Навязчивое пенсионное дежавю

Не успело население очухаться от новых цен и коммунальных тарифов, как власть приготовила еще один сюрприз – накопительные пенсии. Начиная с тех, кому за 30. Звучит заманчиво, но суть гнилая. Даже в экономически благополучные времена из подобной затеи у нас ничего не вышло. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) были, да сплыли. Многие – с деньгами вкладчиков. Даже самых опытных специалистов Нацбанка, которые все знают и всех контролируют, и тех кинули на 600 млн. грн. СБУ ведет расследование. Я даже стесняюсь предположить, куда вложат деньги простых пенсионеров и чем это в итоге закончится…

Бурное развитие негосударственных пенсионных фондов, наряду с ипотекой и потребительским кредитованием, началось у нас после «оранжевой революции». Запад перегнал сюда деньги «под Ющенко». Местная публика быстро их освоила.

Как сейчас помню, рейтинг негосударственных пенсионных фондов впервые был опубликован в 2005-м. В него были включены 11 открытых негосударственных пенсионных фондов, 1 профессиональный и 4 корпоративных. Величина активов, собранных ими, по состоянию на 1 июня 2005 года составляла смешные 3,8 млн. грн. (при курсе 2005 года – около $760 тыс.).

К середине 2007 года НПФ было уже около сотни, администраторов НПФ (юрлиц, которые вкладывают деньги) – почти полсотни, а сумма активов достигла 160,68 млн. грн. Официально участниками НПФ были свыше 200 тыс. человек, из них 43,2% – в возрасте от 40 до 55 лет.

А теперь вопрос: много вы знаете тех, кто получает дополнительную коммерческую пенсию? У меня таких знакомых нет. И наши домовые бабушки-пенсионерки о подобных счастливчиках не слышали. А почему? Потому что проект по большей части завершился в 2008-м. Под предлогом мирового кризиса. НПФ тихо слились с рынка, реклама исчезла, офисы закрылись, деньги, как вы догадываетесь, ушли в пеший эротический тур. До начала массовых выплат не дотянули всего какой-то год.

Не успели депутаты завершить и законодательное оформление государственной накопительной системы. При Ющенко планировалось запустить второй уровень пенсионной системы с 1 января 2009 года. В апреле 2007 года в первом чтении был принят законопроект «О введении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного обеспечения», согласно которому вводились дополнительные отчисления в размере 2% с зарплаты. Причем взнос должен был ежегодно увеличиваться на 1% и к 2014 году достигнуть 7%. Но не сложилось. Прошло 8 лет.

Опять убеждаемся, что все новое – это хорошо забытое старое. Проект пенсионной реформы, внесенный несколько дней назад в Верховную Раду, вызывает эффект дежавю идей восьмилетней давности. Те же 2% с последующим увеличением на 1%, но теперь уже до 2022 года. Опять-таки уже предлагавшаяся раньше обязаловка для украинцев младше 35 лет

И вот опять убеждаемся, что все новое – это хорошо забытое старое. Проект пенсионной реформы, внесенный несколько дней назад в Верховную Раду, вызывает эффект дежавю идей восьмилетней давности. Те же 2% с последующим увеличением на 1%, но теперь уже до 2022 года. Опять-таки уже предлагавшаяся раньше обязаловка для украинцев младше 35 лет. А для граждан от 35 до 55 лет участие в системе накопительной пенсии добровольно-принудительное.

«Законопроект о пенсионной реформе внесен в парламент и зарегистрирован 30 апреля», – сказал министр социальной политики Украины Павел Розенко. «Будут ожесточенные споры, но ситуация такая: либо мы принимаем эту реформу сейчас, либо практически лишаемся такой возможности в ближайшие годы», – сообщил он.

За что я люблю наших реформаторских хомячков, так это за талант начинать безнадежное дело в самое неподходящее время и в самом неудачном месте. Страна втянулась в гражданскую войну. Падение ВВП, ВНП, торговли, промышленного производство и всего, что способно падать, просто ошеломляющее. Валюты нет. По отсрочке выплаты долгов ведем мучительные переговоры с кредиторами, запугивая их дефолтом. И на фоне всего этого – «здравствуй, жопа, Новый год» – накопительная пенсионная система. В чем накапливать-то будем? В каких «высоколиквидных проектах» похороним деньги народа? Желательно же еще и комиссионные на этом заработать.

Вместо отступления. Как-то так сложилось в кадровом отношении, что все ведущие должности в финансовом блоке заняли люди, раньше торговавшие ценными бумагами – форвардами, акциями, шмакциями и проч. В общем, профессиональные инвестиционщики и фондовики. Они брали у местной и зарубежной тусовки деньги, вкладывали в какие-то предприятия или паи. Часто – успешно, реже – не совсем. Но в любом случае их клиентами были персоны, которые рисковали, мягко говоря, не последним.

И вот теперь это дружное лобби добралось до руля управления государственной шхуной, на которой уже ничего «съедобного» не осталось, но привычка рыскать в поискать инвестиционной выгоды заставляет их суетиться.

Посчитали, что, утвердив накопительную пенсию, правительство сможет привлечь до 5 млрд. грн. от 6 млн. наших сограждан в течение ближайших полутора лет. Не ахти какая сумма, но больше нету! Теперь возникает вопрос: кто будет заведовать этими 5 млрд. грн. и решать, в какие ценные бумаги их вложить?

Информация крайне актуальная, особенно для будущего следствия, которое, полагаю, долго ждать не придется. Ведь не зря говорят, что взлелеянный майданом и крупными иностранными компаниями экс-глава фискальной службы Игорь Билоус, несмотря на презентабельный внешний вид и блестящие отчеты о проделанной работе, якобы оказался тайным коррупционером. И уже ходит в гости к следователям, пока в его кабинете меняют обстановку под нового, еще более продвинутого, по конкурсу избранного преемника Романа Насырова.

А дальше… Кто его знает, что будет дальше. Или новый налог выдумаем, или новые деньги напечатаем. Или просто «поменяем кровати в борделе» и назовем это реформами. Усядемся в новом антураже и будем ждать, пока пенсионеры сами отцепятся. В общем, возможны варианты…

Мы не случайно и вовсе не всуе упомянули имя свеженазначенного фискала №1. Несколько лет назад, году эдак в 2012-м, еще не подозревая, какие карьерные кульбиты ожидают его в будущем, г-н Насыров, тогда представитель компании «Ренессанс Капитал», рассказывал в интервью журналистам о низкой ликвидности украинского фондового рынка. Настолько низкой, что компания решила отказаться от лицензий на торговлю и хранение ценных бумаг украинских эмитентов.

И вот прошло три года. Фондовый рынок превратился в один сплошной мусорник. На который теперь заводят деньги пенсионеров и начинают превращать во внеплановые инвестиции для хороших людей. Как это происходит, можно посмотреть на примере крупнейшего негосударственного пенсионного фонда в Украине – НПФ НБУ. Его активы, по данным Национальной ассоциации НПФ Украины, на июнь 2014 года составляли 1,571 млрд. грн., а доля в общей стоимости активов пенсионных фондов – 66%. Количество участников в пенсионном фонде НБУ составляло 12,9 тысячи человек. В первом полугодии 2014 года этот фонд выплатил своим участникам 20,9 млн. грн. – крупнейшую сумму выплат среди всех негосударственных пенсионных фондов.

Уж кто-кто, а НБУ должен разбираться, куда совать деньги своих же сотрудников. Но вот незадача – и он просчитался. На конец сентября 2014 года (когда, собственно, и поднялся скандал) общая стоимость активов фонда с признаками рискованности или фиктивности составляла 506,1 млн. грн., или больше трети (!) от всей суммы.

Вкладывали в ресторанный комплекс под Киевом, где никогда нет аншлага. В строительство базы отдыха "Азовец" на берегу Азовского моря, куда так и не доехали отдыхающие. В овощехранилище и разведение свиней под брендом ПАО "Свижачок". Короче, куда только не вложили специалисты высокого уровня свои деньги – все мимо.

Осенью прошлого года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку направила проверку в НПФ НБУ в связи с подозрением, что средства фонда были инвестированы в ненадежные активы. В феврале этого года СБУ возбудила уголовное дело по растрате средств, которые якобы умышленно направлялись на покупку ценных бумаг эмитентов, имеющих признаки фиктивности.

Но умысел еще надо доказать. Ситуация сейчас такая, что любой даже очень перспективный проект может загнуться. Поэтому рисковать деньгами пенсионеров для «подпитывания экономики», как выразился Арсений Яценюк, на мой взгляд, преступно.

Безусловно, реклама пенсионного фонда будет идти от имени и по поручению государства. И убеждать граждан станут, что это просто мелкая формальность, просто часть пенсии уйдет в другой государственный фонд и будет там ждать «своего пенсионера.

«Наш законопроект предусматривает гарантии государства по накопительной системе. То есть каждый, кто платит дополнительный вклад и накапливает себе средства на старость, получает 100%-ю государственную гарантию, что эти средства не только будут сохранены, но и будут приумножены, потому что сразу становятся еще одним фактором развития украинской экономики и будут вложены в украинскую экономику и создание новых рабочих мест», – заявил Яценюк и сразу прокололся.

Сохранить средства и пустить их на создание новых рабочих мест, как показывает опыт НПФ НБУ, это «две большие разницы». А поскольку реально высоколиквидных ценных бумаг для украинских пенсионеров не найдется, их деньгами, скорее всего, заткнут дыры в бюджете. Через привычную уже схему прокрутят для покупки ОВГЗ. Пустят на текущие пенсии, бюджетные расходы и войну.

А дальше… Кто его знает, что будет дальше. Или новый налог выдумаем, или новые деньги напечатаем. Или просто «поменяем кровати в борделе» и назовем это реформами. Усядемся в новом антураже и будем ждать, пока пенсионеры сами отцепятся. В общем, возможны варианты…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам