Реформы Яценюка: Лазаренко бы понравилось…

Слушала я вчера Яценюка о том, что он не хочет вносить бюджет до принятия налоговых законов, и не покидало меня стойкое чувство дежавю. Когда-то, когда деревья были большими, а Тимошенко молодой, эти слова уже звучали. И вспомнила: 1997 год, Павел Лазаренко, пакет реформ, подготовленный Пинзеником, и бюджет на 1997 год, который приняли только летом, накануне отставки одиозного премьера. А до этого Павел Иванович управлял казной в ручном режиме. История повторяется дважды, второй раз в виде фарса…
Бодрое сообщение на сайте ZN.UA: «Кабмин уложился в срок и 15 сентября подал в парламент проект госбюджета на 2015 год. В правительстве рассчитывают на рост налоговых поступлений почти на 12%.

В проекте государственного бюджета на 2015 год доходы казны должны вырасти на 9,8%, расходы – на 5,1%. Об этом говорится в 10 таблицах дополнений к проекту бюджета, который есть в распоряжении ZN.UA.

Согласно документу, в следующем году доходы государственного бюджета Украины планируются на уровне 414,7 млрд. гривен, в том числе 368,4 млрд. гривен по общему фонду и 46,2 млрд. гривен по специальному фонду. Это значит, что доходы общего фонда в 2015 году должны быть на 14,4% выше, чем в нынешнем, в то время как доходы специального фонда – на 17,3% ниже, чем согласно действующей версии государственного бюджета на 2014 год.

При этом налоговые поступления должны вырасти на 11,8% – до 335 млрд. гривен. В том числе поступления от налога на прибыль предприятий должны составить 41,6 млрд. гривен (+3,2% роста к бюджету-2014), от НДС – 160,7 млрд. гривен, с учетом возмещения НДС в размере 64,9 млрд. гривен (+7,2%).

Кроме того, согласно планам правительства, 30 млрд. гривен в бюджет в 2015 году должен перечислить Национальный банк.

Финансирование госбюджета предполагается на уровне 61,6 млрд. гривен – это на 7 млрд. меньше, чем в текущем году (68,6 млрд. гривен). Из этой суммы, согласно планам правительства, доходы бюджета от приватизации составят всего 1,3 млрд. гривен против плана на текущий год в размере 17 млрд. грн

Расходы госбюджета планируются в размере 464,1 млрд. гривен, в том числе по общему фонду – 416,7 млрд. гривен, по спецфонду – 47,4 млрд. гривен.

Финансирование госбюджета предполагается на уровне 61,6 млрд. гривен – это на 7 млрд. меньше, чем в текущем году (68,6 млрд. гривен). Из этой суммы, согласно планам правительства, доходы бюджета от приватизации составят всего 1,3 млрд. гривен против плана на текущий год в размере 17 млрд. грн.» (конец цитаты).

Я специально процитировала эту новость полностью, дабы не нарушать целостность эпической картины грядущего экономического благополучия, которое захлестнет нашу страну, начиная со следующего года.

Экономический рост – это хорошо. Не спрашиваю, за счет чего, поскольку вопрос явно неуместен. Да и нет на него ответа. В нынешнем году падение ВВП по официальным подсчетам иностранных наблюдателей за нашей экономикой типа МВФ и Всемирного банка составит от 6,5% до 7,5%. И то лишь потому, что им облом пересчитывать прогнозные показатели заново, чтобы выйти на реальную цифру падения в 10% с лишним. В правительстве это отлично знают, но не стараются обходить молчанием. Вчера, правда, министра финансов допустил случайную оговорку «по Фрейду» сказав, что «минус 6% это будет хороший результат до конца года". Увы, не будет. Времени для роста почти не осталось, а тут еще и расходы на выборы…

Доходы бюджета – еще одна забавная тема. По подсчетам Кабмина, в следующем году они резко вырастут, как и собираемость налогов. Любопытно, кто эти налоги будет платить? Пинчук? Если продаст трубы в Россию, в чем я, увы, сомневаюсь. Ахметов? Если его шахты будут добывать уголь, а меткомбинаты работать. Фирташ? Как, если правительство положит титановые ГОКи на лопатки. «Приват»? О, да! Зернотрейдеры? Кукуруза вдоль трассы Одесса–Киев, конечно, поражает воображение проезжающих на пляжи Одессы, но на одной кукурузе мировую гегемонию не установишь. Хотя Арсений Петрович и грозился обрушить цены на газ с помощью кукурузного початка. Но это сродни тому, как бывший глава Нацбанка дедушка Стельмах высчитывал курс гривны справедливый по биг-маку.

Ну, и какое правительство реформаторов без реформ. Несмотря на то, что главный экономист страны Павел Шеремета сбежал с поста министра, нашлись одаренные люди, способные предложить свой вариант налоговых реформ. По непроверенным данным, это начфискал Игорь Билоус и министр финансов Александр Шлапак.

Последний немало порадовал озабоченную публику своими размышлениями об активном и пассивном пополнении бюджета. «При отсутствии реформы, при пассивном поведении и правительства, и субъектов экономики мы получим ВВП в размере около 1 трлн. 700 млрд. грн. В случае гораздо более активных действий ВВП возрастает до 1 трлн. 750 млрд. грн. — 1 трлн. 760 млрд. грн., из чего мы и рассчитываем в дальнейшем бюджет», – сказал г-н Шлапак.

Ну, и какое правительство реформаторов без реформ. Несмотря на то, что главный экономист страны Павел Шеремета сбежал с поста министра, нашлись одаренные люди, способные предложить свой вариант налоговых реформ. По непроверенным данным, это начфискал Игорь Билоус и министр финансов Александр Шлапак

Он также продолжил тему вариантности, заявив, что правительство Украины предлагает провести всеобщее декларирование доходов физических лиц одновременно с бесплатной налоговой амнистией. При этом "обсуждается платная и бесплатная амнистия. Мы предлагаем бесплатную", – сказал министр.

Основной базовой реформой, которую придумали фискалы, является возвращение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и всеобщее декларирование доходов населения.

Так, граждане будут платить 20% – от годовых доходов с 500 тыс. грн. до 1 млн. грн.; 25% – при заработке сверх 1 млн. грн.; 15%, если получают до 10 минимальных зарплат и 17% – сверх 10 минимальных зарплат (сегодня это – 12,18 тыс. грн. в месяц и 146,156 тыс. грн. в год).

Известный экономист Александр Охрименко говорит, что это новое – хорошо забытое старое. «На вид умные люди, а почитаешь их идеи, просто хочется удивляться, – отмечает он. – Лично для министра финансов Украины Александра Шлапака: это (прогрессивная ставка налогообложения, – автор) уже в Украине было, в 90-е годы. Такая система не работает. Поэтому и ввели единую ставку 15%, чтобы не заниматься глупостями. И вы опять ничего другого не придумали, а достали из "нафталина" это метод…».

Так же скептически оценивает эксперт и вторую инициативу Минфина по зарплате – сокращение единого социального взноса. На первый взгляд, инициатива выглядит крайне привлекательно. Более того, это то, чего много лет добивались либералы: снизить единый соцвзнос с 41% до 15%. Но не спешите радоваться, ибо тут же вводится и ограничение, которое перечеркивает весь смысл новации: снижение ограничивается до 15% на сумму зарплаты, превышающую две минимальных, то есть 4,9 тыс. грн.

Зачем это делается? Ну, чтобы вытащить из тени зарплаты и «поднять» легальные доходы с нынешних 3650 грн. (средняя заработная плата по Украине) до 4,9 тыс. грн. Александр Охрименко считает, что ничего существенного это не даст. «В действительности сокращение будет мизерным, и не будет смысла платить зарплату по-белому», – уверен он.

Наконец, третий, завершающий аккорд реформирования сферы доходов частных лиц – это всеобщее декларирование. Идея, которую развивали предшественники Билоуса в налоговом ведомстве (тот же Клименко), но которая так и не была реализована, ибо даже в мирное и относительно благополучное время в стране не нашлось необходимого для ее внедрения огромного количества налоговых инспекторов, чтобы проверить, не забыла ли бабушка вписать в свою анкету кур и коров.

Поэтому, несмотря на то, что Арсений Яценюк пять раз повторил, будто у них в правительстве полное единство, Шлапак не удержался и возразил против идеи всеобщего декларирования, сказав, что это должна быть одноразовая акция, совмещенная с процедурой бесплатной (или платной) налоговой амнистии.

У аналитиков есть версия, что Кабмин рассчитывает протащить через уже распущенную Верховную Раду документ в общем, а самые интересные денежные потоки оставить для ручного распределения. То же самое проделал Павел Лазаренко в 1997 году, когда тогдашняя ВР не приняла вовремя пакет налоговых законов с громким названием вроде «Экономический рост» или «Прорыв»

По словам Шлапака, амнистия позволит гражданам один раз задекларировать все свои доходы и имущество, а потом декларировать только изменения. В правительстве полагают, что меры позволят увеличить поступления в бюджет и дадут толчок развитию бизнеса.

В комментариях на Facebook уже пишут, что идея хорошая, но не к месту и не к времени. Сначала нужно заставить людей поверить в государство, а потом предлагать амнистию. А то откроешь доходы, и тебя потом будут иметь все, кому не лень… От себя добавлю, что в условиях, когда в Интернет выплескивается любая личная переписка, а полевые командиры уже открыто наставляют пистолеты на руководство столичной милиции и требуют не мешать лупить соратников по оружию, письменно указывать, чего ты накопил за годы независимости и где хранишь заначку на черный день – это занятие для тех, кому очень скучно живется.

Нескучно сейчас живется бизнесу, чьи доходы медленно приближаются к черте «антирентабельности». Во имя спасения еще живых Кабмин дарит предпринимателям невиданные преференции. "Малый и средний бизнес. Каждый, кто до 20 млн. грн. в течение года получает доходы, полностью освобождается от проверок и вдвое сокращается ставка единого налога для малого бизнеса", – сказал Яценюк, открывая вчерашнее заседание правительства.

В свою очередь министр финансов Украины Александр Шлапак дополнил премьера, сообщив, что правительство предлагает разделить всех упрощенцев на три группы, вместо действующих шести. Третья группа – физические и юридические лица с объемом оборота до 20 млн. грн. – получит сокращение ставки единого налога до 2% в случае уплаты НДС в общем порядке и 4% дохода без уплаты НДС.

«Это будет один из самых либеральных режимов в Европе», – заявил Александр Шлапак, презентуя идею. «Ничего у них не получится, поздно пить «Боржоми», когда почки отвалились», – печально констатировал знакомый ресторатор Александр, чьи деньги, вложенные год назад в, казалось бы, удачный проект «экологически правильного семейного ресторана», плавно превращаются в пепел из-за роста курса доллара и ухудшения логистики доставки грузов.

Мне тоже почему-то кажется, что реформы в данном случае – это просто повод задержать принятие бюджета. Никто на эффект от них особенно не рассчитывает. Эту же мысль косвенно подтверждают слова премьер-министра Арсения Яценюка, что, прежде чем принимать проект бюджета, парламент должен проголосовать за пакет налоговых инициатив правительства, а также изменений в сфере единого социального взноса и бюджетной децентрализации.

У аналитиков есть версия, что Кабмин рассчитывает протащить через уже распущенную Верховную Раду документ в общем, а самые интересные денежные потоки оставить для ручного распределения. То же самое проделал Павел Лазаренко в 1997 году, когда тогдашняя ВР не приняла вовремя пакет налоговых законов с громким названием вроде «Экономический рост» или «Прорыв». Лазаренко точно рассчитал, что консервативное большинство в парламенте не сможет проглотить либеральные замыслы вице-премьера Виктора Пинзеника, и тем самым нашел повод не голосовать бюджет, а управлять финансовыми потоками в ручном режиме. Что и делал благополучно до своей отставки летом того же года. Сопровождая процесс риторикой в стиле теперешнего Яценюка.

«Главное – это стабилизация экономики страны, уменьшение уровня инфляции за один год в семь раз. Все остальное – это детали, обеспечивающие основу данного макропоказателя. Но я бы сегодня говорил не о достижениях, а о том, что необходимо было сделать уже в 1997-1998 годах. А тогда в первую очередь нужно было перейти от финансовой стабилизации к инвестиционно-инновационному развитию украинской экономики. Наше правительство сделало в этом направлении первый шаг. Мы предложили пакет реформ налогового законодательства, который бы резко снижал давление на субъекты предпринимательской деятельности, но позволял бы сохранить объемы наполнения государственного и местных бюджетов за счет расширения базы налогообложения. Главное, что предлагало наше правительство, – это резкое, хоть и поэтапное, сокращение налогового бремени на фонды заработной платы предприятий (обязательные платежи – Пенсионный фонд и соцстрах). Такой шаг привел бы к тому, что у предприятий исчезла бы сама необходимость платить зарплату в конвертах. Мы могли бы за считанные месяцы вывести из тени 80, а то и все 90% находящейся там экономики». Из интервью Павла Лазаренко изданию Forbes 27 сентября 2012 года.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам