Тайны евроинтеграции – 1. Провал Фюле и триумф… Молдовы

Майдан сделал свое дело: молдаване торжествуют. После того, как Янукович отбыл в Москву, а еврокомиссар Фюле перессорился с западными министрами из-за своей реплики в Twitter, у Кишинева появился шанс сменить Киев в переговорах с ЕС. Надо же Европе кого-то интегрировать. С Украиной не получилось, обратили внимание на Молдову. На самом деле те осколки информации, которые долетают с переговорного фронта, это лишь видимая часть айсберга, в котором намешаны большие деньги, интересы отдельных чиновников и интриги между ними внутри Евросоюза…

Странные вещи происходят в последнее время во внешней политике Украины. В Брюссель съездил первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов, который представляет (или делает вид, что представляет) европейский вектор в украинском правительстве. 13 декабря он заявил во время совместной пресс-конференции с еврокомиссаром по расширению и политике соседства Штефаном Фюле, что «Украина скоро подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, учитывая национальные стратегические интересы». Фюле при этом сидел рядом и ни слова не возражал.

После слов Арбузова некий неназванный дипломатический источник в Брюсселе уточнил журналистам, что официальные лица Евросоюза рассчитывают, что соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной будет подписано на предстоящем в 2014 году двустороннем саммите.

Был, кажется, вечер пятницы. Или четверга. Не важно. Прошло максимум двое суток. А, скорее, сутки с половиной. И утром воскресного дня, когда большая часть католической Европы стояла на мессах в церквях и соборах, еврокомиссар Штефан Фюле написал в своем Twitter, что работа по подготовке знакового соглашения об интеграции с Украиной откладывается.

Какую реакцию его сообщение вызвало у коллег из Западной Европы, можно оценить по сообщению известного колумниста Джеймса Фонтанеллы-Хана в блоге на Financial Times.

«Уместно ли объявлять о крупных внешнеполитических изменениях по Twitter? – пишет он. – Таким вопросом задались несколько министров иностранных дел стран ЕС после того, как Штефан Фюле, еврокомиссар по вопросам расширения, двумя сообщениями по "Твиттеру" в воскресенье утром сообщил о приостановке интеграционной работы с Украиной. Голландский министр иностранных дел Франс Тиммерманс подверг критике не только само сообщение, но и способ его трансляции. "Я считаю, что делать политику на основе сообщений Twitter не лучший, со стороны Фюле, способ взаимодействия с такими вопросами, – отметил он. – По-моему, лучший сигнал, который мы можем подать Украине, – это что дверь по-прежнему открыта».

Многие министры европейских государств, включая министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга и вице-премьера и главу МИД Ирландии Имона Гилмора, также заявили о том, что соглашение с ЕС по-прежнему доступно для подписания украинским президентом Виктором Януковичем

Многие министры европейских государств, включая министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга и вице-премьера и главу МИД Ирландии Имона Гилмора, также заявили о том, что соглашение с ЕС по-прежнему доступно для подписания украинским президентом Виктором Януковичем. На данный момент политика ЕС по Украине зашла в тупик, но есть серьезная опасность, что Москва облегчит ситуацию для всех, предложив Киеву соглашение, которое раз и навсегда заставит Украину свернуть с пути к Западной Европе» (конец цитаты).

Но и это еще не все. Западноевропейские политики и дипломаты действительно обхаяли заявления выходца из Чехии Штефана Фюле. И только министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский поддержал восточноевропейского земляка.

«В отношениях между Украиной и Евросоюзом нужна пауза, – заявил он, комментируя реплику Фюле, что ЕС откладывает работу с украинскими властями. – В ситуации, когда президент Украины говорит, что Соглашение об ассоциации является невыгодным для его страны, необходимо взять паузу для осмысления».

По его словам, ЕС слишком активный участник переговорного процесса с Украиной. «Инициатив со стороны ЕС хватает, а вот чего не хватает – так это инициативности с украинской стороны, со стороны украинского президента», – убежден Сикорский.

Налицо очевидные разногласия между еврочиновниками и политиками из Восточной Европы и их коллегами из Западной Европы. Первые против дальнейшего продолжения переговоров. Вторые – за. Парадоксально, но именно восточноевропейцы были нашими «провайдерами» для сближения с ЕС. Именно Польша и Литва (в последнее время) делали все, чтобы уговорить партнеров с Запада посмотреть на Украину под другим углом зрения. В отличие от привычной формулы: «мы поговорим о вашем вступлении лет через 50».

В чем секрет такой метаморфозы? Секрет, как всегда, в деньгах. Запад давал деньги, а восточноевропейские «провайдеры» тратили их на «обработку» Украины. Теперь первым жалко своих денег: «за что уплочено, должно быть проглочено». А вторым – жалко своей работы. Поэтому их лозунги: «да гори оно все ясным пламенем» и «вмерло, так вмерло».

По сообщениям источников, заслуживающих однозначного доверия, телодвижения Фюле – это попытка прикрыть полный провал своего главного в дипломатической карьере проекта "Восточное партнерство". Собственно, такая же ситуация и у Сикорского, который был публичным автором проекта. Фактически его режиссером при авторе сценария Фюле. Однако обо всем по порядку.

Проект «Восточное партнерство» возник еще в мае 2004 года как дополнение к «Северному измерению» и «Средиземноморскому союзу». И сначала рассматривался в качестве своего рода дополнения к очередному расширению Евросоюза.

Кстати, когда говорят о трехсторонних переговорах Россия – ЕС – Украина (эта идея появилась одновременно с отказом Януковича подписать соглашение об ассоциации) и недавнем предложении депутатов Верховной Рады пригласить европейцев к общему диалогу, то почему-то забывают 2010 год

В самом начале он охватывал шесть стран бывшего СССР: Украину, Молдову, Азербайджан, Армению, Грузию и Беларусь. Потом сконцентрировался на трех: Украине, Грузии и немного Молдове.

Официально идея проекта была предложена Радославом Сикорским 26 мая 2008 года. Спустя год, 7 мая 2009 года, в Праге прошла учредительная встреча в верхах, где была принята совместная декларация по вопросам «Восточного партнерства» и состоялось его официальное учреждение.

Еще через год, в мае 2010-го, Польша предложила создать в рамках программы «Восточное партнерство» так называемую «группу друзей» и пригласила Россию участвовать в этой структуре.

Кстати, когда говорят о трехсторонних переговорах Россия – ЕС – Украина (эта идея появилась одновременно с отказом Януковича подписать соглашение об ассоциации) и недавнем предложении депутатов Верховной Рады пригласить европейцев к общему диалогу, то почему-то забывают 2010 год. И слова министра иностранных дел Польши о том, что, помимо России, в эту группу могли бы войти «Норвегия, Канада, США, Япония и другие страны».

Правда, уже тогда предполагалось, что Россия будет приглашаться для обсуждения лишь некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области. И Россия от углубленного участия в «Восточном партнерстве» отказалась.

Собственно, в рамках проекта «имени Сикорского и Фюле» 28-29 ноября 2013 года и был назначен тот самый исторический саммит в Вильнюсе, на котором планировалось подписать Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Более того (об этом мало говорят и еще меньше знают), саммит так и назывался – саммит «Восточного партнерства». Там в качестве гарнира к основному блюду – Украине – планировалось парафировать соглашение с Молдовой. Но при условии, если Молдова покажет какой-то определенный прогресс (который она, естественно, не показывала).

Вообще, честно говоря, подписывать с Молдовой какие-либо документы еврочиновники не собирались до последнего момента. Зачем Евросоюзу бедная постсоветская «крошка» с сильно пьющим населением и полным отсутствием экономического потенциала? Но, когда стало ясно, что Украина в последний момент «соскакивает» с подписания, решили действовать по принципу «на безрыбье и рак рыба». В результате Молдова к своему собственному изумлению парафировала с Евросоюзом не только Соглашение об ассоциации, но и договор о создании зоны свободной торговли. Молдаване до сих пор в шоке…

А что же Фюле и его конфликт с западными коллегами? Фюле, как инициатор всей затеи, считается ответственным за ее провал. То есть за то, что в Европу будет вступать не Украина, а Молдова.

P.S. Старая как мир «композиция» Елены Воробей «Возьмите меня» в свете стремления Украины в Европу приобретает совершенно определенный смысл. Особенно с учетом сине-желтого «прикида» артистки…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам