Бегство из рая–2. Путевые заметки с размышлением

Баварский синдром – это такая болезнь, которая проявляется у наших соотечественников, побывавших в «гостях у сказки». Проявляется в обострении зрения. Когда начинают резать глаз пожелтевшая трава, захламленные обочины, ямы на дорогах, тоскливая бедность придорожных сел. Когда инстинктивно сравниваешь это с выстриженными до горизонта лугами-газонами, кукольными домиками и дисциплинированными буренками. Баварцы – не инопланетяне. У них нет волшебной палочки и рабов. Они трудятся не больше и не меньше наших фермеров. И даже климат похож на наш. Почему же мы живем так по-разному?

Для справки. Германия занимает второе место после Франции по объему производства продукции животноводства и зерна. А по производству молока занимает лидирующую позицию в рамках ЕС. Эффективность сельскохозяйственного производства в ФРГ гораздо выше среднего по ЕС уровня. Общепризнанно, что самое рациональное и рентабельное сельское хозяйство Баварии.

Помимо производства продуктов питания, оно решает важные задачи по сохранению и защите привлекательных ландшафтов и обеспечению промышленности аграрными сырьевыми материалами.

Общие расходы федерального бюджета на дотации фермера составляют около 6 млрд. евро в год. Всего в Германии 95 тыс. молочных ферм и 12,5 млн. коров, которые дают за год 28 млн. тонн молока.

В некоторых путеводителях пишут, что Бавария – это не просто место, напичканное историческими и природными красотами. Это территория-музей. Музей потрясающе красивого быта.

И дело тут не в пейзажах. В мире много пейзажей не хуже. И замков поинтереснее. И строений поэкзотичнее. Но Бавария уникальна тем, как местные жители обустраивают и украшают свою жизнь. И как добиваются практически идеального «видеоряда».

Каждая мелочь в деталях быта вызывает восхищение и вопрос: «Как они это делают?». Ну, ладно, я еще могу понять, за счет чего достигается очарование сельских домиков, с укутанными цветами балконами. Тут все просто: убираем, моем, подстригаем, поливаем, подметаем ежедневно. Никакого лишнего хлама, ничего не лежит не на своем месте: ни детской игрушки, ни рабочего инвентаря. К этому приучают, похоже, еще младенцев в памперсах. У моих же добрых сельских родичей какого только добра было не сыскать в сарае!

Впрочем, приучиться убирать подворье и периметр вокруг него до состояния нереального порядка – это самое простое. Две загадки, которые просто замучили меня в Баварии – это подстриженные луга и расписанные картинами стены домов. Как они этого достигают? Про дома я расскажу ниже. А пока – о специфике организации сельскохозяйственного быта, которая позволила превратить Баварию в сказку.

Начнем с лугов. Это – визитная карточка здешних мест. Только в Баварии можно увидеть сотни километров нереальной красоты лугов, подстриженных под английский газон. Ни одна травинка не выбивается из общего полотна. Ни одного сорнячка или чего-то постороннего. И все это пронзительно зеленое даже при 38-градусной жаре.

На эти луга можно смотреть бесконечно, но, как правильно написал один пользователь в Facebook, «сколько ни смотри, так и не удается поверить в то, что они настоящие – к ним хочется прикоснуться рукой».

Прикасались и неоднократно. Ходили. Лежали. Трогали руками и даже пробовали на вкус. Топтать газоны тут не запрещено. Ну, что вам сказать. Трава как трава. В прямом смысле слова. Никакого особенного сорта. Просто стриженная и ухоженная. Причем секрет ухода, пардон за тавтологию, собственно в уходе.

Однажды мне пришлось видеть, как молодой парень, видимо, местный житель, подстригал поля на маленьком электротракторе (экология прежде всего). В другой раз видела фермера, который ходил по полям с ручной электрокосилкой.

Неужели всего несколько человек (в деревне может быть от 3 до 30 домов) могут вручную довести до состояния идеального газона многие километры лугов? Оказывается, могут. Если вставать в 5 утра и регулярно этим заниматься. И не тратить время на посторонние дела и проблемы, чем вынуждены заниматься наши селяне.

Позднее я узнала, что баварские фермеры получают небольшие выплаты за поддержание ландшафта, а также за уборку снега с дорог, за обработку полей, за содержание домашних животных. Но все это сущие копейки по сравнению с уровнем затрат и ценами.

Скажем, за корову дают 20 евро (не знаю, за какой период, полагаю – в месяц). Субсидии на обработку полей составляют 260 евро за га для баварцев и почти 650 евро за га для северной зоны низкоплодородных полей. Что касается идеальных лугов, то здесь прозвучала цифра 8 евро. Может, за га, может, как-то по-другому. Но 8 евро для Баварии – это цена бутерброда с сосиской.

Сразу возник вопрос: а может ли фермер отказаться стричь общественные луга? Или запустить и захламить свой дом? Или не ставить на крышу солнечные батареи, которые здесь повсюду?

Теоретически может, но практически его съедят за это односельчане из ассоциации фермеров. Потому что им придется делать его работу. И они, не сомневайтесь, выставят за это счет. И не ставить батарею также тебе не позволят. Потому что избыток энергии фермеры продают по высоким "зеленым" тарифам. Опять же через объединение фермеров. Чем больше объемы, тем выше доходы.

Подумаешь, скажет наш человек, зачем, имея многотысячные доходы? Нанял украинского гастарбайтера и не нужно ни о чем подобном беспокоиться. Нужно. Ибо, если берешь работника, надо назначить ему оплату среднюю по отрасли, платить за него налоги, страховку. Неуплата налогов – привет, тюрьма. Строгая немецкая демократия она не шутит.

Поэтому надо вкалывать самим (как правило, все фермерские хозяйства – это семейный бизнес). И делать это не как Бог на душу положит, а по строго установленным правилам, которые знают даже коровы и овечки.

Например, продукты, которые соседи продают соседям (местным жителям), выведены из-под общего массива доходов к налогообложению. Много кушать и кормить туристов выгодно. Поэтому многие кукольные домики – это еще и мини-отели.

Остальные продукты сдают оптовикам. Придумывать ничего не надо. Искать покупателей тоже. Алгоритм настолько четко выписан по каждому нюансу, что остается одно: придерживаться, как солдату, «устава аграрной службы».

Все дойные коровы питаются постоянно в течение дня – летом на выпасе, зимой у кормушки. Пьют из поилок, расставленных на поле в определенном порядке. Рацион им выписывает только местный сертифицированный агроном, нанятый объединением фермеров, в зависимости от веса и возраста коровы: кукурузный силос, рапсовый жим, сбалансированные добавки. Все это доставляет развозка кормов. Приходит машина, работники разгружают, загружают, фермер в это время делает свою работу.

Молоко выдаивается только автоматически и сохраняется в цистернах, поддерживающих температуру 6-7 градусов. Цена унифицированная – 34-38 евроцентов за литр, норма жира 4,2% и 3,4%. Кстати, молоко с более низкой жирностью (1,5%) в мюнхенских супермаркетах стоит от 50 евроцентов. А какая разница между ценой закупки и магазинной ценой у нас!

Секрет, каким образом фермеру удается навести идеальный порядок, выкосить лужок, обслужить коров, да еще вечерком с друзьями выпить пива, в том, что он делает ТОЛЬКО СВОЮ РАБОТУ. Летом корова пасется, и есть время на поддержание ландшафта. Зимой траву стричь не нужно, но с коровой больше хлопот.

Каждую буренку нужно вывести из ее сектора в коровнике, поставить в специальную зону дойки, помыть, выдоить. В это время нужно успеть выгрести навоз из ее «квартирки», вымыть там пол. Обычно эту процедуру выполняют два человека: муж и жена. Ничего сложного, просто дисциплина, доведенная до автоматизма.

По аналогичной системе идеального распорядка дня живут овцеводы, растениеводы, животноводы, выращивающие скот на мясо. Мелких птицефабрик, как правило, нет, это большие комплексы. Кур и гусей для пропитания семьи не держат. Огородами, консервациями, домашней переработкой не занимаются: продукты покупают в магазине. Лечебные травы не собирают – для этого существуют аптеки. Старые тракторы не ремонтируют: они либо новые, либо не ломаются, либо этим также занимаются специально обученные люди.

И вообще, никакой особо новой техники, никаких фантастический новаций нет. Просто мега-рациональность и невероятная дисциплина во всем. И еще: ферма для баварца – это работа и бизнес, а для нашего крестьянина – способ выживания и прокорма.

Теперь о расписных домиках. Одна из уникальных достопримечательностей Баварии – роспись по штукатурке, называемая Luftlmalerei (люфтмалерай). На фасадах домов изображают портреты святых, бытовые картинки, сюжеты из сказок. Некоторые росписи сделаны 200 и 300 лет назад. Но каким-то неимоверным образом сохранились в первоначальной красоте.

Как? Ведь альпийская погода переменчива. Расписные домики круглый год открыты солнцу, ветру, жаре, морозу и дождям. Даже малосведущему человеку понятно, что поддержание рисунков требует регулярного обновления, а порой и серьезной реставрации. И действительно: как рассказали нам знакомые, реставрация – безумно дорогое удовольствие. Помимо оплаты труда художника (за бутылку тут никто ничего не намалюет), расходные материалы стоят тысячи евро за килограмм краски.

Если коротко, то поддержание росписей на домах – это забота и престиж хозяина. Субсидии на реставрацию предусмотрены. Решение выносит местная власть. Не обратившемуся вовремя домовладельцу за разрушение исторических росписей грозит штраф. Общине за несвоевременную подачу документов тоже. Наконец, художник не имеет права на ошибку: он обязан выполнить работу с гарантией, что ни яркое солнце, ни мороз, ни дожди не заставят эту картину поблекнуть как минимум еще несколько с десяток лет.

Продолжение следует.

На фото:
луга-газоны, фермерские будни баварцев, сказочные домики в поселке Миттенвальд

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам