Земельный вопрос испортит страну

Заявления представителей власти о том, что мораторий на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения, скорее всего, может быть снят с 1 января 2016 года, породил противоречивые комментарии. Тимошенковцы, «Свобода» и другие аутсайдеры, забыв, о чем они вещали раньше, выступили с резкой критикой инициативы. Парламентские латифундисты с восторгом поддержали. Левые осторожно, чтобы их не побили, пропищали о скупке черноземов иностранцами. Представители иностранного капитала заверили, что не знают, как отсюда сбежать, и вовсе не собираются скупать все и сразу. Независимые эксперты попробовали вычислить, кто обогатится первым…

В последнее время на тему отмены моратория на куплю-продажу земли высказывались многие лица во власти, но конкретнее других выступил глава Администрации президента Борис Ложкин. В интервью изданию «Лига.нет» он сказал, что рынок земли должен появиться достаточно быстро. А разговоры, что кто-то придет и купит всю нашу землю, наивны. В мире есть много мест, где землю можно купить абсолютно свободно в больших количествах. И Украина – лишь один из игроков среди огромного числа конкурентов.

За свободный рынок земли активно ратует председатель подкомитета по вопросам земельных отношений парламентского комитета по АПК Аркадий Корнацкий. Тот самый николаевский аграрный магнат, который с боем (в прямом и переносном смысле слова) прорывался в Верховную Раду несколько выборов подряд. Во время первого прорыва в 2013 году, по утверждению налоговиков, площадь земли, которая принадлежала его агрокомпании, составляла 9 тыс. 652 га. Сколько гектаров у Корнацкого сейчас, знает только он сам.

При этом в топ-10 крупнейших землевладельцев Украины ни он, ни еще один известный агробизнесмен – Герой Украины Алексей Вадатурский – не входят. Хотя агрохолдинг «Нибулон», который в парламенте представлен сыном Вадатурского Андреем, считается одним из самых известных и инновационных сельхозпредприятий Украины полного цикла (от поля до экспорта через собственный порт).

В прошлом году аграрный портал Latifundist.com определил сотню крупнейших собственников земельных наделов в Украине. Первое место занял аграрный холдинг UkrLandFarming Олега Бахматюка – 670 тыс. га. Второе – «Кернел Групп». По версии Latifundist.com, основным бенефициаром группы является Андрей Веревский.

В последнее время на тему отмены моратория на куплю-продажу земли высказывались многие лица во власти, но конкретнее других выступил глава Администрации президента Борис Ложкин. В интервью изданию «Лига.нет» он сказал, что рынок земли должен появиться достаточно быстро

Третье место у американцев – NCH Capital – 400 тыс. га. Они специализируются на выращивании пшеницы, рапса, кукурузы, подсолнечника, сои. Основные бенефициары – Джордж Рор и Морис Табачник. Удачно делегировав во власть «Самопомич», эти ребята расширяют свои владения за счет других участников рынка.

Затем идут ПАО «Мироновский Хлебопродукт» – 320 тыс. га (экс-замглавы АП Юрий Косюк), агрохолдинг «Мрия» – 298 тыс. га, задолжавший иностранным кредиторам неприлично большую сумму и объявивший дефолт. За его собственниками Иваном Гутой и Клавдией Гутой охотятся правоохранители: они объявлены в розыск.

Еще одни иностранцы в рейтинге – холдинговая компания «Украинские аграрные инвестиции» (UAI) – 261 тыс. га, которой управляет инвестиционная компания "Ренессанс Групп" во главе со Стивеном Дженнингсом. За ней идет «Астарта-Киев» Виктора Иванчика и Валерия Короткова – 245 тыс. га.

Близкий к СКМ холдинг HarvEast консолидировал всего 197 тыс. га. Мало кому известный крупный землевладелец "Агротон" Юрия Журавлева имеет в своем активе 151 тыс. га. Замыкает десятку Sintal Agriculture – 150 тыс. га. Основной бенефициар компании – Николай Толмачев.

Согласитесь, что далеко не все имена крупнейших землевладельцев Украины известны даже аналитикам. Тем более далеко не все эксперты, рассуждающие на тему рынка земли, его плюсов и минусов, представляют себе реальное положение дел и по-настоящему заинтересованных лиц в скупке земли.

В недавнем интервью немецкому изданию Die Zeit председатель ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» и гендиректор «Индустриальной молочной компании» Алекс Лисситса заявил, что никакого ажиотажного спроса на украинскую землю нет. Наоборот, крупные иностранные инвесторы, арендовавшие землю раньше, хотят как можно скорее ее вернуть. Однако они не могут от нее избавиться. С 2012 года это стало практически невозможно.

Причин утраты ими интереса к Украине, как минимум, три. Во-первых, мировые цены на продукты питания, которые значительно снизились по сравнению с темпами роста в 2006-2008 годах, и соответственно упали прибыли компаний. Кроме того, обещанная властью либерализация постоянно откладывается. Наконец, сегодня нельзя продать землю, а договоры аренды в среднем заключаются всего на пять-семь лет. Короче, войти в украинский рынок с деньгами можно, а выйти с прибылью… Ха-ха три раза. Вход – рубль, выход – 10.

Скупать будут свои. Жестко, быстро, дешево. Учитывая, что на сегодня заключено 40 тысяч арендных договоров, срок действия которых составляет всего несколько лет, многие лакомые куски заберут без денег – через отказ в продлении аренды, сговор с местной властью, банальное рейдерство

«Больше ни у кого нет интереса к украинскому сельскому хозяйству. Все девять украинских предприятий, котировавшихся на Франкфуртской фондовой бирже, обанкротились. Кроме того, крупных российских инвесторов теперь почти не осталось, за исключением компании Renaissance Capital из Москвы», – утверждал в интервью немцам Лисситса.

Тем не менее, как писал ранее тот же Die Zeit в статье «Украина: борьба за чернозем» от 18 марта этого года, украинские поля – все еще ценный и желанный актив, и в нем заинтересованы как западные агропромышленные концерны, так и Россия. Что придает коммерческий подтекст конфликту между Востоком и Западом.

При этом в статье признается тот факт, что деловая активность на рынке земель сельскохозяйственного назначения в Украине фактически сошла на нет в 2014 году. За прошлый год сделок было мало, цены упали.

Эксперты объясняют это не только войной на востоке страны, но и объективными экономическими причинами. Например, уязвимостью мелких производителей с небольшими массивами до 1 тысячи га.

Представители таких хозяйств меньше всего заинтересованы в снятии моратория на скупку земли. Они говорят, что при нынешней экономической ситуации выкупить свою землю не смогут, так как все по уши в долгах и убытках. Этим могут воспользоваться несколько отечественных холдингов и по дешевке, за $1-2 тыс./гектар скупить их арендные поля. А затем и паи у крестьян. Последние по наивности и глупости пойдут на это охотно.

«Я говорил с людьми, у которых мы арендуем паи, так они прямо говорят, мол, зачем мне твой мешок овса или прицеп картошки – как плата за пай. Я возьму деньги, куплю телевизор, холодильник, может, даже машину. А за что будет дальше, они не думают», – жаловался автору один из знакомых фермеров, занимающихся растениеводством и скотоводством.

При этом он полностью согласен с мнением, что украинскую землю выкупать иностранцы сейчас не будут. Им и не позволят это делать напрямую – в законе, наверняка будет соответствующее ограничение. И не сильно они этого захотят, за исключением пары американских структур, которые чувствуют за спиной надежное прикрытие от Белого дома.

Скупать, действительно, будут свои. Жестко, быстро, дешево. Учитывая, что на сегодня заключено 40 тысяч арендных договоров, срок действия которых составляет всего несколько лет, многие лакомые куски заберут без денег – через отказ в продлении аренды, сговор с местной властью, банальное рейдерство.

«Проблема в том, что, нахватав земли, которую я «вынянчил» буквально на каждом сантиметре, крупные собственники не всегда будут ее обрабатывать, – размышляет фермер, с которым консультировался автор. – Что-то купят с целью перепродажи иностранцам, что-то просто из жадности, по принципу запас карман не тянет. Такие, как я, останутся не у дел. Ну, разберу я теплицы, продам технику, ферму заберет банк, потому, что она под кредитом. Брать новый кредит под 50% – это нужно быть сумасшедшим. Или иметь прибыль свыше 60% в год, что невозможно в принципе. Бороться – бессмысленно. Поеду в город, буду зарабатывать на жизнь ремонтами квартир. Или завербуюсь за границу, где руки нужны. Проживу. И семью прокормлю. Вопрос в том, выиграют ли от этого люди, которые приезжают специально за моим молоком и моими овощами?». Мы подумали вместе, но так и не наши ответа.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам