Государственный «Ощадбанк» так и не смог прекратить обслуживание сепаратистов

Государственный «Ощадбанк» продолжает работать на территориях, подконтрольных террористическим организациям ДНР и ЛРН, несмотря на скандалы в прессе и многократные обещания начать выполнять законы, запрещающие финансировать сепаратистские режимы.

В последний раз банк, которым руководит правая рука премьера Яценюка Андрей Пышный, обязался прекратить работу на территории ДНР и ЛНР в ноябре. Тогда «Ощадбанк» распространил очередное официальное заявление, в котором сообщал, что лишь до начала декабря «не бросит жителей оккупированных территории на произвол судьбы».

Тем не менее, структуры банка работают там до сих пор. Об этом сообщают жители региона в соцсетях, это признают и сами банкиры. 

Долгая дорога в терриконах

Полностью прекратить работу на оккупированных территориях украинские банки должны были еще летом прошлого года. 7 августа Национальный банк предписал приостановить осуществление всех видов финансовых операций в населенных пунктах, которые не контролируются украинскими властями. Как объяснила тогда глава НБУ Валерия Гонтарева, шаг это бы вынужденным, потому что в зоне боевых действий стало опасно работать. Инкассаторов могли убить, а отделения банков и банкоматы — ограбить.

Подавляющее большинство банков выполнило это распоряжение и ушли из региона, понеся многомиллиардные убытки. Проигнорировал распоряжение НБУ лишь государственный«Ощадбанк». Его отделения в «столице» ДНР Донецке еще несколько месяцев после этого продолжали инкассироваться и выдавать наличные. Тогда руководство украинского банка объясняло факт нарушения закона выполнением неких «социальных функций».

При этом среди этих функций был, в том числе, и международный перевод денег. «Услугу», позволявшую заводить деньги, в том числе и на финансирование террористов, отключили лишь в начале ноября, после того, как бурная деятельность «Ощадбанка» стала предметом пристального внимания центральной прессы.

Впрочем, к тому времени, «Ощадбанк» уже стал серьезным игроком в серой экономике региона. К началу осени практически все крупные клиенты перешли из других банков на обслуживание в Ощадбанк — единственное банковское учреждение, которое регулярно осуществляло деятельность в зоне боевых действий.

Пикантности ситуации придавало то, что не только сам банк навязывал компаниям из Донецкой и Луганской областей свои услуги, но и «руководство» непризнанных республик, настоятельно «рекомендовало» подопечным обслуживаться в банке «киевской хунты».

Так, в конце лета в прессу попала телефонограмма первого заместителя Донецкого городского головы Константина Савинова от 12 августа, направленная всем коммунальным управлениям и государственным предприятиям, в которой прямо рекомендовалось перейти на обслуживание в «Ощадбанк». Подобные предложения тогда пришли не только бюджетникам, но и горнодобывающим предприятиям, в которых государство имеет долю.

Тогда же была придумана хитроумная схема, позволяющая выплачивать зарплатысотрудникам подконтрольных ДНР структур. Для этого коммунальные предприятия и компании с госсобственностью открывали на своих сотрудников кредитные карты с лимитом в размере месячной зарплаты. Такой ход позволял не использовать СЭП НБУ, через которую Госказначейство проводит начисление выплат бюджетникам, а использовать внутрибанковскую платежную систему. Правда, при этом зарплату де-юре приходилось брать в долг, что со временем автоматически привело к росту задолженности перед банком, пусть и только «на бумаге». Нивелировать последствия такого решения теперь приходится самому«Ощадбанку», идя на полную отмену насчитывания пени и штрафных санкций. Официально об этом было объявлено 5 января 2015 года. При этом факт заметания следов был подан как забота о заемщиках.

Государственный ощадный банк Украины решил до завершения антитеррористической операции не начислять пеню и штрафы заемщикам — физическим лицам по кредитным договорам, которые были заключены Луганским и Донецким областными управлениями и подчиненными им отделениями», сообщил банк на своем веб-сайте. Списание неустойки таким заемщикам банк осуществляет самостоятельно — даже без необходимости обращения клиентов.

То, что цель постановления — списать убытки от «псевдозарплатных» проектов, видно по тому кругу лиц, которые могут такой льготой воспользоваться. Клиентам других областных управлений банка, которые зарегистрированы и постоянно проживают на территории проведения АТО, «Ощад» вовсе не собирается прекращать начисление неустойки. Для этого нужно согласовывать вопрос в личном порядке, что фактически невозможно ввиду нестабильной работы отделений в зоне АТО.

А воз и ныне там

Привилегированное положение украинского государственного банка на территории ДНР и ЛНР не один раз становилось предметом внимания прессы. После ряда скандалов, в начале ноября Президент Порошенко подписал указ, которым в очередной раз потребовал перевода всех государственных организаций и бюджетных учреждений с территорий, контролируемых незаконными вооруженными формированиями, на подконтрольные Киеву территории. При этом «Ощадбанк», — единственный еще работающий в регионе банк, должен был прекратить свою работу.

Но даже после этого госбанк не спешит покидать регион, который де-факто контролируется другим государством.

Лишь 21 ноября в банке заявили, что переводят свои отделения из Донецка и Луганска в Краматорск и Северодонецк. К декабрю расположенные в «республиках» отделения перестали выдавать переводы и принимать коммунальные платежи. Тем не менее счета, открытые в ДНР и ЛНР, не ликвидированы. Снимать деньги с карточек можно на территории, подконтрольной Украине. Также остается возможность расплатиться за товары через терминалы «Ощадбанка», которые продолжают работать в некоторых торговых сетях, упорно игнорируя многочисленные указы и постановления центральных властей.

Так, в соцсетях появилось фото двух чеков, фискального и выданного POS-терминалом, датированные 6 января, которые были получены при оплате покупки в супермаркете луганском супермаркете «Абсолют», расположенном на квартале Заречный, дом №18-Б.

При этом можно заметить разницу во времени 1 час 2 минуты. Так как ЛНР живет по московскому времени, а банковский чек терминал Ощадбанка выдал по Киевскому времени, с задержкой в 2 минуты на осуществление операции.

До сих пор продолжают работать и многие отделения банка, несмотря на то, что их работа не афишируется и большинство публичных телефонов отключены. Корреспонденту издания удалось, тем не менее, дозвониться до двух отделений в городе Снежном, которые находятся на улице 250-ти лет Донбасса и на улице Менделеева. Их сотрудники подтвердили факт работы, но не смогли внятно пояснить причину игнорирования прямого запрета государства. Руководитель одного из отделений заверила, что банк работает лишь «в консультационном порядке». При этом, кого именно «консультируют» украинские банкиры на территории ДНР,она рассказать отказалась.

Впрочем, как именно работают отделения «Ощада», не секрет для местного бизнеса, которому приходится выживать в непростых условиях «двоевластия». Схема, позволяющая худо-бедно работать, была выстроена еще летом, когда другие банки ушли с оккупированных территорий.

«Такое сотрудничество выгодно для обоих сторон. «Ощадбанк» получил клиентов, которые в нормальных условиях с этим банком бы не работали. В свою очередь предприятия получили возможность проводить платежи с украинским бюджетом и даже получать возмещение НДС. Такое сотрудничество по понятным причинам не афишируется, однако оно до сих пор имеет место», — рассказал изданию на условиях анонимности представитель одного из предприятий, находящихся на территории, подконтрольной ДНР.

Лишь в последнее время такой вид сотрудничества становится все менее популярным. Причина не только в давлении на «Ощадбанк» со стороны украинского общественного мнения, но и в жадности банкиров, вынуждающих местные предприятия платить всевозможные «скрытые» платежей, которые не платятся на территории Украины.

«В ход идут всевозможные устные договоренности, выплата «благодарности» руководству банка и «кураторам» отделений со стороны ДНР. В условиях, когда нормальная работа и так затруднена из-за боевых действий, это накладно. Поэтому промышленные предприятия стремятся переоформить счета на отделения, находящиеся на украинской территории» — рассказал собеседник. Именно с этим, а не с давлением Киева, он и связывает постепенное сворачивание работы отделений госбанка на территории непризнанных республик.

Впрочем, части клиентов идти просто некуда. Это, прежде всего, всевозможные коммунальные предприятия. Для них отделения «Ощадбанка» продолжат работу. С согласия руководства республик, но уже, очевидно, как часть независимой от Киева финсистемы террористических государств.

Центральный офис в Киеве за пол года так и не нашел возможность прокомментировать очевидный факт сотрудничества банка с сепаратистами. Тем временем последние не стесняются об этом говорить публично. Так, в конце ноября «премьер-министр» ЛНР Геннадий Цыпкалов рассказал, что «республика» планирует запустить собственную банковскую систему на базе «Ощадбанка». По его словам, на то время процесс шел «полным ходом».

О существовании неких договоренностей по созданию финсистемы сепаратистов на базе украинского госбанка могут свидетельствовать и факты передачи оборудования и материальных ценностей боевикам. Так, в декабре «Ощадбанк», который переехал в Краматорск, оставил боевикам в Донецке 28716748 грн., 1226813 долларов, 99720 евро, 98 машин и 252 пистолета и автомата. Передача имущества произошла вопреки прямому указанию НБУ уничтожать ценности, которые нельзя вывезти, и была подана как «захват» банка террористами.

Гений нашего времени

Непривычную доверчивость правоохранителей, как и «покладистость» НБУ, месяцами закрывавшего глаза на поведение госбанка, вряд ли можно объяснить только привилегированным положением главы «Ощадбанка» Андрея Пышного — близкого другапремьера Арсения Яценюка. Более вероятно, что затянувшаяся «работа» госбанка в зоне АТО — часть негласных договоренностей между Киевом и руководством непризнанных республик. И именно Андрей Пышный, как доверенное лицо премьера, является гарантом их выполнения. О том, что «Ощабанк» может действовать по прямому указанию правительства, говорил ранее в прессе экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко. Впрочем, официальный Киев эти допущения всегда отвергал.

При этом, фактически поддерживая жизнедеятельность режимов ДНР и ЛНР, центральный офис «Ощадбанка», как и его покровители в правительстве, ничем рискуют. Проконтролировать работу отделений на территории, которая находится под оккупацией, украинские правоохранительные органы не могут. А, значит, доказательства для привлечения к ответственности топ-менеджмента в Киеве, не могут быть собраны по определению. Тем временем выгода от такой подпольной работы для ее покровителей очевидна.

По мнению аналитиков, на Донбасс до начала войны приходилось около 20% банковской системы. Большая ее часть, несомненно, потеряна. Но даже то, что осталось, — это многомиллдиардые денежные потоки, которые, уйдя в тень, и стали вотчиной одного единственного банка.

В случае же нормализации ситуации на Донбассе «Ощадбанк», благодаря тесным связям с новой «элитой» региона и полученному монопольному положению, станет главным игроком банковского рынка страны. Что, без сомнения, будет преподнесено украинскому избирателю как плод управленческого гения Андрея Пышного и его «патрона» Арсения Яценюка.

Источник: Утро.ua
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам