Бюджеты исчезают в полдень

Он появился в Верховной Раде, как и положено, вчера. Но почти сразу вернулся обратно. Кабинет министров проделал трюк, отработанный год назад: отозвал поданный в парламент проект государственного бюджета на 2016 год. Как уже заявили эксперты, это было сделано по двум причинам: чтобы формально выполнить требования Бюджетного кодекса (подать 15 сентября) и согласовать параметры с миссией МВФ, прибывающей 22 сентября. С тех пор, как Минфин покинули (по люстрации и просто спасаясь бегством) опытные «бюджетники», рисовать смету госфинансов нам стали извне. Оно и понятно – кто платит, тот и заказывает музыку…

Раньше писать бюджет было крайне неинтересно. Этим занимались два опытных бюрократа – Максюта с Матвийчуком (причем вне зависимости от того, на каких должностях они находились). Все было скучно, кропотливо и предсказуемо. Иногда всплывали какие-то частные интересы и небанальные капиталовложения, как правило, в интересах отдельных депутатов, но в целом бюджет сводился грамотно и в срок, напоминая старый автобус, который «хрипит», но едет. Потом одного люстрировали, второй сбежал сам. И в Минфине началась «веселуха».

Несмотря на то, что ведомство нафаршировано дорогостоящими «импортными» консультантами, работать над бюджетом там некому. Оно и понятно: работа, мягко говоря, не творческая. Не для реформаторов.

Весной Минфин (за о-о-чень нехилые гонорары) выписал двух «породистых» консультантов: экс-советника британских премьеров, партнера аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) доктора Криса Вейлса и авторитетного американского экономиста Роберта Конрада.

Последний, правда, занимал на момент назначения на пост советника министра финансов скромную должность доцента кафедры государственной политики и экономики в Университете Дьюка (США). Но зато по совместительству консультировал Кристин Лагард в составе экспертного совета Международного валютного фонда. Вот, кстати, ответ на вопрос, почему у нас все так прекрасно с точки зрения главы МВФ. Потому что некоторым «отставным гусарам» приятная консультационная работа вскружила голову.

Тем более что их фронт работ – это налоговая реформа, которой занимается замминистра, блондинка Елена Макеева. А джентльмены, как известно из американских комедий, предпочитают именно блондинок.

Но вот беда – ни они, ни целая гвардия рангом пониже от министерства финансов США, Канады и Германии ничего не смыслит в нашем бюджете. И не может помочь ответственному за это направление замминистра Игорю Уманскому, который, по уверению злых минфиновских языков, в бюджетных вопросах тоже «чужой»

Отдельно лично к министру прикомандировали видного словацкого реформатора Ивана Миклоша. Он стал советником не только по вопросам налоговой системы, децентрализации и общей реорганизации государственных финансов. Миклош был министром финансов Словакии в 2010-2012 годах и считается очень крутым реформатором. И хотя Словакия так и не стала «европейским тигром» и вообще не особенно продвинулась в плане развития экономики, мы такими советниками очень гордимся.

Но вот беда – ни они, ни целая гвардия рангом пониже от министерства финансов США, Канады и Германии ничего не смыслит в нашем бюджете. И не может помочь ответственному за это направление замминистра Игорю Уманскому, который, по уверению злых минфиновских языков, в бюджетных вопросах тоже «чужой».

Вообще, Уманский оказался на неблагодарной бюджетной ниве чисто случайно. Просто больше некому – все замы при деле. Бывшая аудитор Макеева занимается налоговой реформой. Друг премьера Качур думает, что отвечает за социальную политику. Руководитель аппарата Маркарова обеспечивает комфортное существование Яресько. Антон Шевалев пропихивает страну в горло евроинтеграции. И только доставшийся в наследство от правительства Тимошенко «сказочник» Уманский теоретически подходил на роль бюджетного героя. Но, повторюсь, теоретически. Ибо практического опыта у него нет.

Если бегло посмотреть его биографию, то можем увидеть там работу в Минэкономразвития на постах советника по структурной политике, замгоссекретаря по европейской интеграции, вынужденное и.о. главы Минфина в 2009-2010 гг., когда от Тимошенко сбежал, кажется, Пинзеник. Ну, еще работа с проблемными банками в НБУ. Слово «бюджет» нигде не фигурирует.

Не удивительно, что процесс идет туго. Как проговорили знающие люди, министерства и ведомства, ожидая новых социальных стандартов, пересчетов, подсчетов, дополнительных денег или, напротив, урезания субвенций, не смогли вовремя сформулировать, какую сумму денег они хотят получить на следующий год. Только дисциплинированное Минобороны озвучило свои запросы, заявив, что на защиту от агрессора потребуется 87 млрд. грн. – почти вдвое больше, чем в 2015 году (45 млрд. грн.).

СМИ пишут, что такой аппетит Минобороны шокировал даже патриотически настроенный Минфин, и он согласился на… 61 млрд. грн. Денег мало, а дать надо всем! Например, Министерству социальной политики подбросят 19 млрд. грн. на субсидии и повышенные соцвыплаты. Не обидел Минфин и себя любимого: министерство получит 7 млрд. грн. для финансирования реформ. Надо же иностранным советникам платить достойную зарплату!

Поэтому бодриться – это прекрасно, но деньги любят счет, а он (счет) явно не в нашу пользу. Что делать в данной ситуации, на фоне победных реляций г-жи Лагард, у нас толком не знают, поэтому ждут приезда миссии МВФ 22 сентября. Как это раньше говорили: барин приедет, барин рассудит? К тому же необходимо дождаться реального, а не фейкового решения вопроса реструктуризации внешнего долга

В целом, на момент написания материала не были известны даже примерные основные показатели бюджета страны на 2016 год. Минфин лишь объявил о запланированном дефиците на уровне 3,7% ВВП (требование МВФ) и курсе гривны на уровне 22,1 грн./долл. (коридор, который мы обещали МВФ держать любой ценой).

А поскольку закон (и Бюджетный кодекс, в первую очередь) не позволяет формировать бюджет на налоговой базе, принятой позднее, чем за шесть месяцев до нового бюджетного года, проект госбюджета-2016 сформирован на основе нынешнего Налогового кодекса. Новый кодекс – с налогами «все по 20%» – еще не принят и даже не подан в Раду. Таким образом, по мнению СМИ, предварительный объем ВВП на следующий год в Украине может составить $84 млрд. В два раза ниже, чем в 2013-м и столько же, сколько в текущем году. Девальвация гривны, однако…

Помимо девальвации, основной проблемой при составлении бюджета стал… прогноз состояния дел в экономике на будущий год. Точнее, прогнозы, учитывая несколько противоречивых мнений.

По версии Кристин Лагард у нас уже все хорошо и замечательно: глава МВФ заявила, что восхищена украинскими реформами и тотальной стабилизацией. «Украина удивила мир, достигнув того, чего она достигла за короткий промежуток времени. Было очень трудно достичь той макроэкономической стабилизации, которая сейчас закрепляется, получить экономику, которая уже показывает признаки восстановления», – сказала Лагард.

Никто, даже глава государства, похоже, не разделяют ее восторга. По прогнозам президента Петра Порошенко только в будущем году экономика Украины должна выйти на положительные показатели и начать расти. С ним согласен глава МЭРТ Айварас Абромавичус. Он заявил, что ВВП Украины в 2016 году по оптимистическому сценарию вырастет на 2% при инфляции (декабрь к декабрю) 12%. Впрочем, возможен и пессимистический сценарий, согласно которому спад ВВП в 2016 году составит 0,3% при инфляции 14,7%.

И тут следует напомнить, что госбюджет Украины и на 2015 год был построен на оптимистическом сценарии развития ситуации, предусматривающем падение ВВП только на 5,5% при инфляции 26,7%. Сегодняшние прогнозы МВФ и НБУ показателей Украины к концу года – 9-9,5% падение ВВП, инфляции – 45,8-48%. Но и они также выглядят оптимистичными, так как падение ВВП Украины во втором квартале 2015 г. составило 14,7%, а в третьем квартале эксперты прогнозируют не меньше 10%.

Поэтому бодриться – это прекрасно, но деньги любят счет, а он (счет, – автор) явно не в нашу пользу. Что делать в данной ситуации, на фоне победных реляций г-жи Лагард, у нас толком не знают, поэтому ждут приезда миссии МВФ 22 сентября. Как это раньше говорили: барин приедет, барин рассудит? К тому же необходимо дождаться реального, а не фейкового решения вопроса реструктуризации внешнего долга. Примечательно, что голосование кредиторов должно стартовать сегодня, но не факт, что стартует.

А вот известный факт – с января 2016 года Россия вводит эмбарго на экспорт украинской аграрной продукции и повышение пошлин на другой импорт. Айварас Абромавичус уже заявил, что это не приведет к пересмотру правительственного прогноза роста ВВП Украины в 2016 году. Хотя даже сейчас, после сокращения торговых отношений, доля экспорта в Россию составляет 12%. Поэтому насчет «пересмотра» и «невлияния» я бы не был так максималистичен в оценках…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам