Хроники абсурда: защитим мир от нашего товаропроизводителя!

Ну вот, свершилось! Путин выполнил пожелание патриотов Украины и «выгнал» нас с 1 января 2016 года из зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Вкупе с продовольственным эмбарго, товарной блокадой Крыма, нашими санкциями против РФ и татарским заслоном под Чаплынкой это гарантирует, что ни одно изделие made in Ukraine, ни одна морковка или конфетка отечественного производства не попадет на вражескую территорию. Все сгниет тут. Хотелось бы написать – будет куплено и съедено, но это неправда. Ибо беда одна не ходит. С 1 января вступает в силу и долгожданная Зона свободной торговли с ЕС. Европейские товары зайдут сюда беспошлинно и окончательно добьют нашего товаропроизводителя. А заодно и бюджет, который не получит ни пошлин, ни налогов…

Сегодня в Верховной Раде день рассмотрения бюджета на 2016 год. Хотя зачем его рассматривать? Во-первых, бюджет просто нелегитимный, потому что написан и типа посчитан на базе непринятых налоговых законов. Во-вторых, вся та оптимистическая чушь вроде роста поступлений от НДС на 25%, налога на прибыль на 3%, доходов государственного бюджета на 16%, которая записана в нем, – несбыточные фантазии. Ибо, помимо кризиса производства и кризиса финансов, к нам подбирается третья беда – кризис внешней торговли.

Что это означает? Нечто, отдаленно напоминающее многодневный запор, но в масштабах всей тяжелобольной экономики. И без перспективы решить проблему с помощью клизмы или чего-то еще элементарного.

Хотя «клизму» нам, возможно, поставят наши западные партнеры, когда мы в очередной раз обратимся к ним за финансовой помощью. Ибо, ввиду отмены пошлин в рамках вступления в силу ЗСТ с ЕС, мы торжественно теряем 500 млн. евро доходов. И пусть с падением торговых оборотов сумма была бы меньше, не столь важно. Все равно в бюджете образовывается еще одна дырка.

Любопытно, что европейцы специально дали нам год односторонних преференций, чтобы мы нарастили экспорт к ним, подняли качество товаров, провели сертификацию, в общем, адаптировались к их приходу сюда. Но, несмотря на все старания Евросоюза, украинские товары так и не завоевали его рынок. А теперь потеряют и свой собственный под давлением европейских товаров. Вместе с остатками рынка России.

Некоторые граждане недоумевают: неужели в условиях, мягко говоря, крайне обострившегося противостояния с РФ у нас еще была какая-то торговля? Была! И, не побоюсь этого слова, весьма активная. Даже после того, как сократилась в 2,5 раза. Более того, Россия продолжала занимать первое место в списке стран-покупателей наших товаров

Кстати, некоторые граждане недоумевают: неужели в условиях, мягко говоря, крайне обострившегося противостояния с РФ у нас еще была какая-то торговля? Была! И, не побоюсь этого слова, весьма активная. Даже после того, как сократилась в 2,5 раза. Более того, Россия продолжала занимать первое место в списке стран-покупателей наших товаров.

Согласно данным Госстата, за 9 месяцев этого года в экспорте товаров на первом месте РФ – свыше 12,5% экспорта, на втором месте Турция – 7,3%, на третьем месте Китай – 7,1%.

Поэтому, когда наши высокопоставленные лица уверяют, будто главный торговый партнер Украины – ЕС, они несколько лукавят. ЕС – не страна, а объединение стран. Вкупе все страны ЕС покупают больше, чем одна страна Россия. Но по отдельности РФ, несмотря на кризис в отношениях на политическом уровне, оставалась партнером нашего бизнеса на уровне коммерческом. Как-никак мы продали туда товаров на $3,6 млрд. Пусть не $8 млрд., как год назад, но все-таки…

К слову, в ЕС нашим основным партнером является не Германия и не Франция. И даже не Италия с Испанией, как думают некоторые. Самые большие поставки – в Польшу. Допускаю, что, используя территориальную близость и политическую дружбу, Польша выступает реэкспортером некоторых наших товарных позиций в Западную Европу. Или, точнее, Украина ее субподрядчик.

Это неплохо. Но… Как верно отметил бывший министр экономики Украины Виктор Суслов, в результате введенных ЕС год назад в одностороннем порядке преференций для украинских товаров резко вырос экспорт нашей продукции по трем наименованиям: орехи (+ 25%), изделия из соломы (+ 21%) и вата (+ 10%). Не путать с «ватой» политической. Эта отбыла в другом направлении. Туда, где теперь точно уже не будет ничего украинского.

Что, собственно, произошло? Формально Владимир Путин подписал указ о приостановке с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, это означает введение для Украины таможенных пошлин в режиме наибольшего благоприятствования.

Что означает режим наибольшего благоприятствования? Что от беспошлинной торговли между странами мы переходим к торговле с уплатой пошлин, согласно двусторонним протоколом по ВТО. Если учесть, что мы вползали в ВТО «на коленях» при Ющенко, соглашаясь на все и сразу, то у нас средний уровень пошлин составляет только 4%, в РФ он в 2,65 раза выше – около 10%. Опять проиграем.

Если на непродовольственные товары просто появятся пошлины, то все продовольствие попадает под эмбарго – его просто запретят ввозить в РФ. По мнению экономиста Александра Охрименко, запрет в первую очередь ударит по молочникам, кондитерам, овощеводам

Что же касается «смены форматов», то пойти на такой шаг РФ грозилась еще летом 2013 года, когда начались разговоры о подписании Януковичем соглашения об ассоциации. Многие помнят и печально известную «таможенную войну» конца лета 2013-го: наших экспортеров начали трясти на российской границе. Делалось это под предлогом борьбы с наплывом европейских товаров, замаскированных под украинские.

Сейчас повод точно такой же. Но меры уже не «показательно-учебные», а взаправдашние. И формально в этом есть логика: с 1 января 2016 года «открывается» Зона свободной торговли с ЕС. Значит закрывается также зона с РФ.

При этом не надо путать отмену ЗСТ с введением продовольственного эмбарго. Его российское правительство тоже вводит с 1 января 2016 года, но это не связано с нашим «приближением» к ЕС. Это своего рода ответ на санкции, которые мы ввели против России раньше.

Если на непродовольственные товары просто появятся пошлины, то все продовольствие попадает под эмбарго – его просто запретят ввозить в РФ. По мнению экономиста Александра Охрименко, запрет в первую очередь ударит по молочникам, кондитерам, овощеводам. По оценке правительства (нашего, заметим), от российского эмбарго украинские экспортеры потеряют $600 млн. В свою очередь производители химии и остатки тяжмаша славно умрут из-за высоких пошлин.

Отдельным сегментом этой «похоронной темы» является товарная блокада Крыма. 23 ноября наше правительство официально запретило перемещение грузовых потоков на административной границе между Украиной и Крымом. Это произошло после того, как крымские татары вывели из строя линии электропередач в Крыму.

Теперь к решению нашего правительства подключается:

а) торговое эмбарго Москвы;

б) пошлины в рамках смены ЗСТ на режим наибольшего благоприятствования.

В общем, Крым оказывается защищенным от аграриев Херсонской области, которые традиционно годами поставляли туда свою продукцию и кормились с этого, и всех остальных украинских производителей тремя надежными степенями защиты. Первый заслон на пути украинской еды – это наши пограничники. Второй – это российские пограничники. Третьи – татары. Ни один пирожок не пролетит! Пролетит страна в целом (наша), но, видимо, у нее карма такая.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам