Два в одном: дешевая нефть в мире и дорогой бензин в Украине

Цены на нефть падают, а бензин в Украине не дешевеет. Парадокс, к которому мы уже привыкли. Но если цена в Украине – это обычная тенденция, вызванная целым рядом факторов, включая сговор монополистов на АЗС, то мировая конъюнктура удивляет почти всех аналитиков. Казалось бы, война в Ираке и Сирии, санкции против России и очередная эскалация конфликта в секторе Газа должны были дать обратный эффект. Но тенденция явно направлена на снижение стоимости энергоносителей, причем, в долгосрочной перспективе. В чем секрет? И есть ли тут признаки заговора Белого дома против Кремля, о чем охотно пишут многие издания?
Резкое снижение цен на нефть началось в понедельник. По итогам торгов 19 августа котировки фьючерсов на нефть марки WTI на сентябрь на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX упали на $1,93 (-2%) – до $94,48 за баррель. Стоимость октябрьского контракта снизилась на $0,89 (-1%) – до $92,86 за баррель. Октябрьский фьючерс на нефть марки Brent на бирже ICE в Лондоне во вторник снизился на $0,04 и составил $101,56 за баррель – это уровень минимального значения за 14 месяцев. В среду цены оставались стабильными, так как именно вчера завершались торги по сентябрьским контрактам.

Особое внимание наблюдатели уделяют цене на Urals – сорт, добываемый в России – она держится в диапазоне $98-99 за баррель. Доля доходов бюджета РФ от поставок за границу нефти и газа составляет половину всего объема. Для российской экономики является комфортной цена нефти в $100 за баррель и выше. Со снижением цены ниже $90 начнутся реальные проблемы: придется пересматривать бюджетные показатели в сторону сокращения, снижать пошлину на нефть.

Кстати, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики при Министерстве финансов РФ уже заявил, что экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 сентября снизится на 5,4%. Новый размер пошлины будет равен $367,6 за тонну. Кстати, обратная картина наблюдается с ценами на сжиженный углеводородный газ (СУГ). С сентября ожидается повышение экспортной пошлины в 1,5 раза до $221за тонну, причем это не первое повышение за последнее время.

Почему же нефть дешевеет, в то время, как мир неустойчив и полон вооруженных конфликтов, что традиционно вело к повышению цен на энергоносители? В отчете Bank of America по энергетике говорится, что международные конфликты, ранее служившие главной причиной роста нефтяных цен, теперь, похоже, оказывают лишь кратковременный эффект на игроков рынка

Такая динамика, как пишут российские деловые СМИ, ссылаясь на мнение экспертов из Минфина, связана с увеличением цен СУГ на международном рынке, которое наметилось за последние два месяца, что в конечном счете привело к установлению планки на отметке в $890 за тонну. Однако уже с наступлением августа наметилась тенденция стабилизации цен и они даже снизились, в среднем составив $815 за тонну.

По бензинам экспортная пошлина также несколько снизится. С учетом коэффициента 0,9, с сентября новый размер пошлины будет установлен на отметке $330,8, тогда как в августе она составляет $349,5 за тонну. Дизтопливо с сентября будет облагаться в размере $238,9 за тонну против августовских $252,4.

Почему же нефть дешевеет, в то время, как мир неустойчив и полон вооруженных конфликтов, что традиционно вело к повышению цен на энергоносители? Ответ весьма небанален: в отчете Bank of America по энергетике говорится, что международные конфликты, ранее служившие главной причиной роста нефтяных цен, теперь, похоже, оказывают лишь кратковременный эффект на игроков рынка. К тому же они компенсируются факторами, вызывающими рост предложения нефти на рынке при одновременном сохранении или даже уменьшении спроса.

Откуда же взялась «избыточная» нефть? Во-первых, из Америки. Фактически снижение цен на «черное золото» стало происходить после заявления Международного энергетического агентства о перенасыщении нефтяного рынка из-за повышения добычи нефти в США. По итогам первого полугодия этого года США обогнали Саудовскую Аравию и РФ по добыче нефти (!), а по производству углеводородов заняли первое место в мире. Также Штаты возобновили экспортные поставки сырой нефти, чего не было более 40 лет.

Кстати, именно этот фактор позволяет говорить о политической составляющей нефтяного бума. В свое время США делали аналогичную «атаку» на рынок, чтобы с помощью снижения мировых цен на нефть подорвать стабильность в СССР.

Во-вторых, предложение на рынке растет и за счет того, что в Ливии удалось восстановить два нефтяных терминала. А в Ираке воздушные удары ВВС США и атаки курдских вооруженных группировок остановили наступление террористов «Исламского государства» на богатые нефтью регионы. В конце концов, все ждут начала поставок на рынок ранее «запрещенной» (эмбарго) иранской нефти.

Стоит ли в таком случае «надевать траур» по российскому бюджету и экономике вообще? Профессор Мичиганского университета Лутц Килиан на вопос «Дойче велле» ответил, что драматизировать нынешнее падение цен не стоит. России пока нет особых причин беспокоиться. Достаточно вспомнить, что в 2007 году цена за баррель марки Brent составляла в среднем $72,7 а в кризисном 1998 году – всего-навсего $12,7.

Впрочем, сегодня не 1998 год, и доллар «весит» уже совсем иначе. Да и в основу бюджета России заложена цена в $100-105 за баррель. Тем не менее, особенно беспокоиться Москве не стоит. По мнению экспертов, серьезного обвала, по сравнению с нынешним уровнем цен, ждать не стоит. И в этом «виноваты» все те же США.

Ждать снижения цен на бензин в Украине только потому, что снизились цены в мире, наивно и бессмысленно. Мы – особая страна. Наша ценовая динамика уникальная и неповторимая. Такая же, как наш загадочный украинский менталитет

Да, с 2008 года собственная добыча нефти в США возросла на три миллиона баррелей в день: на сегодняшний день она составляет 8,5 млн. баррелей в сутки. В следующем году, по прогнозам Энергетического агентства США, оно возрастет до 9,28 млн. баррелей в день. Поэтому в мае США импортировали на 26% нефти меньше, тем самым снизив мировые цены.

Примеру США собираются последовать и в Канаде. Страна кленового листа, как напоминает Die Welt, располагает третьими разведанными запасами нефти в мире после Саудовской Аравии и Венесуэлы.

Но… все это стало возможно благодаря фрекингу – технологии, переживающей самый настоящий бум в США. Технология, которую относят к производству так называемой «нетрадиционной» нефти. Все подобные технологии – достаточно дорогие. Если цена упадет до уровня в $80-90, то эти проекты станут нерентабельными. А поскольку в Америке нет системы госдотаций и прочих преференций для стратегических отраслей, как в той же России, то нерентабельные производства просто закроют, и объем предложения нефти на мировом рынке вновь упадет. Соответственно, цены повысятся.

Что же касается Канады, то пока она производит 3,5 млн. баррелей в день. И сможет удвоить производство не раньше, чем к 2025 году. До этого времени, как говорил один сказочный герой, либо ишак сдохнет, либо эмир умрет.

Но вернемся на нашу грешную украинскую землю. Возникает банальный вопрос, почему, несмотря на то, что цены на мировую нефть снижаются, нефтепродукты в Украине продолжают дорожать? Ведь почти во всех странах Европы (не говоря уже о США), «горючка» дешевеет.

По словам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, устойчивая тенденция снижения цены на нефть может проявиться на украинском рынке с достаточно большой задержкой. «Эта задержка может достигать нескольких недель, месяцев, иногда и более», – говорит он.

Также эксперт считает, что на сегодняшний день отражение в цене наиболее чутко находит фактор соотношения курса валют. «Мы видим, что как только происходит ослабление гривни, в первую очередь начинает реагировать мелкий опт, поскольку этот рынок является наиболее конкурентным и наиболее чутки к таким изменениям. Вслед за ним отражение в цене спустя неделю-полторы мы видим и в розничной цене», – отмечает Сапегин.

Другие эксперты говорят, что объективные факторы в Украине либо не действуют вообще, либо влияют на ценовую картину частично. Так, например, во всем мире падения платежеспособности населения приводит к борьбе за потребителя и соответственно снижению цен. У нас в «нефтяном» сегменте действует обратное правило: цены снижаются, если растет спрос. Это связано с тем, что при уменьшении объемов оптовых закупок (и соответственно – падению объемов продаж) другие платежи – коррупционные, логистические, хранение, арендная плата, зарплата персонала на АЗС, остаются без изменения. Но делятся они уже, грубо говоря, не на 100 тыс. реализованных тонн, а на 50 тыс.

Также на цену влияет растущий риск, связанный с транспортировкой ГСМ в условиях войны на Востоке. Потенциальная угроза терактов, которая повышает затраты на охрану «нефтяных объектов».

Наконец, в отличие от глобальной ситуации, которая характеризуется стабильно умеренным спросом на топливо, в Украине бензин и ДТ нужен постоянно. Его «пожирает» война. Обеим сторонам конфликта нужно заправлять свои таки и машины «горючкой». И они за ценой не постоят.

Посему ждать снижения цен на бензин в Украине только потому, что снизились цены в мире, наивно и бессмысленно. Мы – особая страна. Наша ценовая динамика уникальная и неповторимая. Такая же, как наш загадочный украинский менталитет.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам