Что происходит с нефтью: она растет или падает?

Британская газета The Times предсказала падение цен на нефть до $20 за баррель. Merill Lynch считает, что падение достигнет $31. Причем, это касается и нефти марки Brent, которая летом стоила больше $113, и американской WTI, торговавшейся по $108 за баррель. Но… произошло чудо, которое пока никто толком не может объяснить: в четверг мировые цены на нефть внезапно резко подскочили и превысили психологический рубеж в $50. И это несмотря на информацию о росте объема добычи в США. Что произошло? И чего ждать дальше, в том числе и украинскому потребителю?

Сенсационный скачок цены на нефть марки Brent совершили15 января в ходе торговой сессии на лондонской сырьевой бирже ICE. Во второй половине дня стоимость февральских фьючерсов на Brent увеличилась на 3,50% – до $50,39 за баррель. Цена февральских фьючерсов на легкую нефть марки WTI выросла на 2,8% – до $50,33 за баррель. Правда, потом цены снизились, и сегодня с утра нефть сорта WTI в Нью-Йорке торговалась всего по $46,25 за баррель. Но сам факт произошедшего впервые за продолжительное время роста заставил аналитиков искать объяснение случившемуся.

Сразу скажу, что единой версии никто не выдвинул. Объяснений, заслуживающих внимания, как минимум несколько. Первая версия, которую подхватили многие СМИ: Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) повысила, хоть и незначительно, прогноз по спросу на нефть в текущем году – с 92,26 млн. баррелей в сутки до 92,3 млн. баррелей. Но такой вывод выглядит малоубедительным, ибо разница и в самом деле равна арифметической погрешности.

Вторая версия – финансовая. Некоторые аналитические агентства считают, что рост цен может объясняться резким падением доллара и евро к швейцарскому франку, который подорожал в четверг сразу на четверть после решения местного ЦБ отменить привязку своего франка к европейской валюте. И это больше похоже на истину. Ибо аналогично нефти повели себя биржевые котировки золота – они выросли на 2,5%.

Как поясняют аналитики, события в финансовом секторе Европы тут же отразились на рынке нефти. Если коротко, доллар и евро упали по отношению к швейцарскому франку, а нефть и золото подорожали. Потому что все трейдеры кинулись вкладывать туда деньги

Как сообщает агентство Bloomberg, Швейцарский национальный банк (ШНБ) неожиданно для всех отказался от введенного еще в 2011 году "потолка" курса соей валюты к евро, составлявшего 1,2 швейцарского франка за евро. Да еще и понизил процентную ставку по бессрочным депозитам с минус 0,25% до минус 0,75%.

Кстати, насчет минуса не удивляйтесь. Просто желающих держать деньги в швейцарских банках так много, что вместо процентов по вкладам с них высчитывают «процент за хранение». Для сравнения: у нас за валютный вклад уже дают по 13% годовых, а по гривне доходит до 27%. Потому что иметь дело с нашими банками – это сплошной риск.

Но вернемся к франку, нефти и колебанию цен. После решения своего центробанка швейцарский франк подскочил по отношению к евро более чем на 20%, а евро обвалился до 0,93 франка. Упала также доходность швейцарских государственных облигаций.

Как поясняют аналитики, события в финансовом секторе Европы тут же отразились на рынке нефти. Если коротко, доллар и евро упали по отношению к швейцарскому франку, а нефть и золото подорожали. Потому что все трейдеры кинулись вкладывать туда деньги.

Еще одна версия – политическая. В четверг утром в Кремле прошла встреча президента России Владимира Путина и лидера Венесуэлы Николаса Мадуро, который совершал свое международное турне по странам-экспортерам нефти. Для Венесуэлы цена нефти так же важна, как и для России: правительство страны не сможет выполнить социальные обязательства перед населением при цене в $40 за баррель, поэтому оно готово идти на любые меры, чтобы поднять уровень цен.

Точно так же страдает и экономика Ирана: два дня назад президент Исламской Республики Хасан Роухани заявил, что игроки, которые спланировали обвал мировых цен на нефть, будут сожалеть о своем решении.

Возможно, на фондовом рынке появились слухи о неком плане взвинчивания цен на нефть, который могли тайно разработать и согласовать Россия, Иран, Венесуэла и другие заинтересованные нефтедобытчики. Это также могло стимулировать повышение цен на краткосрочные фьючерсы.

Наконец, есть версия, которую никто не может обосновать фактами, но, несмотря на это, очень похожая на правду. Мы уже писали, что, по мнению ряда экспертов, страна, которая собственно и обрушила цены на нефть – Саудовская Аравия, – будет делать это до тех пор, пока не добьет своих основных конкурентов – производителей нетрадиционных энергоресурсов (сланцевой нефти, сланцевого газа, биотоплива и проч.).

Судя по отрывочным информационным сообщениям, саудиты своей цели почти добились: из-за падения цен на нефть американские компании сокращают объемы добычи сланцевой нефти. Будут отменены или приостановлены проекты по ее добыче и переработке на миллиарды долларов. «Нетрадиционный бизнес» становится нерентабельным

Учитывая, что нефть в этой замечательной стране лежит почти на поверхности и добыча ее силами «дешевых гастарбайтеров» из Пакистана и других бедных стран стоит копейки (говорят о себестоимости в $25 за баррель) по сравнению с Россией, работающей в условиях вечной мерзлоты, играть на понижение она может еще долго. Но при этом также нести некоторые убытки.

Как ответил внук первого короля Саудовской Аравии и один из наиболее успешных арабских инвесторов принц Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд на вопрос о возможности сократить объемы предложения на мировом рынке для роста цен: «Это практически невозможно. Мы не можем доверять всем странам ОПЕК. И мы не можем доверять не входящим в ОПЕК странам. В 1980-х и в 1990-х годах Саудовская Аравия сокращала объемы добычи, однако остальные обманули нас и захватили нашу часть рынка».

Это собственно и есть основная цель Саудовской Аравии, и она вовсе не связана ни с игрой на стороне американцев против России, ни тем более с задачей свержения Путина, как фантазируют некоторые аналитики.

Судя по отрывочным информационным сообщениям, саудиты своей цели почти добились: из-за падения цен на нефть американские компании сокращают объемы добычи сланцевой нефти. Будут отменены или приостановлены проекты по ее добыче и переработке на миллиарды долларов. «Нетрадиционный бизнес» становится нерентабельным.

Кроме того, начали нести убытки и менять планы добытчики традиционной нефти. 14 января компания Shell объявила о замораживании планов по строительству одного из крупнейших в мире НПЗ совместно с Qatar Petroleum. Британская независимая нефтяная компания Premier Oil также заявила, что она отложила окончательное решение об участии в проекте Sea Lion стоимостью $2 млрд. по добыче нефти на шельфе Фолклендских островов до лучших времен.

И теперь для Саудовской Аравии настало время немного ослабить темп «сбивания цены» и дать возможность своим компаниям поработать на прибыль. Многие специалисты в связи с этим предсказывают, что стоимость нефти будет колебаться «в районе $50 за баррель». Это не позволит «сланцевому лобби» развиваться, но и не приведет к предсказанному некоторыми структурами (типа Merill Lynch) падению цен «ниже плинтуса».

Любопытно, что на кошельке украинского потребителя эти колебания пока никак не отразились. Стоимость бензина на заправках по-прежнему высока, как будто нефть и не подешевела вдвое с лета этого года.

По мнению экспертов консалтинговой группы "А-95", хотя нефть и продают уже не по $600 за тонну, как месяц назад, а всего по $420, розница не реагирует из-за неясных правил ценообразования. Например, никто толком не знает, надо ли платить налог 5% при продаже с нефтебаз, как взимать налог с продажи топлива по талонам, будут ли трейдеры платить дополнительный налог на импорт и сколько раз еще власть собирается повышать акцизы. Поэтому трейдеры заморозили цены и не спешат их снижать. Притом, что объективно бензин должен был подешеветь от 1 грн. до 2,4 грн. (несмотря на рост курса доллара).

Впрочем, не только неясность в ценообразовании останавливает продавцов нефти от снижения цены. Рынок опасается, что нефть все-таки подорожает. Или будет делать это скачками, время от времени, поддаваясь играм спекулянтов.

Именно спекулятивными тенденциями объясняет нынешний рост цен директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Тем, кто надеется, что нынешний скачок цен – это поступательная тенденция на повышение, не стоит обольщаться, уверен он. «Фундаментальных факторов для роста цен на нефть не вижу. Полагаю, что «быки», за которыми стоят крупнейшие мировые экспортеры энергоресурсов, сыграли на поднятие цен в период закрытия биржевых февральских контрактов на поставку физической нефти. Такого рода колебания мировых цен лишний раз подтверждают выводы о спекулятивном характере мирового ценообразования и зависимости биржевых цен на нефть от спекулятивного капитала», – говорит Сапегин.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам