Госдачи и популизм

Есть тема, гораздо более старая, чем люстрация, и намного более скучная, чем революция – госдачи и казенные автомобили. Внимание к ним было привлечено еще при перестройке, когда общественники сделали своей фишкой борьбу с привилегиями. Распался Советский Союз, в Украине появилась своя власть, она то и дело сменялась, и каждый раз на пике электоральной эйфории обещала народу продать машины и дачи. И, разумеется, ни разу свое обещание не выполнила. Последний приказ о «раскулачивании ДУСи» был подписан весной, потом частично и тайно заморожен. К концу ноября выяснилось, что выполнить его невозможно как минимум до конца декабря…

О том, что Госуправление делами не может выполнить весенний указ, изданный тогдашним и.о. президента Александром Турчиновым, №334/2014 и продать свое имущество с молотка, как это было обещано народу на майдане, в ноябре заявил руководитель этого ведомства Сергей Березенко. Аргумент таков: значительная часть рекреационно-алкогольного хозяйства занесена в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Понятное дело. Взять, к примеру, Житомирский ликероводочный завод – это же оружие массового поражения, круче ракет «Пэтриот».

Слова Березенко были ответом Александру Турчинову, который под занавес работы на посту спикера, опытным нюхом чуя, что сейчас на него начнут вешать собак за начало АТО и другие глупости, решил перевести стрелки на негодный объект (сказался опыт короткой, но познавательной работы в СБУ). И принялся публично возмущаться, что ДУСя не выполняет его указ от 24 марта о продаже избыточного имущества. Дескать, умышленно затянула инвентаризацию.

Березенко на это сказал, что инвентаризация имеет четкий срок окончания – 31 декабря: «Тогда мы выйдем и покажем все объекты, которые не участвуют в обеспечении деятельности президента». К тому же он не преминул кинуть какашку в огород экс-спикера, напомнив ему, что часть объектов (например, гостиницы) исключил из своего же перечня приватизации сам Турчинов. Спустя всего неделю после издания первого, популистского указа. И хотя второй документ датирован 1 апреля 2014 года, в ДУСе к нему относятся вполне серьезно.

Но почти сразу вдогонку к первому документу был издан второй. Без рекламной шумихи и телекамер. Распоряжение №378/2014-рп от 1 апреля 2014 года приостанавливало приватизацию "Президент-отеля" и ряда других объектов (в частности, и пресловутого "Межигорья") «для проверки соблюдения требований относительно процедуры приватизации»

Действительно, сначала и.о. президента Украины Александр Турчинов указом №334/2014 поручил правительству и Государственному управлению делами решить вопрос передачи госимущества, обеспечивающего деятельность главы государства, из управления Госуправделами в управление других субъектов управления объектами госсобственности для последующей приватизации, отчуждения такого имущества.

Согласно указу, в перечень подлежащих приватизации входят госпредприятия, учреждения, организации, санатории, отели, государственные резиденции, государственные дачи, дачи, средства наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственная техника, оборудование, земельные участки, другое недвижимое имущество, а также госимущество, которое находится в управлении Госуправделами и не используется для обеспечения деятельности президента Украины.

Но почти сразу вдогонку к первому документу был издан второй. Без рекламной шумихи и телекамер. Распоряжение №378/2014-рп от 1 апреля 2014 года приостанавливало приватизацию "Президент-отеля" и ряда других объектов (в частности, и пресловутого "Межигорья") «для проверки соблюдения требований относительно процедуры приватизации».

Распоряжение небольшое, можно процитировать его даже полностью. «Предложить Генеральной прокуратуре Украины провести совместно с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины и Фондом государственного имущества Украины проверку соблюдения требований закона при принятии решений об отчуждении имущества комплекса отдыха "Пуща-Водица" урочища "Межигорье" (правительственная резиденция "Межигорье"), по управлению государственным пакетом акций частного акционерного общества "Президент-Отель", а также по управлению Государственным управлением делами другими объектами государственной собственности и принять по результатам проверки соответствующие меры реагирования» (конец цитаты).

Впрочем, народ требовал хлеба и зрелищ. И, чтобы отвлечь его от девальвации гривны и провала военной кампании на востоке, было решено устроить публичное шоу с реализацией хоть какого-то казенного имущества. Остановились на самом простом, том, что уже не раз продавали, – автомобилях.

К тому же когда угасла постреволюционная эйфория, выяснилось, что никакие 3 млрд. грн. (по курсу гривны на момент весны 2014 года) за казенный хлам выручить нельзя – все объекты, как правило, убыточны (санатории, госдачи и резиденции в Пуще-Водице и Конча-Заспе), а транспорт исчерпал срок эксплуатации

Надо сказать, что при каждой смене властного автопарка старые машины продают по «амортизационной стоимости». Как правило, к моменту продажи все они уже находятся в ветхом состоянии из-за плохого ухода и эксплуатации на износ, поэтому ажиотажного спроса на них нет.

Не стоит удивляться, что и летний (в июне) аукцион по продаже кабминовских иномарок провалился: Кабинет министров смог реализовать только 8 из 73 правительственных машин, выставленных на торги. И то купили их «свои» на деньги спонсоров от бизнеса. Так сказать, джентльменское соглашение власти и заинтересованных лиц, чтобы уберечься от позора. Выручили аж за 1,65 млн. грн. Плюс НДС. И на этом успокоились.

В будущем году, как пообещал руководитель ДУСи, попробуют продать уже 150 машин. Ну-ну. Впрочем, если не продадут, можно будет раздать. Около 50 автомобилей уже сейчас предлагают передать Министерству обороны и другим ведомствам.

Кстати, такая же цифра – 150 авто – называлась в апреле этого года, когда еще шла рекламная кампания первого указа Турчинова. Тогдашний глава Госуправления делами (напомню, их сменилось четыре) Сергей Аверченко рассказывал журналистам, что они уже определили, какие объекты, ранее использовавшиеся для обеспечения деятельности президента, продадут.

Назывались государственное предприятие санаторий «Збруч», госпредприятие «Коммунар», санаторий «Семашко», санаторий «Украина», две резиденции №14 и №14а в Пуще-Водице, госдача №29 в Конча-Заспе, в которой раньше жил Виктор Ющенко, дом №19 комплекса отдыха «Пуща-Водица», шесть самолетов, два вертолета, 150 легковых автомобилей. Также говорили, что массовая распродажа начнется не с госдач, а с "Экспоцентра Украины", спиртзавода, ликероводочного завода, издательства "Пресса Украины" и столичной гостиницы "Днепр". Для вывода этих объектов из госсобственности Аверченко даже обратился в Минэкономразвития. Судя по тому, что спустя полгода сказал его преемник Березенко, министерство сделало вид, что в игре не участвует.

К тому же когда угасла постреволюционная эйфория, выяснилось, что никакие 3 млрд. грн. (по курсу гривны на момент весны 2014 года) за казенный хлам выручить нельзя – все объекты, как правило, убыточны (санатории, госдачи и резиденции в Пуще-Водице и Конча-Заспе), а транспорт исчерпал срок эксплуатации. В итоге 12 автомобилей и два автобуса передали в Национальную гвардию бесплатно.

Кстати, почему бы неликвиды не использовать опять же для бесплатного проживания, реабилитации и прочих нужд переселенцев с Донбасса, мне не понятно. Хотя, видимо, срабатывает советская «генетическая память»: бывший комсомолец Турчинов и другие «дети перестройки» по традиции верят, что покосившиеся домики за высоким зеленым забором в Конча-Заспе и обставленные в стиле 80-х санатории с примитивно-тупым обслуживанием – это почти золотой запас страны, представляющий особую ценность. И надо их обязательно продать как политический антиквариат…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам