномарки с объемом двигателя от 1 литра до 2,2 литра, которая повысит их стоимость на 7,8-15,6%. При этом одни автодилеры заявили протест, а другие – поприветствовали. В чем загадка такого разнобоя? Изучив тему глубже, мы пришли к парадоксальному выводу: от пошлины выиграют… российские автозаводы, выпускающие мировые брэнды, проиграют – заводы в Европе, США и Японии. Точно так же – и дилеры. Что же касается национального автопрома, то ему все равно, так как украинского автомобиля в природе не существует.
14 марта газета «Урядовий кур'єр» разместила официальное решение Межведомственной Комиссии по международной торговле, которое всколыхнуло отечественный авторынок. Согласно решению, Украина вводит дополнительные (к имеющимся 10%-м) спецпошлины на ряд автомобилей вне зависимости от страны их происхождения. Мотив – специальная комиссия пришла к неутешительному выводу, что импорт автомобилей угрожает национальной автопромышленности.

По тому, кто лоббировал это решение и кто выступал против, можно увидеть конфликт интересов на автомобильном рынке. Так, с требованием ввести пошлину к Виктору Януковичу с открытым письмом обращались трудовые коллективы заводов ЗАЗ, «Богдан» и «Еврокар». По их словам, экспансия импортных автомобилей привела к пополнению рядов безработных на 17 тысяч человек, «а импорт автомобилей только за один год вымыл из страны почти $4 млрд.». Собственник «Богдана» экс-министр экономики Петр Порошенко приводит и другие аргументы: украинские производители защищены пошлинами в 6-10%, а российские – в 20-25%. Поэтому автопром в России и развивается успешнее.

На самом деле корень успеха автомобильной промышленности в России в другом. Еще во времена премьерства Владимир Путин сделал ее одной из приоритетных сфер экономики. И поставил перед чиновниками и коммерсантами задачу в скором времени выйти на лидерские позиции в мире. Другими словами, стать то ли пятой, то ли четвертой страной по выпуску автомобилей.

И эти планы они успешно воплощают в жизнь. За последние годы в России открыто свыше двух десятков заводов по производству иномарок. И не так, как у нас – методом крупноузловой сборки (колеса прикручивать), а полным циклом: от нуля до готовенькой машины.

На самом деле корень успеха автомобильной промышленности в России в другом. Еще во времена премьерства Владимир Путин сделал ее одной из приоритетных сфер экономики. И поставил перед чиновниками и коммерсантами задачу в скором времени выйти на лидерские позиции в мире

Однако эти автомобили редко попадают на украинский рынок. Как объяснили автору этих строк дилеры, особого спроса на них нет. «Когда человек выкладывает несколько десятков тысяч евро за новенький автомобиль, он, конечно, хочет быть уверен, что его собирали в надежном месте ответственные европейские или японские рабочие, а не «Вася с бодуна» на российском заводе, – говорит представитель дилерской компании. – Хотя контроль за качеством в России такой же, как везде, репутация братьев-славян все еще оставляет желать лучшего».

Вместе с тем именно российский автопром выиграет в случае, если собственники японских и европейских концернов не захотят ссориться с украинским правительством. Дело в том, что по договору о Зоне свободной торговли, поясняют юристы, иномарки, собранные в России, можно будет ввозить беспошлинно. «Возможно, по этому поводу будет сделано какое-то изъятие или отдельное решение, но пока ситуация такова», – говорит источник в дилерской компании.

Если верить специалистам, становится понятным, почему одни автодилеры возмущены введением пошлины, а другие – нет. «Кипешуют» в основном те, кто работает напрямую с заводами в Азии и Европе. Их лоббистским органом является Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВАИИД) под председательством Олега Назаренко.

Они уже дали «апокалипсические» комментарии к решению правительства. «Автомобильный импорт является третьей статьей пополнения государственного бюджета, и сейчас Украина может ее лишиться, – настаивает г-н Назаренко. – Ведущие импортеры могут вообще свернуть свою деятельность в сегменте бензиновых авто с объемом двигателя до 2,2 литра. То есть вообще прекратят официальные поставки таких автомобилей в Украину», – пугает он.

В то же время почетный президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе, который не только владеет Запорожским автозаводом, но и является крупнейшим импортером многих марок иностранных автомобилей, совершенно спокоен. По его мнению, «это мизерная прибавка, которую человек, имеющий деньги, просто не заметит».

Если быть справедливым, то лукавят обе стороны. Лукавство сторонников пошлины заключается в том, что аргументы, будто она призвана защищать национального производителя, несостоятельны по одной причине: нет у нас национального автопроизводителя. Попытки заменить «умершую» бесславно «Славуту» на якобы отечественный Bogdan – это блеф, ибо «Богдан 2110» не является украинским автомобилем. Это перелицованный седан ВАЗ-2110, который получил «украинскую прописку», но технически и стилистически, как говорят дилеры, не поменялся.

Что же касается отечественного автопрома и того, выиграет он или нет, то могу повторить лишь сказанное выше: нет у нас автопрома. Как нет и авиастроения. Не надо ничего придумывать, изобретать псевдонациональные марки автомобилей и так далее

Ссылки на опыт Бразилии, Индии и Китая, которые ввели у себя защитные пошлины (в Китае – 25%, Бразилии – 35%, Индии – 105%) также не в тему, ибо перечисленные страны имеют развитую автопромышленность, выпускают огромное количество автомобилей и расчищают рынок для них. В Индии и Китае – это национальные марки. В Бразилии – адаптированные западные и японские. Но опять-таки не надо путать кое-что с пальцем: ситуация на нашем рынке и на рынке государств-автопроизводителей абсолютно разная.

С другой стороны, понятно, что собственники автозаводов под риторикой защиты рабочих мест давно хотят повторить опыт России и Бразилии: привлечь сюда мощные иностранные инвестиции. Однако инвестиции почему-то к нам не приходят. Коррупция? Рейдерство? В какой-то мере – да.

Но в той же Бразилии, с ее устрашающей преступностью, жизнь тоже не сахар. И налоговое законодательство еще менее дружелюбное, чем у нас (есть даже налог на инвестиции!!!). Тем не менее к ним деньги инвесторов текут рекой. Уже сейчас бразильцы выпускают 3 млн. автомобилей. А до 2016 года, как следует из статьи, помещенной в Financial Times от 18.05.2012, получат еще дополнительно $25 млрд. инвестиций только в автомобильные предприятия, не считая производства комплектующих и т.п.

Но только ли проблема в пошлинах и в емкости рынка? Кстати, с емкостью у нас все в порядке: только в одном феврале потратили на покупку автомобилей более $340 млн., что на 4% больше аналогичных показателей прошлого года. Проблема в правильном подходе к экономической политике вообще, учитывая мировую конъюнктуру и складывающуюся с учетом всех нюансов конфигурацию.

Мы уже отметили, что с Россией у нас действует договор о Зоне свободной торговли, и россияне могут ввозить к нам автомобили без дополнительных пошлин (как и мы к ним, только нам ввозить нечего). К тому же по команде Кремля автомобильным инвесторам создан «рай в шалаше», чтобы они бодрым строем двигались в Россию.

В этой ситуации Украина теряет перспективы перехватить инвестиции, которые достаются нашим соседям. И не потому, что мы плохие. Просто раньше надо было суетиться, пока Россия «спала». А сейчас время упущено. Действительно, зачем инвесторам строить еще один завод «Нисан» в Украине, если он уже есть в Санкт-Петербурге. Им нужно заниматься другим – приучать украинского потребителя к мысли, что иномарка российской сборки не так уж и плоха. И (что очень важно!) – дешевле, чем «родной аналог». Пока не было пошлин, сделать это было трудно. После введения оных – станет намного легче.

Правда, весь комизм ситуации в том, что «пошлинизация» иномарок не может быть долгоиграющим явлением, если мы действительно собираемся подписывать с Евросоюзом в ноябре соглашение о Зоне свободной торговли. Потому что в этом соглашении главный пункт, вокруг которого суетятся европейцы, – это снятие пошлин на ввоз иномарок. Все-таки они больше заинтересованы, чтобы мы покупали продукцию на их заводах и поддерживали занятость у них дома, а не в России.

Что же касается отечественного автопрома и того, выиграет он или нет, то могу повторить лишь сказанное выше: нет у нас автопрома. Как нет и авиастроения. Не надо ничего придумывать, изобретать псевдонациональные марки автомобилей и так далее. С вступлением в Таможенный Союз проблема пошлины решилась бы сама собой. Но так как мы никуда пока не вступаем, нужно посмотреть правде в глаза и сказать себе: идет борьба дилерских групп за рынок сбыта авто в Украине. Потребителю остается лишь ждать, какая из групп в этот раз возьмет верх.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам