Скорпионы Нацбанка обрекли Гонтареву на съедение?

Вчера в Национальном банке прошло очередное совещание «сорокабанкирщины», в котором приняли участие представители ведущих финучреждений, а также президент, премьер, импортеры и экспортеры. Договорились – пресечь валютные спекуляции. Не договорились – заставить президента поменять руководство НБУ. Накануне подобный совет дал Петру Порошенко беглый министр экономики Богдан Данилишин, который благополучно вернулся из чешской эмиграции и ждет назначения на место уволившегося Павла Шереметы. Он выплеснул наружу тайные страсти, которые кипят внутри банковского сообщества…
Противостояние нового председателя НБУ Валерии Гонтаревой с аппаратом началось сразу, как только она вошла в стены центробанка. Нацбанк – это государство в государстве, где работает более 10 тысяч человек с самой высокой зарплатой среди органов власти. В свое время был целый скандал, когда оказалось, что годовая зарплата тогдашнего главы НБУ Владимира Стельмаха в три раза превышала зарплату президента Ющенко – составляла (при курсе 5 грн. за доллар) 1,513 млн. грн. Понятно, что каждый аксакал Нацбанка хочет сохранить свое рабочее место, привычный уровень доходов и полезные во всех отношениях связи. А тут приходит чужой человек и вторгается в святая святых – систему, которую никто ранее не смел тронуть.

В то же время с точки зрения любого продуктивного менеджера в Нацбанке слишком много лишних людей и так называемых непрофильных активов: от роскошных спорткомплексов до «производственных баз» и научных институтов, где сидят высоколобые профессора и пишут диссертации начальству.

Возможно, Гонтарева погорячилась, когда анонсировала радикальные реформы, направленные на снижение расходов. Поступила недипломатично, заявив, что штат «денежного ведомства» завышен в пять раз. Лишила кое-кого большого куска сдобной булки, инициировав замораживание капитальных расходов, продажу активов, не связанных с основной деятельностью банка (более чем на миллиард гривен), и закрытие «банковского телевидения».

Думаю, любой не слишком наивный человек понимает, что за каждым из этих объектов стоят чьи-то знакомые, протеже, связи, обязательства, взаимные услуги. В «банковское телевидение» был заложен существенный бюджет. На строительстве «девяти непрофильных объектов», которые прикрыли еще весной, многие люди приобретали большущие откаты

Думаю, любой не слишком наивный человек понимает, что за каждым из этих объектов стоят чьи-то знакомые, протеже, связи, обязательства, взаимные услуги. В «банковское телевидение» был заложен существенный бюджет. На строительстве «девяти непрофильных объектов», которые прикрыли еще весной, многие люди приобретали большущие откаты. Наконец, ни одна официантка или посудомойка из оздоровительного комплекса "Прикарпатье" не попала на работу случайно. И весь этот гигантский хозяйственный механизм г-жа Гонтарева попыталась убить одним выстрелом. Было бы странно, если бы аппарат не объявил ей АТО.

Война подчиненных со своим начальством идет разными способами. Скажем, в последнее время в прессе выходят интервью главы Нацбанка с явно заметным отсутствием редактирования. А устная речь, дословно перенесенная на бумагу, часто выглядит сумбурной бессмыслицей.

На нее пишут доносы в АП и Кабмин: мол, дура, не понимает ничего в макроэкономике и финансах. Ей подсовывают непопулярные и часто не лучшие решения. Сюда можно отнести поспешное решение о 100%-й продаже валютной выручки экспортерами, которое пришлось ослабить до 75%, а на вчерашнем заседании говорилось и о снижении планки до 50%. И непопулярный (к тому же бессмысленный с учетом того, что никто давно валюту не продает) запрет давать больше 200 долларов (3 тыс. грн.) в одни руки. Это мне напомнило перестройку и очереди за водкой.

Воюет с Гонтаревой не только аппарат, но и банки, которым она перекрывает возможность получать прибыль на кризисе. Наши банки – та еще клоака, закрытый клуб по финансовым интересам, признающий исключительно «своих». Все они хотят знать заранее, какое решение готовится в недрах НБУ, чтобы успеть купить валюту по более низкому курсу за час до повышения или получить кредит по прежней учетной ставке за день до изменения.

Ко всему этому добавляется личный интерес прежних руководителей Центробанка, которые, может, и не смогут уже вернуться назад, но хотя бы потешат свое самолюбие тем, что вот у них получалось держать курс, а у Гонтаревой не выходит. И не важно, что тогда войны не было и валютных резервов оставалось втрое больше. Обыватель судит по факту: доллар дорожает, гривна дешевеет, цены растут? Президент плохой, Нацбанк – виноват.

Я не лоббирую Гонтареву. И не собираюсь петь ей оды. Она знала, куда шла. И как специалист по продаже активов не могла не понимать, что в такой стране, как наша, власть – это в любом случае актив гнилой.

Но во мне, наверное, говорит женская солидарность, помноженная на справедливость. Совершенно очевидно, что экономика страны находит в том месте, которое интеллигентные девушки именуют пятой точки, а грубиянки называют жопой. Не менее очевидно, что вопрос выживания финансовой системы напрямую зависит от того, смогут ли банки сплотиться и хотя бы на короткий период поставить общие интересы выше сиюминутной коммерческой выгоды.

До последнего времени конфликт внутри (или вокруг) руководства Нацбанка был скрытым. Но на днях его вынес на поверхность экс-министр экономики Богдан Данилишин. Он обратился к Петру Порошенко с рекомендацией рассмотреть вопрос о деятельности Национального банка

Но у нас все происходит по принципу: лишь бы мне было хорошо, а остальные пусть о себе заботятся сами. Банки зациклены на валютных спекуляциях. Экспортеры на том, чтобы спрятать валюту от обязательной продажи. Импортеры пытаются создавать искусственный дефицит или заключают монопольные договоры, чтобы повышать цены (в частности, этим «балуются» нефтеторговцы). А население думает лишь о том, как спасти сбережения от обесценивания и выдрать из банков депозиты. Что, в общем-то, вполне логично. В результате страна еще больше идет вразнос и всем становится еще хуже.

На этом фоне банковское лобби в союзе с аппаратом НБУ, напуганным новостью о масштабном сокращении, ведут необъявленную войну с главным банкиром (банкиршей?) страны, вдохновленные успешным «съедением» ее предшественника Степана Кубива. Конечно, Кубив тот еще жук. Но и те, кто его скушал, вовсе не святые мотыльки.

До последнего времени конфликт внутри (или вокруг) руководства Нацбанка был скрытым. Но на днях его вынес на поверхность экс-министр экономики Богдан Данилишин. Он обратился к Петру Порошенко с рекомендацией рассмотреть вопрос о деятельности Национального банка и его влиянии на экономическую безопасность государства на совете СНБО.

«Такое впечатление, что к руководству пришли люди, для которых Национальный банк является своего рода полигоном для испытаний. Подобные действия рынку не помогут, так как здесь нужна последовательная политика и профессионализм, а не отдельные, не связанные между собой шаги", – заявил пан Данилишин.

Нет сомнений: то, что на языке у Данилишина, на уме у Яценюка. К тому же экс-министр экономики вовсе не безобидный ученый, каким его ошибочно считают за благообразную внешность. У него достаточно серьезные связи в бизнесе. Когда в 2010 году он попал под уголовное преследование по обвинению в финансовых злоупотреблениях на сумму 14 млн. грн., убежище в Чехии ему обеспечил бизнесмен с весьма неоднозначной репутацией Василий Бечварж. У которого (как и у Данилишина), по слухам, серьезные деловые связи с Яценюком.

Думаю, Яценюк и его команда хотели бы поближе подобраться к Нацбанку вообще и печатному станку в частности. Правительству не хватает ресурсов, чтобы показать яркий результат, который можно рекламировать в предвыборной пропаганде как достижение. И Гонтарева им мешает. В свою очередь у АП нет выгоды ее сдавать, только если противоположная сторона не дискредитирует главу Нацбанка в глазах населения.

Что же в сухом остатке? Судя по вчерашнему совещанию, для всех противоборствующих сторон сохранился статус-кво. Гонтарева остается. Спекуляции на валютном рынке будут пресекать. Валютные ограничения, возможно, немного ослабят. А Минфину отсыплют еще немного денег за счет эмиссии. Кстати, по слухам в финансовых кругах общий объем эмиссии гривны с начала года составил 130 млрд. грн. Может, вранье, а, может, и нет.

Ну, и что касается банков, то вопрос повышения учетной ставки НБУ остается пока открытым. Недавно директор департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Елена Щербакова (которая, говорят, конфликтует с Гонтаревой) заявила, что НБУ решил повысить учетную ставку, составляющую 12,5%. Но не уточнила на сколько.

Банкиры напряглись, ибо последнее повышение состоялось совсем недавно – 17 июля и было достаточно ощутимым: с 9,5% до 12,5%. Более того, это было уже второе повышение в текущем году: в середине апреля-2014 учетную ставку увеличили с 6,5% до 9,5% годовых.

В теории такие изменения приводят к росту цен на кредиты. На практике это уже давно не работает в таком контексте. В то же время, отмечают эксперты «Простобанка», главная цель текущего повышения учетной ставки – это переход НБУ к политике инфляционного таргетирования. Такое требование прописано в кредитном меморандуме, подписанном с МВФ. Согласно ему, Нацбанк обязался перейти к таргетированию инфляции в течение года – до мая-2015. Поэтому любой шум, который может возникнуть из-за учетной ставки, будет свидетельствовать лишь о том, что война внутри «банковского серпентария» продолжается…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам