Футбольный матч Европа – США. В роли мяча Украина?

Джеймс Карден не совсем обычный американец. Его называют американским колумнистом с русским взглядом на жизнь. Был ли он таким всегда или его нынешнее мировоззрение сформировалось под влиянием работы в Президентской комиссии США–Россия (больше известной как комиссия Медведева–Обамы), нам неизвестно. Но статьи Кардена в The American Conservative, где он после ухода с госслужбы ведет колонку, это, пожалуй, самая здравомыслящая оценка происходящего в Украине. Его последняя статья «Европа решила расширяться» делает попытку заглянуть в корень проблемы. Она стоит того, чтобы процитировать ее, а затем проанализировать…
О вирусе «имперской гордыни»

В течение десятилетия после злополучной иракской кампании администрации Буша США регулярно и порой вполне оправданно обвиняли в имперской заносчивости. И надежды на отказ от интервенционистской внешней политики не сбылись даже с приходом администрации Обамы в 2009 году. Кампания в Афганистане, а также необъявленная война беспилотников, охватившая территорию от магрибских равнин до самого сердца гористой части Средней Азии, поставили крест на этих надеждах.

Европа тоже оказалась неспособной противостоять вирусу имперской гордыни, и это наглядно продемонстрировало вторжение в Ливию в 2011 году. Тем не менее, с уходом из Елисейского дворца интервенциониста Николя Саркози в 2012 году многие снова обрели надежду на возвращение к такой внешней политике Европы, которая была бы одновременно разумной и этичной. Между тем, продолжающийся кризис в Киеве свидетельствует о том, что европейские лидеры снова отказались от здравого смысла и желания идти на компромисс в пользу менталитета «кто кого», который предвещает нам эпоху конфликтов и соперничества с Россией за государства бывшего советского блока.

Кризис, который разворачивается на улицах Киева с ноября 2013 года, уходит своими корнями в дипломатические маневры европейских лидеров 2008 года. В мае того года министры иностранных дел Польши и Швеции Радек Сикорский и Карл Бильдт предложили сформировать так называемое Восточное партнерство, которое должно было стать форумом для обсуждения вопросов свободной торговли и визовых соглашений между странами Евросоюза и теми, что располагаются на его юго-восточной границе и предположительно хотят стать его членами.

Страны Восточного партнерства должны были иметь «общие ценности», такие как уважение к правам человека и диктатуре закона, и продвигать понятия «умелого правления» и «устойчивого развития» в регионе. По словам министра Бильдта, Восточное партнерство не имело никакого отношения к «сферам интересов», что кажется довольно любопытным заявлением в свете событий последних нескольких месяцев.

О заразительности дурных привычек

Рассмотрим высказывания президента Европейской комиссии Мануэля Баррозу. Во время пресс-конференции, которая прошла в Милане 9 декабря, Баррозу дважды обратился к украинцам с призывом «набраться мужества и выйти на борьбу». Замечания, сделанные высокопоставленными европейскими чиновниками (не говоря уже о заявлениях американских официальных лиц), были почтительно процитированы европейской прессой, которая изобразила кризис в Киеве олицетворением столкновения цивилизаций, российской и европейской, в том месте, которое уже стало принято называть «сердцем Европы».

Такого рода риторика представляет собой уход от идей поствоенной европейской дипломатии, которую в целом можно назвать надежной опорой консенсуса и возобновления дружеских отношений с ближайшими соседями. Европейская дипломатия – за исключением Соединенного Королевства – старалась взять на себя роль тормозного механизма в наиболее кровавых устремлениях американской внешней политики. Теперь же кажется, что Евросоюз начинает перенимать у США некоторые дурные привычки ведения внешней политики.

О плане соблазнить Украину, пока Путин занят в Сочи

Хотя один из авторов Восточного партнерства, Сикорский, недавно был вынужден признать, что «Евросоюз серьезно переоценил привлекательность своего предложения», доклад, опубликованный 3 февраля в New York Times, свидетельствует о том, что, вместо того чтобы оставить Украину в покое, американские и европейские дипломаты планируют ответить на российский пакет финансовой помощи, пока Владимир Путин занимается Олимпийскими играми в Сочи.

Если такой план действительно существует, то эти дипломаты, очевидно, основываются на двух чрезвычайно сомнительных предпосылках. Во-первых, они, очевидно, считают – несмотря на исторические, экономические и другого рода свидетельства, – что украинский народ един в своем желании вступить в Евросоюз. Мануэль Баррозу, который, очевидно, разбирается в ситуации лучше всех, заявил во время вышеупомянутой пресс-конференции, что не может быть правдой то, что протесты против режима украинского президента Виктора Януковича проходят только в западной части Украины. Несомненно, Украина – это одна страна, но она состоит из двух цивилизаций, и одна из них обращена к России, а другая на Запад. Они говорят на разных языках, и у них несколько разный исторический опыт.

Во-вторых, идея о том, что Путин будет настолько увлечен Олимпийскими играми, что новый европейский подход к украинскому вопросу останется незамеченным, выдает глубокие заблуждения относительно того, с чем именно готова примириться российская политическая элита, а с чем нет. Для России удержать Украину в сфере своего влияния – это вопрос не только экономики, но и безопасности.

Об опасности необъявленной войны

Программа ассоциации Евросоюза и Украины, которая вступила в силу летом прошлого года, включает в себя особый Протокол внешней политики и безопасности, согласно которому Евросоюз и Украина должны «укреплять сотрудничество по вопросам региональной и международной политики, предотвращения конфликтов и антикризисного управления». Они должны сотрудничать, чтобы «увеличить степень взаимодействия» и «найти способы достижения более высокого уровня сближения в области внешней политики и безопасности». Другими словами, Евросоюз готовил Украину к вступлению в свои ряды.

Если идея о приближении передовой линии НАТО к самому сердцу славянской цивилизации кажется вам чрезвычайно опрометчивой, то вы, вероятнее всего, правы. В своей книге «Советские судьбы и упущенные альтернативы» (Soviet Fates and Lost Alternatives) историк Стивен Коэн пишет, что, если неоконсервативный проект по расширению НАТО и включению в его состав Украины будет успешным, «как Кремль публично предупредил, отношения России с Западом будут испорчены раз и навсегда, и цена, которую придется заплатить, будет очень высокой». В частных беседах не раз говорилось о том, что это будет воспринято как «объявление войны».

Что касается восхищенных поклонников Евросоюза, утверждающих, что после войны посредством переговоров и компромисса Европе удалось выстроить процветающее и социально справедливое общество, нынешнее стремление расширить его границы на восток вызывает у них недоумение и беспокойство. Так ли невозможно то, что со временем Евросоюз сумеет заключить временное соглашение с Евразийским таможенным союзом? Путин, очевидно, рассматривает это как одну из возможностей, так почему лидеры европейских стран полностью исключают такой исход? Разве есть какие-то причины полагать, что Евросоюз так или иначе пострадает, если не продолжит принимать в свои ряды бывшие республики Советского Союза?

О счастливом евробудущем

Европейцам сейчас не стоит перенимать экспансионистские внешнеполитические привычки вашингтонского истеблишмента ценой собственного мира, процветания и безопасности. Несколько лет назад выдающийся ученый и эксперт по делам Европы Дэвид Каллео написал, что «сегодняшний Евросоюз нуждается в институтах, которые бы позволили ему мирно сосуществовать со своим гигантским восточным родственником. Иначе нам не стоит надеяться на счастливое европейское будущее». Его высказывание было справедливым тогда, справедливо оно и сейчас.

Источник: ИноСМИ

От автора. «Коктейли Молотова» и поврежденные уши лидеров «народного сопротивления» как-то увели нас в сторону от повода, породившего Майдан. А этим поводом являлся, как известно, временный отказ Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Другими словами, объявленный тайм-аут в евроинтеграции. Сейчас это словосочетание уже забыли, хотя еще три месяца назад оно было ключевым во всех резонансных новостях.

Джеймс Карден, по сути, напоминает о первопричине происходящего и пытается ответить на вопрос, который для многих оставался загадкой до нынешнего времени: «Почему Европа, которая больше 20 лет демонстрировала нам свое политическое отвращение, говоря о несбыточных перспективах присоединения Украины к ее элитному клубу, вдруг раскрыла объятия?». И не просто раскрыла, а почти маниакально набросилась на «хутор», каковым (глядя правде в глаза) является наша страна в геополитическом плане, с масштабной стратегией поэтапного втягивания в свои ряды.

Как, наверное, понял читатель из сказанного выше, версия американского аналитика сводится к тому, что Европа на нынешнем этапе отказалась от послевоенного принципа по возможности не вмешиваться в чужие дела и вступила в гонку со Штатами за политический контроль над миром. В этом плане ей показалось важным «застолбить Украину», территориально расположенную вблизи России, чтобы говорить с Москвой и Вашингтоном уже с новых позиций. Нетерпение Европы и нерешительность Украины привели к тому, что «первая брачная ночь» так и не состоялась. После чего в Украине поднялась инспирированная извне волна протестов, которая в итоге переросла в далеко не мирное противостояние, из лозунгов которого давно исчезли все призывы к евроинтеграции.

Выиграл или проиграл Европейский Союз от того, что произошло в Киеве? Американец уверен, что, скорее, проиграл. И американцы, действуя куда более успешно, вытеснили его с украинского игрового поля, заняли тут доминирующие позиции по обе стороны баррикад и успешно консультируют участников противостояния, снижая уровень влияния «европейских миротворцев». Эта концепция полностью укладывается в риторику Нуланд с «факами» Евросоюзу (в пресловутом разговоре помощника госсекретаря США с послом Штатов Джеффри Пайетом) и во многом объясняет суть текущего момента. Хотя в конечном итоге ясно то, что ничего не ясно. Похоже, что из субъекта геополитического процесса мы снова превратились в объект – футбольный мячик, который команды катают по полю. И трудно предугадать, на какой стороне мы окажемся в ближайший момент. Впрочем, чего тут гадать – куда закатят, там и окажемся…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам