Аттракционная болезнь

Новость о том, что в Киеве произошел несчастный случай — оборвалась «тарзанка» через Днепр и неизвестную девушку забрала «Скорая» — мигом облетела социальные сети. Одни пишут, что аттракцион работает, другие — что закрыт. Видимо, правда и то, и другое, в зависимости от присутствия проверяющих. Рынок экстремальных услуг в Украине живет по своим законам. С одной стороны его как бы контролируют, причем, целый ряд инстанций. С другой — убившиеся и покалечившиеся граждане лучшее подтверждение тому, что контроль неэффективен.

В конце апреля премьер-министр Николай Азаров велел Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины провести тотальную проверку всех детских площадок и аттракционов накануне летнего сезона.

«Мне уже неоднократно приходилось говорить, что дерегуляция, уменьшение административного давления — все это должно находиться в разумном компромиссе с главным вопросом — здоровьем и безопасностью наших людей», — сказал глава правительства.

Сказал — и как в воду смотрел. Не успел начаться, подстегиваемый майской жарой, сезон отдыха на площадках, в скверах и на аттракционах, как имеем первые неприятности.

В Бердичеве деревянные качели, которые во время выборов установили от имени благотворительного фонда Анжелики Лабунской, обвалились. Деревянная балка, на которой крепились качели, упала на голову девочке на голову, когда она каталась с двумя подругами. Двое других девочек успели соскочить. А 8-летняя Настя Дячук погибла. Понятно, что никогда так не врут, как после охоты, и не воруют, как во время выборов, но факт остается фактом.

Печальнее всего, что проблемы с аттракционами только начинаются. В прошлом году мелкие аварии фиксировались ежедневно, по нескольку штук. А серьезные — раз в две недели. Спасатели с ужасом говорят, что внезапно «нахлынувшая» весна не дала возможность подготовиться к полетам дельтапланеристам и их «братьям по разуму». Эта категория причиняет специалистам особую головную боль.

В прошлом году было несколько резонансных трагедий с человеческими жертвами. Самой громкой стала авария дельтаплана на Трухановом острове в Киеве, когда пилот-любитель на самодельном (!) крылатом аппарате решил прокатить туристов над Днепром. Первые минуты прогулки прошли успешно, но когда авиатор уже собирался садиться, он не смог удержать свою машину и врезался в дерево. Ни пилоту, ни его пассажирам выжить не удалось.

Печальнее всего, что проблемы с аттракционами только начинаются. В прошлом году мелкие аварии фиксировались ежедневно, по нескольку штук. А серьезные — раз в две недели. Спасатели с ужасом говорят, что внезапно «нахлынувшая» весна не дала возможность подготовиться к полетам дельтапланеристам и их «братьям по разуму»

Сейчас Труханов остров упоминается в связи с инцидентом на Пешеходном мосту. Как зовут сорвавшуюся девушку, какие травмы она получила и где находится, пока неизвестно. Но некоторые общие соображения высказать стоит.

«Тарзаний аттракцион» и оживление вокруг него я наблюдал несколько дней назад — в прошлые выходные. Погода была отличная и мы с компанией друзей отправились на пляж через этот самый мост. По дороге купили мороженное. Сразу за нами в очередь пристроился парнишка в брэндированной футболке. Он взял бутылку пива. И побежал на рабочее место — к «тарзанке».

Это первое и очень важное наблюдение. Роуп-джампинг в Киеве существует уже лет пять, как постоянно действующий аттракцион на одном месте работает с 2010 года, но производит впечатление такое же, как было в самом начале, когда группа молодых альпинистов-активистов впервые установила свои крепления на Пешеходном мосту. Другими словами, время идет, заработки тоже идут, но прыжки с моста продолжают оставаться «художественной самодеятельностью».

Суетятся какие-то мальчики и девочки, вытягивают из-под ног прохожих веревки, в спешке натягивают на прыгунов экипировку. Никакого серьезного инструктажа, никакой системы безопасности типа медпункта, травмопункта, спасателей, лодок, хотя бы надувных жилетов на случай падения на воду нет. Каска на голову — и вперед. Ах, да еще просят подписать документ, что организаторы не несут за тебя никакой ответственности (!), и что ты прыгаешь добровольно и в здравом рассудке.

Но прыгнуть и не сорваться — это еще пол-дела. Как правило, веревка выдерживает груз, трагедии происходят нечасто. Но зато часто бывают травмы, о которых предпочитают умалчивать, инструктируя перед прыжком. Например, если прыгнуть не головой вниз, а ногами, можно запутаться в стропах. Ноги и руки, попавшие между двух веревок, при этом легко ломаются, связки рвутся, есть опасность повредить позвоночник. Знакомая барышня, которой в жизни не доставало экстрима, умудрилась таким образом очень сильно вывихнуть себе ногу. Ее приятеля, который прыгал раньше, чуть не задел прогулочный катер со свадьбой, почему-то отклонившийся на несколько метров от курса и решивший проплыть строго под веревкой (видимо, гости пожелали сфотографировать экстремалов).

У парня подскочило давление. Девушка не могла идти. Но как только их подняли и отвязали, организаторы умыли руки. Дескать, тут не больница. Ползи сам. Свободен. Можно, конечно, сказать, что, мол, сами захотели острых ощущений за деньги. Да, сами. Но это вовсе не означает, что часть прибыли суетящиеся мальчики и девочки не должны тратить на нормальное обеспечение своего бизнеса: страховку клиентов, неотложную медицину и проч.

Сейчас в этом же месте — возле арки Дружбы народов — появился новый аттракцион — троллей. На нем можно спуститься на другую сторону Днепра со скоростью 60 км/ч. Аттракцион будет действовать до 1 августа

Сейчас в этом же месте — возле арки Дружбы народов — появился новый аттракцион — троллей. На нем можно спуститься на другую сторону Днепра со скоростью 60 км/ч. Аттракцион будет действовать до 1 августа.

Воздушную переправу на Труханов остров организовали на смотровой площадке Мариинского парка. Длина "трассы" — 600 м. Это самый длинный подобный аттракцион в Украине, что вскоре будет зафиксировано в Книге рекордов Украины. Минута удовольствия стоит 150 грн.

Перед "полетом" инструктор дает напутствия смельчакам. На противоположном конце трассы на Трухановом острове стоит 12-метровая вышка, где "летчиков" также встречает инструктор. Говорят, что у этого аттракциона более серьезная база. Согласие давали семь инстанций, Госгорпромнадзор проверял безопасность. Но знающие люди поясняют, что такая перестраховка связана не столько с безопасностью «летунов», сколько с избежанием возможных трагедий на проезжей части. «Трасса» проходит как раз над оживленной автострадой, куда в сторону Почтовой площади (когда там завершиться масштабная реконструкция) машины будут мчать без светофоров, а, значит, достаточно быстро.

В целом же, такое внимание к аттракциону, скорее, исключение, чем правило. Бизнес, связанный с аттракционами, даже опасными, у нас контролируется формально, и часто является источником коррупции. Для того чтобы зарабатывать на аттракционах, достаточно получить свидетельство частного предпринимателя и платить единый налог. Никакой специальной подготовки не нужно. Тот факт, что, по сообщениям пресс-службы ГУ МВД Украины в Киеве, в Днепровской районе был арестован чиновник при получении взятки в сумме $400 за согласования по парку надувных аттракционов, дополнительное тому подтверждение.

Кстати, надувные горки и батуты — не такое уж безобидное изобретение. Они раскаляются на солнце, иногда взрываются, периодически переворачиваются. При этом они не относятся к аттракционам повышенной опасности, поэтому действие «Правил строения и безопасной эксплуатации аттракционной техники» на них не распространяется. Значит, не требуется разрешение Госгорпромнадзора.

Особо опасная штука (почему-то это недооценивают родители, отправлял развлекаться детей) — зорб. Прозрачный шар с человеком внутри. Из шара, в котором «гуляют» по воде невозможно выйти наружу самостоятельно. Если его отнесет от берега или наедет плавсредство — пиши пропало.

Возникает вопрос: что делать? Как регулировать эту сферу и надо ли ее регулировать? Обычно в таких случаях принято обращаться к мировому опыту. В Швейцарии, например, принят закон об экстремальных видах спорта. Правда, приняли его после того, как в Заксенбахе, местечке близ Интерлакена, в 1999 году произошел несчастный случай: во время спуска по горной реке погиб 21 человек

Учитывая, что оборудование у нас бывает только двух видов — подержанное и китайское — хотя бы две-три неприятности в сезон обеспечены по умолчанию. При этом почти все «покатушки» имеют соответствующие документы сертификаты и свидетельства о проведением экспертизы оборудования. Этого требуют «Правила строения и эксплуатации аттракционной техники». Естественно, после первой резонансной неприятности выясняется, что на самом деле никто никаких экспертиз не проводил.

Что касается «тарзанок», то после истории с травмированной девушкой — нашей знакомой, я поинтересовался этим вопросом у специалистов. Мне посоветовали почитать профессиональный форум джамперов. Впечатляет, знаете ли. Оказывается, ни одна солидная фирма в мире официально не продает снаряжение для джампинга. Те фирмы, которые продают это снаряжение, не несут никаких гарантийных обязательств. Это звучит странно, но это так. Более того, фирмы, которые все же производят такое снаряжение, как правило, даже не включают его в стандартные прайс-листы. Например, фирма Petzl производит так называемые беседки для банги-джампинга, но вы об этом не узнаете ни в одном ее проспекте.

В Киеве на Пешеходном мосту работает другая разновидность джампинга — не банджи-джампинг, а роуп. То есть здесь после прыжка вас не подбрасывает вверх, а «катает», словно на качели. Роуп-джампинг считается более безопасным. Но это весьма условное мнение. Достаточно сказать, что основателем роуп-джампинга считается альпинист Дэн Осман, который… погиб, неудачно совершив прыжок с высоты 325 м. Но желающих это не останавливает. В итоге доходы аттракционистов растут.

Возникает вопрос: что делать? Как регулировать эту сферу и надо ли ее регулировать? Обычно в таких случаях принято обращаться к мировому опыту. В Швейцарии, например, принят закон об экстремальных видах спорта. Правда, приняли его после того, как в Заксенбахе, местечке близ Интерлакена, в 1999 году произошел несчастный случай: во время спуска по горной реке погиб 21 человек. Пострадавшие занимались каньонингом — преодолением каньонов без помощи плавающих средств (лодок, плотов, каное, байдарок и др.), пользуясь техниками скалолазания и плавания.

По закону все гиды, тренеры и фирмы, предоставляющие эти услуги, должны заключать страховку гражданской ответственности. Иностранные гиды и спортивные тренеры, которые желают работать по специальности в Швейцарии, обязаны пройти признание их диплома и получить специальное разрешение на практику.

Закон распространяется на деятельность горных гидов, спортивных инструкторов в лыжных школах, а также тренеров по каньонингу, рафтингу, банджи-джампингу. Создана специальная комиссия, которая выдает лицензии на занятия этим видом деятельности.

Что же — швейцарцы умеют системно работать на уровне высоких стандартов, и, главное, у них это получается. Сможем ли мы в наших условиях наладить систему страхования, медпомощи, подготовки инструкторов, или все будет сведено к повышению «коррупционных платежей», я сказать затрудняюсь. На самом деле даже без лицензий аттракционы могут работать безопасно, а наличие сертификата не гарантирует от так называемого «человеческого фактора» — халатности или дури. А это ни в одной стране мира не лицензируется…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам