Осенний марафон. Есть ли жизнь после выборов?

Родственники, знакомые и соседи все чаще спрашивают меня (а фактически себя самих): что будет после выборов? Конечно, они хотят услышать в ответ какую-то обнадеживающую фразу. Ну, что доллар подешевеет и станет доступным. Что пенсии повысят. Цены упадут. Война закончится. К сожалению, всего этого не будет. Следующий день после выборов будет таким же, как до выборов. В экономике мало что изменится. Мы продолжим падать, считая это управляемым снижением. И только доллар, как ожидается, взмоет вверх: резервов держать его и дальше нет ни финансовых, ни административных…

По прогнозам Минфина, ВВП Украины в этом году упадет на 9%. Эту цифру подтверждают Европейский банк реконструкции и развития и наш Нацбанк. Всемирный банк более оптимистичен: в начале октября он понизил свою оценку всего лишь до 8%. Веселее всех смотрит в будущее Международный валютный фонд: он прогнозирует сокращение ВВП Украины в 2014 году до 6,5%. Однако, по мнению экспертов, это не сенсация, а эффект «торможения». Такая цифра была актуальна для прогнозов в мае. С тех пор МВФ ленился пересчитывать ее заново.

Зато внешний госдолг в МВФ посчитали тщательно, что не удивляет: все-таки основные кредиторы. По их мнению, в 2014 году он превысит 100% ВВП и достигнет 102,2%, а в 2015 году увеличится до 106,4% ВВП. Для сравнения: в 2013 году внешний госдолг Украины составлял 78,6% ВВП, в 2010-м – 88%, на начало 2008-го – 56%.

Естественно, по официальной версии, озвученной Минфином, мы так плохо живем из-за сепаратистов Донбасса. Именно из-за уничтожения боевиками промышленных предприятий на востоке Украина недополучит 8-9% ВВП, хотя ранее наиболее негативные прогнозы давали не более 8%, – сказал министр финансов Александр Шлапак в интервью «1+1» (с перепечаткой его «гениального» вывода на сайте Министерства).

Того, что не одни сепаратисты стреляют и разрушают промышленные объекты (вместе с инфраструктурой и жилыми помещениями), а и украинская армия неплохо в этом поднаторела, Минфин не замечает

Того, что не одни сепаратисты стреляют и разрушают промышленные объекты (вместе с инфраструктурой и жилыми помещениями), а и украинская армия неплохо в этом поднаторела, Минфин не замечает. «Если еще в июле у нас были еще какие-то позитивные ожидания, то после того, как бандиты поменяли тактику и фактически начали истреблять производственный сектор на востоке Украины, промышленность будет реагировать. Таким образом, мы видим ситуацию немного хуже», – скорбно пояснил министр-патриот.

Что будет дальше, он не сказал, ибо все в Минфине, кто знал ответ на данный вопрос, либо уволены по люстрации, либо сбежали сами, не дожидаясь «сюрпризов». Мы не только падаем, но и очищаемся по дороге. Так бывает, если вывалиться с верхнего этажа. Обычная реакция организма на стресс.

Пока госаппарат очищается, независимые эксперты высказывают свое компетентное мнение. Так, главный аналитик SP Advisors Виталий Ваврищук опубликовал на Liga.net аналитический доклад, главный оптимистический посыл которого сводится к утверждению: экономике понадобится как минимум год, чтобы полностью приспособиться к новым реалиям. Это не значит, что она начнет расти. И даже что перестанет падать. Просто приспособится к падению, заметив, что полет – нормальный и дно пока не достигнуто.

Итак, как пишет аналитик, падение ВВП продлится до конца первого полугодия 2015-го. Приостановка экспорта компаниями с промышленного востока означает, что дефицит текущего счета будет сохраняться даже вопреки резкому снижению импорта на фоне девальвации гривны. Курс гривны будет находиться под давлением, хотя уровень 14,0-14,5 грн./$, преобладающий сейчас на теневом наличном рынке, кажется завышенным. Резервы НБУ будут оставаться практически на текущем уровне благодаря щедрому финансированию от МВФ. Дефицит государственного бюджета увеличится по результатам года до 4,8% ВВП и будет профинансирован преимущественно за счет кредитов от международных финансовых организаций.

В целом спад экономики ускорится во втором полугодии 2014-го и продолжится в первом полугодии 2015-го в силу высокой сравнительной базы. Если не появятся новые факторы дестабилизации в политике или экономике, тенденция выровняется в третьем квартале 2015-го, а возобновление экономического роста возможно не ранее четвертого квартала 2015-го. Мы прогнозируем, что ВВП снизится на 9,5% в 2014-м и на 4,3% в 2015 году.

Равновесный курс на теневом наличном рынке на сегодня находится в диапазоне 14,0-14,5 грн./$. Рано или поздно НБУ будет вынужден провести новый этап «официальной» девальвации. В то же время, по нашим прогнозам, к концу года курс укрепится до 13,7 грн./ $, на конец 2015-го – до 13,5 грн./$.

График погашения суверенного долга до ноября 2015-го достаточно напряженный, но может быть выполнен. Общая сумма погашений за этот период составит $6,3 млрд., однако погашение российских еврооблигаций на $3 млрд. в декабре 2015-го будет сложным шагом.

Самой острой, на мой взгляд, и это не отражено в докладе, будет проблема сбора налогов. И вообще проблема наполнения казны. Все, что могло остановиться, остановилось. Что не могло, нередко работает себе в убыток

При этом возможное нарушение одной из ковенант вследствие роста соотношения госдолга к ВВП свыше 60% практически не меняет ситуации. Правительство в таком случае вернет долг, но вынуждено будет рефинансировать его путем привлечения долга от США или ЕС (конец цитаты).

Вот, собственно, и приблизительный ответ на вопрос, что будет дальше. Со многими выводами аналитика я согласна. Не исключаю, что вскоре Нацбанк исчерпает возможность удерживать доллар и отпустит его обратно в свободное плавание. Тогда следует ожидать кратковременного (или долгосрочного, это как карта ляжет) роста цены на «зелень». Говорят, аж до 17 грн. Потом якобы доллар опять упадет, потому как покупать его по цене, равной нынче евро, желающих будет не много.

Самой острой, на мой взгляд, и это не отражено в докладе, будет проблема сбора налогов. И вообще проблема наполнения казны. Все, что могло остановиться, остановилось. Что не могло, нередко работает себе в убыток. Кто не работает в убыток (например, военторги, нефтяники, другие сферы, которые сейчас в тренде), скрывают доходы. Налоговая в отчаянии бомбит «своих», опечатывая склады даже спонсоров АТО. Такую историю мне рассказывали в Киеве поставщики бесплатного чая на передовую. Народ перестал объясняться с органами власти через суд, а просто вызывает «физзащиту». На конфликты (как корпоративные, так и с ревизорами) быстро приезжают всевозможные батальоны и, теребя бронежелеты, интересуются, в чем дело.

Скоро у них появится много дополнительной работы. На днях Верховный Суд постановил, что банк или другой кредитор имеет право взыскивать с нерадивого заемщика не только личное имущество, но и долю в компаниях, а также имущество предприятий, зарегистрированных как ООО. При этом речь будет идти не только о просроченном автокредите или ипотеке, а даже о карточном долге (!). До сих пор действовал принцип, что общество с ограниченной ответственностью не отвечает по долгам своего участника.

Как это будет выглядеть на практике. Допустим, есть Иванов и Петров. Они вместе учредили санаторий для инвалидов. Петров проиграл в карты 100 тыс. грн., и это удалось доказать в суде (расписки, свидетели и проч.). Выносится решение арестовать имущество Петрова в их ООО с Ивановым. Приходят судебные исполнители и опечатывают в санатории мебель, холодильники, ходунки, шашлыки, в общем, все, что найдут. Опечатывают и начинают устанавливать, где тут доля Петрова, а где Иванова. Поверьте, вопрос архисложный, и без «Правого сектора» не разобраться.

Помимо текущих бизнесовых и юридических забот, в ближайшее время придется решить еще две проблемы: заплатить России долги за газ и что-то сделать с валютным рынком. И то, и другое может ухудшить картинку, поэтому непопулярные шаги оттягивают на дни после выборов.

По газу все уже почти решено. Платить мы будем те же самые $385 за тысячу кубов, которые руководство «Газпрома» предлагало нам весной на переговорах в Киеве, а Яценюк отказался, зарубив практически достигнутую уже договоренность. Заплатив, мы уменьшим свои валютные резервы (и так пустые) и немножко ухудшим показатели баланса.

Как отметил вчера исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, объем золотовалютных резервов в Украине критичен и составляет порядка $15 млрд. (для сравнения: в хорошие времена цифра достигала $37 млрд.). Из этой плачевной суммы почти $1 млрд. лихо спустили в октябре на поддержание курса.

«Если мы входили в октябрь с объемом золотовалютных резервов порядка $16 млрд., то произошло серьезное снижение хотя бы за счет тех трехсот миллионов, которые еженедельно продавались Нацбанком на протяжении октября, т.е. объем резервов сейчас находится на уровне от $14 до $15 млрд. Это критично низко», – констатировал Устенко. Также он добавил, что торговый дефицит за восемь месяцев находится на уровне $2,6 млрд. и, очевидно, может вырасти, как только Украина начнет рассчитываться за газ.

По моей личной, основанной исключительно на интуиции, версии, результатом этого всего должен стать рост курса доллара: сначала, возможно, до 15-17 грн./$. Потом – до 14-13,5 грн./$. Если такое произойдет, некоторые наивные люди, свяжут это с выборами и снова будут недовольны их результатом и властью. Хотя ни выборы, ни власть уже давно не влияют на полет Украины. Скорее, уже не полет, а марафон. Осенний марафон…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам