Нацбанк поставили на счетчик

Стоило руководству НБУ отрапортовать об успешном завершении первого этапа расчистки банковского рынка и огласить планы на будущее, которые заключаются в постепенном умерщвлении финансовых «малышей», как судебная система преподнесла сногсшибательный «нежданчик». Теперь клиенты банков-банкротов имеют шанс требовать 100%-ю компенсацию своих убытков от НБУ. По аналогии должны выставить счет к государству и жертвы строительных афер, кредитных союзов, ям на дорогах и проч…

Сначала о сути произошедшего. Как уже неоднократно сообщалось, в рамках процесса очистки банковской системы, который стартовал в 2014 году, Нацбанк признал неплатежеспособными почти шесть десятков финучреждений, по которым Фонд гарантирования вкладов должен осуществить выплаты в размере почти 60 млрд. грн.

Еще в августе было заявлено, что процесс очистки банковской системы можно считать завершенным. Однако аппетит приходит во время еды, а энтузиазм во время чистки. В сентябре-октябре закрылись еще семь банков. Включая входящий в группу крупнейших банк «Финансы и кредит».

А две недели назад НБУ провел встречу с руководителями средних и мелких финучреждений (в эту группу входит 92 банка из 123 официально зарегистрированных, на их долю приходится 10% активов) и рассказал им о новой кластерной системе надзора, которая заносит банки в черный список по формальным признакам. О чем мы подробно рассказывали в прошлой статье. Аналитики прогнозируют, что в такой ситуации до конца следующего года не доживут еще три десятка банков. Заметим, у всех из них есть если не вкладчики, то клиенты, которые держат там счета.

В любом случае, выплаты из Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) возрастут. На 11 ноября ФГВФЛ выплатил вкладчикам неплатежеспособных банков более 43 млрд. грн. При этом с начала 2015 года общие поступления в него составили 3,6 млрд. грн. Из них средства, полученные фондом от банков в период ликвидации, – 1,8 млрд. грн.

Понятно, что при активно работающем печатном станке, отлаженных схемах «подкормки» ФГВФЛ за эмиссионный счет и с учетом обесценивания гривны раздача вкладчикам по 200 тыс. грн. компенсации за «сгоревшие» вклады не казалась НБУ нерешимой задачей.

Судебной системой создан прецедент, который в корне меняет положение вещей. Высший админсуд страны удовлетворил иск фирмы, которая потеряла депозит в 230 тыс. грн. в ликвидированном «Брокбизнесбанке». Компания подала иск к Нацбанку, ибо, размещая деньги в банке, она рассчитывала, что его деятельность контролируется регулятором и в случае нарушений НБУ применит к банку меры реагирования. Но тот не применил, и банк был признан неплатежеспособным

Но теперь судебной системой создан прецедент, который в корне меняет положение вещей. Высший админсуд страны удовлетворил иск фирмы, которая потеряла депозит в 230 тыс. грн. в ликвидированном «Брокбизнесбанке». Компания подала иск к Нацбанку, ибо, размещая деньги в банке, она рассчитывала, что его деятельность контролируется регулятором и в случае нарушений НБУ применит к банку меры реагирования. Но тот не применил, и банк был признан неплатежеспособным.

В итоге суд признал противоправной бездеятельность Нацбанка «из-за непринятия им надлежащих мер по обеспечению защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов», а также «из-за непринятия им адекватных мер воздействия».

Поскольку истец выиграл апелляцию и кассацию, решение стало окончательным и позволяет вкладчикам как минимум одного обанкротившегося банка идти в суд и добиваться не просто 200 тыс. грн., которые им и так положены по закону, а стопроцентной компенсации своих сбережений.

И это не все. Если углублять данную тему дальше, то можно требовать, чтобы Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) компенсировала потери на биржевых операциях или на акциях, тем более что недавно она отозвала лицензию у некоторых бирж. Вкладчики кредитных союзов уже давно пытались доставать Нацфинуслуг по поводу своих неудачно вложенных денег. Опять же накопились претензии к госструктурам и у жертв строительных пирамид. У тех, кто свалился в ямы на дорогах или ошпарился горячей водой по вине «Укравтодора», ЖЭКов и прочих коммунальных служб. Кстати, иски к ним подавались очень давно, и некоторые юристы выигрывали. Но слупить компенсации с госорганов удавалось только в исключительных случаях.

Насколько мне известно, лишь инвесторы компании "Элита-Центр" получили компенсацию за счет средств бюджета после решения судов о признании бездеятельности профильных госорганов по надзору за компаниями, через которые велось финансирование строек.

Что касается нынешней судебной истории, то, по данным «Зеркала недели», правовая позиция Национального банка как ответчика по спору о его бездействии была откровенно слабой. Суд установил, что проверки проводились несвоевременно, их результаты в установленном порядке не доводились до банка и общественности, при выявлении проблем у финучреждений Нацбанк как регулятор никаких действий не предпринимал.

Тем не менее, прямой причинно-следственной связи между фактом бездействия Национального банка и потерями вкладчика установлено не было. Именно поэтому судебный вердикт против Нацбанка произвел эффект разорвавшейся бомбы.

НБУ, увлеченный своей деятельностью чистильщика рынка, слышать не хочет о том, что общие убытки бизнеса в результате потери средств, которые хранились на счетах в обанкротившихся банках, с начала 2014 года превысили 65 млрд. грн. Мы уже писали, что это 25% (!!!) всего объема средств юридических лиц в банковской системе на 1 января 2015 года

Теперь достаточно признать за тем или иным госорганом, что он не обеспечил защиту чьих-то интересов, не выполнив должным образом возложенные на него законом функции, и можно добиваться полной компенсации потерь. Причем чуть ли не лично от министра. Хотя я почему-то сомневаюсь, что исполнительная служба заставит Гонтареву раздать все имущество, включая нашумевшие белые угги, вкладчикам сгоревших банков. Зачем тогда нужен был этот процесс?

Аналитики уже предположили, что суть интриги не столько в деньгах, сколько в попытке бизнеса привлечь внимание Нацбанка к судьбе коммерческих вкладчиков закрываемых банков – в отличие от физлиц, у них нет права на 200. тыс. компенсации.

При этом НБУ, увлеченный своей деятельностью чистильщика рынка, слышать не хочет о том, что общие убытки бизнеса в результате потери средств, которые хранились на счетах в обанкротившихся банках, с начала 2014 года превысили 65 млрд. грн. Мы уже писали, что это 25% (!!!) всего объема средств юридических лиц в банковской системе на 1 января 2015 года.

И всем госорганам, похоже, наплевать, что у предпринимателей практически отсутствуют возможности вернуть свои средства. Да что там вернуть – налоги заплатить! Отчего тысячи вполне жизнеспособных фирм, прежде всего малый бизнес в провинции, погибли просто потому, что неудачно выбрали банк для открытия счета или не успели вовремя вырвать свои деньги.

По словам источника в финансовых кругах, банковское лобби и солидарный с ним бизнес рассчитывают, что нынешнее решение заставит Нацбанк пойти на переговоры с рынком о форме компенсации потерь. Результатом, по логике вещей, должен был бы стать законопроект, отвечающий на вопрос «Что делать?». Тем более что Нацбанк наделен правом законодательной инициативы и может подтянуть к этому занятию министерства и ведомства.

Как вариант специалисты называют налоговую отсрочку для фирм, чьи деньги зависли в банках, прощение процентов и пени по кредитам и т. д. Тем более что с принятием закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка» стало невозможным погашение долга по кредиту в обанкротившемся банке за счет депозита другого лица. Ранее такой схемой пользовались лица у которых были депозиты в обанкротившемся банке. Они продавали право требования денежных средств по своему депозиту тем, у кого есть долги перед банком, а должникам, в свою очередь, засчитывали сумму «прогоревшего» депозита в качестве оплаты по кредиту.

Кстати, о кредитах. С ростом цен на коммунальные услуги и появлением у Кабмина потешного «тарифного майдана» как-то отошла на второй план тема валютных кредитов и затерялись в толпе других протестующих валютные заемщики. Те самые, которые брали при курсе 5 и не хотят отдавать с курсом 25.

Им сначала пообещали манну небесную: 2 июля Верховная Рада приняла законопроект №1558-1 о реструктуризации и конвертации валютных кредитов по курсу на момент заключения договора. Но оказалось, что банковская система понесет убытки в сумме около 100 млрд. грн., и пришлось «щедрый презент» отменить. Сейчас готовится новый вариант – конвертация будет проходить по текущему курсу, но часть кредита будет прощена.

Тем временем судебная система подкинула «нежданчик» №2. Высший специализированный суд Украины в конце октября признал недействительной валютную привязку в кредитном договоре между фирмой «Порше Мобилити» и заемщиком.

Дело в том, что валютные кредиты для населения были запрещены в 2011 году. Но лизинговые, финансовые и прочие компании выдавали кредиты с валютной привязкой на покупку автомобилей и недвижимости. Теперь валютные должники, которые умудрились оформить кредит после 2011 года, могут смело идти в суд и признавать договора незаконными. И тут же проблемы возникают не у Нацбанка и других госорганов, а у бизнеса. Видимо, и ему придется идти на переговоры с клиентами и учитывать их проблемы. Завертелось, однако…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам