Статьи
На нем споткнулась демократия...
11.04.2013 09:41

На нем споткнулась демократия...

Грузинский режиссер Роберт Стуруа опять актуален для Украины. И совсем не потому, что он, например, 10 лет назад, в 2003 году, в Национальном театре имени Ивана Франко поставил пьесу «Царь Эдип», а вариации эдипова комплекса – это одна из ментальных проблем Украины. Здесь все всех ко всем ревнуют, но особенно – к власти, и в то же время хотят ею обладать любой ценой, ибо она бабло дает. А жадно заинтересованный украинец – это страшная сила. Саморазрушительная, в первую очередь. Теперь, после трехлетней паузы, Стуруа привозит в Украину два спектакля.

Это – «Сезон охоты» (13 апреля) и скандально известный «Солдат, Любовь, Охранник и... Президент» (14 апреля). Пройдут они в рамках двухдневных гастролей Тбилисского государственного театра им. Шота Руставели на знакомой для грузинского мастера сцене – театра имени Франко. Оба спектакля – нечаянно символичны для современной Украины. Так уж все в ней получается...

Как сообщает пресс-релиз продюсерской компании «ArtHouse», «Сезон охоты» – это последняя премьера Стуруа перед увольнением мэтра из театра в 2011 году. Пьеса грузинского драматурга Тамаза Чиладзе повествует о любви, политике, воспоминаниях и утраченных надеждах. В доме главной героини и ее мужа-писателя поселился полтергейст. Он рассказывает, что предал свою очаровательную жену ради мирских идеалов. «Не стоит воспринимать пьесу буквально. Как всегда Роберт Стуруа сделал коктейль из театральных жанров, украшенный мистикой. Трагедия и комедия, фарс и драма», – сказано в анонсе. Одним словом, фантасмагория пьесы Тамаза Чиладзе и музыки Гии Канчели при участии хореографа Коте Пурцеладзе. О нашем мире. Но мир придумали президенты. А это такие ребята, что от них можно всего ожидать. И плохое, и хорошее, потому как власть меняет людей. И хорошее получается все реже и реже...

«Солдат, Любовь, Охранник и... Президент», как сообщают организаторы, вообще впервые покидает Грузию в рамках гастролей театра. И, конечно же, первый раз приезжает в Украину. И как вы понимаете, по известным причинам – президенты Украины и Грузии дружат. По-разному. Михаил Саакашвили и прежний «хозяин Украины» Виктор Ющенко, завидев издалека друг друга, от радости чуть ли не выпрыгивали из официальных «прикидов» и вообще едва ли не целовались в десна при более близком контакте. Так их сближала любовь к американской демократии, благодаря которой (вкупе с деньгами на государственные перевороты в виде «цветных революций») они и дорвались к рулю в своих странах. Нынешний – Виктор Янукович – с грузинским визави ведет себя гораздо сдержаннее. И потому, что в Грузии «главному демократу Кавказа» народ показал, кто он есть на самом деле. И потому, что сам Янукович – «не такой человек». Типа более сдержанный в эмоциях, что ли...

Однако пьеса актуальна и для Украины чрезвычайно. Она о том, что случается с президентом, когда он оказывается в ситуации «зализали». Ну вот все зализали. Славословием, лестью и откровенной ложью о происходящем в стране. И известный проход, и мозг деформировали лизоблюды и ловкачи. В последний ничего неудобного и плохого не попадает («папу берегут от волнений»), а из первого ничего не выходит, потому как, повторяю, зализали...

И живет такой человек, почивая на лаврах и даже не подозревая, какие коррективы может внести жизнь. О спектакле «Солдат, Любовь, Охранник и... Президент» сказано, что он и есть весь Стуруа – «легкий, ернический, саркастичный, внятный и смелый в своих театральных решениях».
«Солдат, Любовь, Охранник и... Президент», как сообщают организаторы, вообще впервые покидает Грузию в рамках гастролей театра. И, конечно же, первый раз приезжает в Украину. И как вы понимаете, по известным причинам – президенты Украины и Грузии дружат. По-разному

Посудите сами: «главный герой президент некой страны (нет, однако, сомнения, что это Грузия) не назван в спектакле Михаилом Саакашвили, но имеет с ним едва ли не портретное сходство. Он носит орденскую ленту с увесистыми старинными орденами и окружен сонмом придворных. Он панически боится измены и предательства и, в конце концов, находит себе преданного «бодигарда» в лице племянника одного из членов своей свиты. Племянник, несмотря на несколько олигофреническую внешность, подобно сыщику из «Бременских музыкантов», имеет нюх, как у собаки, а глаз, как у орла. Он боготворит президента и готов уничтожить всякого, кто причинит обожаемому начальнику вред.

Дорвавшись до службы, племянник входит во вкус. В скором времени он убивает дантиста президента за то, что тот причинил верховному правителю боль, леча ему зуб. И объявляет горе-стоматолога шпионом. Душит жену президента, потому что в момент полового акта заслышал из спальни крик обожаемого главы страны. И тоже объявляет ее шпионкой. Уничтожает детей президента, потому что они набросились на папу с кулаками, спрашивая его, куда делась их мама. И, наконец, лишает жизни самого президента, который, потеряв всех родных и близких, начинает в буквальном смысле рвать на себе волосы, то есть, с точки зрения преданного слуги, тоже причиняет себе вред. Спектакль сделан в хорошо освоенной Стуруа брехтовской традиции. Этот лихо разыгранный сценический абсурд является, надо признать, одним из самых сильных образцов политического театра». Так сказано в анонсе. И даже поэтому, согласитесь, хочется глянуть...

Москвичи, расхваливая работу режиссера, утверждали, что «получился злой, отчаянно резкий спектакль о власти вообще», потому что «Роберт Стуруа как никто умеет соединять смешное и печальное» и «в этой постановке режиссеру удалось сделать смешное страшным и страшное – смешным».

В основу спектакля, как известно, положены два коротких текста современного драматурга Лаши Бугадзе. Второй – о разбушевавшемся в своей беспредельной любви к президенту охраннике. А в первом рассказано о солдате, который возвращается с войны без ноги и к которому является ангел, пытающийся помочь. И ногу вернуть может, и анекдот смешной рассказать хочет, но всякий раз что-то мешает. То жена не вовремя выйдет, то бомбежка начнется, вот и приходится снова за костыли браться, гимн Грузии запевать, героизм свой снова и снова вспоминая. Видимо, с последствиями войны, калечащей людей, даже ангелам не справиться. Особенно если война продолжается и дома, в душе, в повседневных попытках выжить. Чем не украинская тематика?

Во всяком случае, именно на спектакле «Солдат, Любовь, Охранник и... Президент», как, впрочем, и на всей работе Роберта Стуруа, споткнулась вся хваленая грузинская демократия имени Саакашвили. «Неистовый Михо», демократ, поборник общечеловеческих ценностей и все такое, любимец американцев, говорят, две пепельницы разбил, убеждая министра культуры Грузии Николаза Руруа в августе 2011 года уволить Роберта Стуруа с поста художественного руководителя Театра им. Шота Руставели.

А он, между прочим, в общей сложности прослужил в театре более 50 лет – с 1962 года! Ученик Михаила Туманишвили, молодой Стуруа именно в этом театре познал первый подлинный успех, когда в 1965 году поставил спектакль «Сейлемский процесс» по пьесе Артура Миллера. Там же он стал народным артистом СССР (1982) и лауреатом Государственной премии СССР (1979). И хотя, помимо Театра Руставели, Стуруа активно работает и вне Грузии (в разных городах мира он осуществил уже 25 постановок пьес Вильяма Шекспира, Софокла, Жана-Батиста Мольера, Бертольда Брехта, Антона Чехова, Александра Островского, Михаила Шатрова и других драматургов, а общее число его работ уже перевалило за 100), он, в принципе, никогда не изменял и не изменяет своей театральной альма-матер.
«Получился злой, отчаянно резкий спектакль о власти вообще», потому что «Роберт Стуруа как никто умеет соединять смешное и печальное» и «в этой постановке режиссеру удалось сделать смешное страшным и страшное – смешным»

В августе 2011-го у Саакашвили просто терпение кончилось. Последней каплей стало высказывание Стуруа о том, что Грузии-де нужен президент-грузин, а Михо – армянин. У Саакашвили действительно есть армянские корни, но режиссеру немедленно пришили «ксенофобские высказывания» и уволили. И как только в Москве стало известно о его отставке, он получил приглашение в тамошний театр «Et Cetera», главным режиссером которого является до сих пор. А в Грузии многие уверены: реальной причиной увольнения Стуруа стало то, что он часто выступал с критикой президента страны Михаила Саакашвили и нередко участвовал в митингах оппозиции.

Теперь оппозиция во главе с Бидзиной Иванишвили пришла к власти. В ноябре 2012 года Стуруа был восстановлен в должности художественного руководителя Театра им. Шота Руставели. Соответствующий приказ подписал уже новый министр культуры Грузии Гурам Одишария. Лидер же оппозиции, став премьером, даже построил для Стуруа небольшой театр на шелкоткацкой фабрике со зрительным залом, рассчитанным на 200 человек. В конце января 2013 года театр открылся премьерой спектакля «Мария Калласс». В то же время сам Стуруа заявил, что не вступит в должность худрука театра до тех пор, пока она не будет сформулирована так: художественный руководитель – управляющий театром. Но Театр Руставели – это все равно театр Стуруа...

И чтобы лучше представить, кто приезжает в Украину, просто вспомним некоторые достижения Роберта Стуруа на его длинном творческом пути. Его перу принадлежат пьесы «Обвинение», «Вариации на современную тему», «Концерт для двух скрипок в сопровождении восточных инструментов». Он известен и как прекрасный оперный режиссер, который свободно и с интересом берется как за современную оперу, позволяющую ему быть своеобразным «первопроходцем» и оригинальным законодателем, так и за оперную классику, где его прельщает возможность неожиданной интерпретации материала, его авторской трактовки и вероятность открытия доселе не замеченных, но значительных нюансов. Театральные критики напоминают, что среди его оперных постановок – «Мученичество Шушашик» Бидзины Квернадзе (1983), «Музыка для живых» Гии Канчели (1984), «Барбале» Виктора Долидзе (в интерпретации Вахтанга Кахидзе, 1986), «Огненный Ангел» Сергея Прокофьева (1990), «Отелло» Джузеппе Верди (1991), «Кармен» Жоржа Бизе (1999). Весной 1999 года в Самаре состоялась премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Ивана Грозного», музыкальным руководителем и дирижером постановки которой был Мстислав Ростропович, а режиссером-постановщиком – Роберт Стуруа.

Кроме того, что Стуруа – народный артист СССР и лауреат Госпремии СССР, он еще и Народный артист Грузинской ССР (1980), Народный артист Абхазской Автономной Республики (1996), Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1976). Ему присуждены также Государственная премия РФ (2000), Государственная премия Грузии (1996), премии имени Котэ Марджанишвили (1976), Шота Руставели (1981), Михаила Туманишвили (1997), Александра Казбеги (1999), премия Чаплин-клуба (1998), а также международные премии: имени Альберта Швейцера (1975), премия Английской критики (1980), премия Итальянской критики (1981), премия Государственного университета Аргентины (Буэнос-Айрес, 1988). Творчество Стуруа отмечено специальным призом Руставского международного театрального фестиваля 1998 года – «Золотая медаль президента», премией «Чайка» за самую оригинальную режиссерскую интерпретацию (Москва, 1998) и Гран-при фестиваля «Балтийский дом» (1998).

Его постановка «Гамлета» на сцене лондонского театра «Риверсайд Стьюдиоз» в 1992 году была внесена Международным Шекспировским обществом в число 10 лучших мировых постановок «Гамлета» за последние 50 лет. И понятно, что он удостоен грузинского Ордена чести (1998), президентской золотой медали за выдающиеся заслуги в деле развития грузинской театральной культуры (2000). Согласитесь, впечатляет. И уж, конечно, вряд ли он принес Грузии меньше славы, чем какой-нибудь президент.

В этом году Роберт Стуруа подходит к своему 75-летию (он родился 31 июля 1938 года). И любители театра, и критики уже заговорили о «позднем Стуруа». Он, говорят, так не считает, а просто занимается своим любимым делом, делает то, что хочет, ставит, как ему подсказывают опыт, талант и собственное видение. А еще он хочет, чтобы ему не мешали. И это, в общем-то, не такое уж и большое желание. Если понимать, что осень патриарха – это всегда весна для молодых, которые только начинают жизнь в творчестве и которым надо у кого-то учиться...

Владимир Скачко (по материалам компании «ArtHouse»)
Источник: Версии

Все права защищены © Версии.com ** Фабрика аналитики.
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на "Версии.com" обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство "Інтерфакс-Україна", не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства "Інтерфакс-Україна