Почему Греции прощают, а Украине нет?

После того, как 22 июня Украина заплатила $75 млн. в рамках обслуживания $3-миллиардного долга России, произошло то, о чем давно говорили эксперты: в МВФ пришли к выводу, что это все же государственный долг, а не коммерческий. Поэтому его нельзя обсуждать в рамках встречи с Комитетом кредиторов, запланированной на 29 июля в Вашингтоне при участии и посредничестве МВФ. В деловых кругах уже шутят, что, когда Украина под давлением МВФ, вернет $3 млрд. России, та одолжит их Греции, и всем будет хорошо. Кроме нас, разумеется…

Несмотря на то, что по итогам переговоров в Брюсселе Греция не подписала никаких документов, фондовые рынки продемонстрировали радостный оптимизм. Афины снова прошли по краю дефолта, но сумели в последнюю секунду справиться с управлением и не свалиться в пропасть (образно говоря).

Известно, что без нового соглашения с кредиторами и продления программы МВФ дефолт Греции наступал 1 июля (на следующий день после запланированной даты выплат МВФ). После чего прогнозировалась «вселенская шмазь» с выходом Греции из еврозоны и т. п.

Но вчера вечером появилась информация со ссылкой на главу греческих переговорщиков Евклида Тсакалотоса, что договоренность с кредиторами «близка как никогда» и Греция готова выплатить Международному валютному фонду очередной транш 30 июня.

Что должно особенно ранить Украину – это то, что выплата 30 июня будет частично проведена из средств, переданных Греции уже по новому соглашению о финансовой помощи. Напомню, что текущая программа помощи Афинам со стороны Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ в размере 245 млрд. евро финиширует именно 30 июня. В тот же день Греция должна выплатить МВФ примерно $1,7 млрд. Недавно избранный премьер Алексис Ципрас настаивал, что страна не сможет осуществить платеж, если не согласует новые условия предоставления кредитов. Вокруг этого в последнее время и шел торг…

Пока Греция дискутировала со всеми финансовыми институтами мира, Украина запугивала тройку миллиардеров-инвестиционщиков, которые входят в Комитет кредиторов, что объявит дефолт и не заплатит по долгам антинародного режима

Пока Греция дискутировала со всеми финансовыми институтами мира, Украина запугивала тройку миллиардеров-инвестиционщиков, которые входят в Комитет кредиторов, что объявит дефолт и не заплатит по долгам антинародного режима.

Цель у нас была такая же, как у Греции – получить дальнейшую финансовую помощь от МВФ и других институциональных кредиторов. Но инструменты достижения этой цели, при некоторой внешней схожести тактик поведения, совершенно разные. Греки просили еще денег, чтобы выплатить старые долги, украинцы требовали списать нам старые долги, чтобы получить новые деньги. Требовали жестко и нагло: дескать, вы нам должны, потому что мы защищаем ваc от российского агрессора.

Кредиторы, особенно самый импозантный из них – бразильский мачо Андре Эстевес – крайне недоумевали: почему Украина защищает Бразилию от России? Представители американских инвестиционных компаний и вовсе не вслушивались в политическую составляющую нашей риторики: их интересуют только деньги, деньги и ничего, кроме денег. Черствые, бездушные люди, как сказала бы Ира Геращенко.

В общем, переговоры зашли в тупик. Украина настаивает на списании примерно 40% основной суммы долга. Кредиторы в свою очередь настаивали, что списание номинальной стоимости займа не является необходимым условием для МВФ. И они согласны только на рассрочку выплат и снижение процентной ставки.

МВФ долгое время не вмешивался в сам ход переговоров, ограничиваясь лишь внешним наблюдением и комментариями, что соглашения нужно достичь в обязательном порядке. То, что Фонд в конечном итоге решил взять на себя роль арбитра или влиятельного советника в споре страны с частными заимодателями, – беспрецедентный случай.

Уже известно, что Украина, МВФ и кредиторы встретятся 29 июня и будут общаться аж до 3 июля. Об этом говорится в официальном сообщении МВФ, появившемся вчера. На прошлой неделе Украина передала кредиторам обновленные условия по реструктуризации. В настоящее время комитет изучает предложение и готовит свой ответ. В Минфине раскрыли подробности нового предложения: кредиторам предложены дополнительные бумаги, привязанные к динамике ВВП.

Кроме того, стало известно, что МВФ готовится пересмотреть статус $3 млрд. долга Украины перед РФ. Признание российского долга официальным, на чем всегда настаивала РФ, позволит исключить его из числа подлежащих реструктуризации. Ранее Москва отказалась от участия в переговорах о реструктуризации, настаивая на погашении облигаций в предусмотренные сроки – в декабре 2015 года.

Яресько также озвучила измененную тактику Украины: теперь мы пугаем противоположную сторону не мораторием на выплаты, а реальным ухудшением макропрогноза. В новом макропрогнозе оценка падения ВВП Украины в 2015 году ухудшена с 5,5% до 9%. Дескать, что с неимущего взять…

Для частных кредиторов в этой новости мало хорошего, ибо Украина – не Клондайк, и если она заплатит России, то на их долю достанется еще меньше денег. Хотя возможен и другой вариант, на котором настаивают наши визави. Как заявила 19 июня министр финансов Наталья Яресько, кредиторы хотят, чтобы на выплату долгов мы взяли $8 млрд. из резервов Нацбанка.

Яресько также озвучила измененную тактику Украины: теперь мы пугаем противоположную сторону не мораторием на выплаты, а реальным ухудшением макропрогноза. В новом макропрогнозе оценка падения ВВП Украины в 2015 году ухудшена с 5,5% до 9%. Дескать, что с неимущего взять…

Впрочем, взять, видимо, еще есть что – внешний долг банковского сектора в I квартале сократился на $1,6 млрд. Это означает, что кое-какие долги мы выплачиваем. Не получая взамен новых крупных кредитов. За счет чего выплачиваем – уж не за счет ли валютных вкладов граждан? – это вопрос отдельный. Но сам факт остается фактом.

Еще один любопытный показатель: внешний госдолг Украины в I квартале сократился на $0,3 млрд. и составил $126 млрд. (как коммерческий, так и государственный). Но при этом он превысил 110% ВВП страны.

Не беда, конечно, у многих стран бывает и больше. У Греции, например, 171,8% ВВП. Но, как правило, такое соотношение возникает в период активных заимствований. В нашем случае оно возникло на фоне снижения долга и еще большего, можно сказать, катастрофического, снижения поступлений в бюджет. Еще один момент – выплатил долги частный сектор, а государство внешние обязательства нарастило: с 26,4% ВВП до 35,5% ВВП ($40,4 млрд.).

Как мы уже писали, даже в случае достижения компромисса на переговорах в Вашингтоне Украина, по мнению аналитиков, будет ежегодно тратить на выплаты по внешнему долгу $7-8 млрд. И еще 60-70 млрд. грн. – по внутреннему. То есть выплачивать по долгу придется почти 40% бюджета страны, причем в условиях глубокой девальвации национальной валюты.

Этот печальный факт выглядит особенно неприятным в сравнении с тем, какие пляски устраивают кредиторы вокруг Греции и как терпеливо и долго ее спасают.

Когда проблемы Греции усилились до крайности, ей в 2012 году списали почти половину долга. Правда, греки все равно остались недовольны, но это эмоции. Более того, когда Греция так и не смогла восстановить рост экономики и три года спустя отчаянно нуждается в новой реструктуризации, ей снова дают шансы на новый старт.

Почему Греции можно то, чего нельзя Украине? Кто-то скажет: она в еврозоне и этим все сказано. Будь Украина там, ей бы тоже простили все долги и погладили по головке. Неправда!

В 1991 году Польша имела внешний долг почти $50 млрд. Но ей удалось заключить с Парижским клубом кредиторов соглашение, согласно которому задолженность была сокращена вдвое, а оставшаяся часть реструктуризирована. Кто-то скажет, что снова нам не повезло: тогда в Европе доминировала тенденция к расширению, Польша демонстрировала рост экономики, в стране не было ни раскола, ни гражданской войны. Польша не прыгала на майданах, она просто шаг за шагом продвигалась к Европе – через трудности, экономические потери, жесткие самоограничения. И ей делали поблажки.

Украине тоже выдали кое-какие преференции за евроустремления и жертвы майдана, но год спустя заменили на подчеркнуто избыточные по строгости требования. Почему? Может, Европа просто не видит предпосылок к восстановлению экономического роста в стране, где, несмотря на ее усилия, не заканчивается гражданская война, грызутся между собой политики, ежедневно со скандалом увольняют кого-то из высокопоставленных лиц, убивают журналистов и пытают мирных граждан? Может, мы просто не заслужили прощения долгов и не только? Насильно мил не будешь, как известно…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам