Путь терпилы

Происходящее сегодня в украинско-российских отношениях однозначно относится к разряду «лучше бы этого не было никогда». Полномасштабная торговая война с Россией на востоке на фоне отсутствия гарантий подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом на западе все больше и больше превращает «страну в центре Европы» в известный продукт в полынье. Ну, тот, что от одного края оторвался, а к другому не пристал. И потому плавает никому не нужный до полной аннигиляции. И уже даже не пахнет. Распад такого «куска», как Украина, вонь гарантирует. И неслабую…
На корм рыбам-падальщикам истории может уйти тысячелетняя духовная, культурная и, если хотите, политико-государственная колыбель трех восточнославянских народов и их современных независимых государств. Это путь страны-терпилы, если изъясняться таким модным сегодня уголовным сленгом. Но встала на этот путь Украина не сегодня и не сама. И вот это-то и есть самое противное: об этом говорили, предупреждали, некоторые умники даже цифровые и политологические выкладки по этому поводу готовили, а все – как рыба об лед. Не нашлось мозгов на киевском политическом «олимпе», чтобы «осягнуты». «Элита» там такая обретается. А какая элита, такая и, извините, вонь от страны. От ее возможных руин…

Все началось с распада СССР в составе которого Украина по многим показателям превосходила некоторые нынешние «флагманы» идущего на дно Евросоюза, в «дружную семью» которых сегодня так стремится упомянутая выше украинская «элита». Первое, что должны были понять независимые украинские «кэрманычи» после 1 декабря 1991 года, ‒ это то, что потенциал этот нужно, как минимум, сохранить, а как максимум – приумножить. Потому что банально сильная Украина, такая огромная и богатая, никому из соседей не нужна. По разным причинам – экономическим (возможный конкурент), политическим (все хотели ее и хотят в союзники или лимитрофы, чтобы насолить «врагам»), геополитическим (что-то большое и аморфное должно было разделять два противоборствующие лагеря ‒ Европу и возрождающуюся в статусе сверхдержавы Россию с ее вторым по мощности ядерным потенциалом).

И что, поняли? Как бы не так. В первые годы украинские «диячи» только торговали всем, что попадалось под руку – флотом, ядерным потенциалом, стратегическими бомбардировщиками, фабриками, заводами. Теперь вот на землю нацелились. И все тупо надеялись и надеются сейчас, что за это их будут холить и лелеять, не мешая обогащаться, а народ ‒ кормить и как-то обустраивать. И за исключением начала нулевых годов нового тысячелетия, когда воплотился в жизнь многовекторный вариант развития Леонида Кучмы и страна начала демонстрировать впечатляющие показатели экономического роста, ничего путного со страной ее политики сделать не сподобились. Конечно, с разных сторон им активно «помогали» держать страну враскаряку. Но на то они и политики, утверждающие, что они умные, чтобы это понимать. Не поняли тогда и, увы, сейчас не понимают…

Ну да ладно об истории. Вернемся, как говорят патриоты, в «сьогодэння». Оно плачевно. Во-первых, потому, что в мире экономический и финансовый кризис, а Украина встала на путь возможных еще больших экономических потерь. Она уже теряет многие сотни миллионов долларов от торговой войны с Россией. Но еще больше она начнет терять и от того, что в ноябре этого года в Вильнюсе подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. Никаких скорых спасительных подпорок экономике Украины этот акт не даст. Оно, конечно, было бы оправданно, если бы отказ от России и ее Таможенного союза компенсировался евроинтеграцией. А так ведь даже речи о полноправной евроинтеграции не идет. Украину простоя втягивают в западную орбиту, чтобы неслабо погарцевать на ее рынках и, может быть, только в отдаленной перспективе дать хоть что-то. А значит, поведение нынешних украинских вождей ‒ это действительно какой-то Иван Сусанин по-украински: спасаясь от козьей лепешки на пути она двумя ногами вляпывается в коровью…

Сильная Украина, такая огромная и богатая, никому из соседей не нужна. По разным причинам – экономическим, политическим, геополитическим (что-то большое и аморфное должно было разделять два противоборствующие лагеря

Во-вторых, очевидна политическая международная несостоятельность Украины. Ее никто не готов ни кормить экономически, ни даже защищать политически. И это, между прочим, при том, что в 1994 году, когда Украина отдавала свое ядерное оружие, в Будапеште все остающиеся ядерные монстры гарантировали ей, что никто не будет добиваться от нее каких-либо уступок политическим или экономическим давлением. Россия тоже давала такие гарантии. И что? А то, что еще Отто фон Бисмарк говорил, что договора обязательны для выполнения слабыми сторонами. Украина сегодня – слаба и даже немощная, а значит, ее и чмурят…

В-третьих, страшными могут быть внутриполитические последствия в Украине – она может оказаться во власти националистов фашиствующего толка. Россия, которая якобы так сильно любит «младшую сестру», не учла свой главный провал на украинском направлении: если оказываются правы украинские фашисты, нацики и горе-патриоты, обвиняющие Кремль во всех проблемах Украины и живущие по принципу «Прочь от Москвы!», то это поражение и России. Это означает, что многомудрые кремлевские стратеги не смогли найти разумную политику, тактику и стратегию, чтобы без давления и шантажа оставить соседнюю страну, объявленную «стратегическим партнером», в своей орбите.

Да, это однозначно поражение Украины и ее вождей, что она ‒ слабая и никчемная страна и сегодня подвергается давлению со стороны сильной России. Но и Россия ничего не выиграет, если ее соседкой станет неонацистское государство. Или если Украина прекратит свое целостное существование и распадется на нищие, воюющие между собой куски. Это будет та ситуация, о которой, повторяю уже многократно, писал поэт Наум Коржавин:

Не от побед бывают беды,
От поражений… Мысль проста.
Но их бедой была победа. —
За ней открылась ‒ пустота.

А ведь все сегодня к этому идет. Если официальный Киев пытается как-то смикшировать торговую войну (прекратить ее переговорным путем, создает рабочую группу для урегулирования спорных проблем, премьер Николай Азаров объясняет ситуацию неурегулированностью отношений со странами Таможенного союза и его правовыми нормами), то нацики вовсю развернули антироссийскую пропаганду, сели на излюбленного конька. И им это просто ‒ поведение России однозначно похоже на шантаж и давление, на «принуждение к миру и любви» путем отказа от евроинтеграции в ЕС и поворота к интеграции в рамках ТС. И речь здесь идет не о преимуществах того или иного пути, а о методах: Европа, увещевая, обещая и ублажая, притягивает, а Россия, получается, затягивает, приставив таможенный барьер к горлу…

Возможен и самый страшный вариант, при котором Украине грозит раскол и при, что называется, оставлении на месте, без интеграции куда-либо, и при любом векторе присоединения. Если страна останется на месте и будет подвергаться давлению и игнору с двух сторон, то это чревато дальнейшим ухудшением жизни населения. И неизбежен, в конечном итоге, социальный взрыв

И вот ведь парадокс: по цифрам доходов и экономической выгоды интеграция Украины в ТС однозначно выгоднее для нее, чем сомнительное приобщение в «общеевропейским ценностям». Но Россия давит, а давление всегда невольно рождает противодействие. И объединение ненавистников России, направленное против пророссийских симпатиков в Украине, опять объявляемых «пятой колонной»…

Проигрыш России и в том, что в прогнозе о самом оптимистичном для Украины исходе из этой войны опять прав нацик. «Во-первых, Россия показывает свое истинное отношение к нам. Во-вторых, владельцы заводов и предприятий, где оборудование уже давно исчерпало свой ресурс, в том числе и моральный, будут вынуждены развернуться в сторону более современных технологий… Все то, что сейчас происходит, подталкивает предпринимателей к поиску новых рынков, а также к внедрению новых технологий. Так что все, что ни делается, все делается к лучшему», ‒ как-то даже логично, правильно, взвешено и спокойно – как для смерекового примата ‒ заявил депутат от «Свободы» Александр Мирный.

Это действительно был бы идеальный вариант для Украины – использовать возникшие трудности для собственного усиления. Но сколько их, таких моментов, уже было, а ничего на выходе не получилось. Для этого же нужно, чтобы у элиты не только жадность и стремление к обогащению любой ценой, а еще и мозги были, а с этим – проблема, я бы даже сказал, проблемище…

Поэтому возможен и самый страшный вариант, при котором Украине грозит раскол и при, что называется, оставлении на месте, без интеграции куда-либо, и при любом векторе присоединения. Если страна останется на месте и будет подвергаться давлению и игнору с двух сторон, то это чревато дальнейшим ухудшением жизни населения. И неизбежен, в конечном итоге, социальный взрыв. Он и похоронит Украину, развалив ее на части.

Развал по политическим мотивам возможен, если Украина пойдет в ТС. С этим выбором может никогда не согласиться Западная Украина, которую в этом ее «желании» щедро подпитают западные «спонсоры». Социальный же взрыв практически неизбежен и когда Украина пойдет типа в ЕС. В Брюсселе однозначно сказали, что Европа не будет компенсировать Украине ее потери от разрыва торговых отношений с Россией и странами СНГ (ТС). Сама Европа ничего не даст и украинско-российского товарооборота лишит. Потому что Россия уже сейчас показывает, как она готова наказать Украину за «ослушание». А это же миллиарды долларов в госбюджет Украины. Чем эту финансовую прореху заполнить?

…Такие вот нехитрые и печальные дела. Оптимисты-радикалы же готовы в сложившейся ситуации следовать опять за мудрым Бисмарком, который говаривал, что лучше уж раз пережить ужасный конец, чем терпеть ужас без конца. Дескать, если Украина целостная никому не нужна, то и нечего ее спасать, пусть разваливается, а люди разбегаются туда, где им кажется, что будет лучше. Что же, это тоже выход, если патриотизм сводится только к материальным благам…

…А пока холод сковывает украинский и российский берега. И на пути терпилы уже слышатся шаги огромного количества идиотов с ломиками-ледорубами, которые спешат к замершему льду долбить в полыньи. Чтобы замутить в них водичку и, может быть, что-то выловить. Но мы-то помним, что плавает в полынье от края до края…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам