Нагорный Карабах: короткая история одного неурегулированного конфликта

При описании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность и характер событий, дать им общую характеристику, исходные понятия о правовом статусе данного противостояния. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что национальная идентичность армян и азербайджанцев развивалась на разных почвах. Культурный вектор армян был сформирован армянской григорианской церковью, которая сделала армянский народ этносом, сплоченным вокруг церкви, исполняющей часто полугосударственные функции консолидации народа. Этот механизм и оградил армян от ассимиляции в условиях постоянного диаспорного существования, начиная с 4-го века. Они вынуждены были жить в чужих об¬ществах. Наличие такого психологического стержня устойчивой самоидентификации позволяло армянам довольно легко впитывать в себя этнопсихологические особен¬ности этих обществ, сохраняя собственные.

Азербайджанцы, имея постоянную географическую возможность проживать компактно, с древних времен ощущали себя неразрывной частью тюркского мира, сложившимся народом. Имея в разные периоды истории различные типы государственности, азербайджанцы осознавали свою культурную самобытность, однако никогда не занимались пестованием своей уникальной исторической судьбы.

Для того чтобы уяснить смысл армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, достаточно обратить внимание на последние два столетия в истории возникновения предпосылок, создания и развития нагорно-карабахской автономии, иначе говоря, на весь период с момента присоединения Южного Кавказа к России и до нынешних времен.

И если уж говорить о воздействии в обобщенном виде истории на современность, то именно это недавнее прошлое активно воздействует на сегодняшний день. Воистину, новое – всего лишь хорошо забытое старое. Многие ли помнят сегодня о том, что так называемый «Карабахский вопрос» – лишь часть армянского вопроса. А армянский вопрос – часть восточно¬го вопроса, который активно стоял на повестке дня в конце XIX – начале XX века. Этому вопросу посвящены труды, к сожалению, незаслуженно забытые ныне.

О частичной этнической ассимиляции григорианизированного и в значительной степени арменизированного населения горных районов Карабаха и о многих других известных истинах того времени очень много писали информированные и образованные люди еще в XIX веке. В.Л. Величко утверждал: «Исключение составляли неправильно называемые армянами жители Карабаха … и обарменившиеся лишь три-четыре века тому назад». В своей книге «Народности Кавказа», выпущенной в Петрограде в 1916 г., армянский автор Б. Ишхаян писал: «Армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются аборигенами, потомками древних албанцев…, а частью беженцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и гонений». Об этом – о частичной целенаправленной арменизации – писали такие ученые, как академик И.А. Орбели, С.Т. Еремян и др.

А Армения, помогая Российская империи закрепиться на Южном Кавказе, пользуется ее покровительством, желала захватить исконные азербайджанские земли и построить на них «Великую Армению». Еще в 1721 году, во время похода на Кавказ и завоевания прикаспийских территорий Азербайджана, в том числе и Баку, Петр I столкнулся с жестким сопротивлением местного населения и запустил в действие «армянскую карту», то есть дал указание разместить в Баку и Дербенте представителей вероломной нации. В продолжение этой политики в 1768 году Екатерина II издала указ о взятии армян под защиту империи, а в 1802 году император Александр I дал конкретные инструкции кавказскому наместнику А. Цицианову: «Во что бы то ни стало надо использовать армян для захвата азербайджанских ханств».

На этом не стоило бы так подробно останавливаться, если бы не одна деталь. Демография стала едва ли не самым главным аргументом армянской стороны в нынешнем конфликте. Между тем, демографическая ситуация с армянским населением методично конструировалась на протяжении почти двух веков.

Как в ходе русско-иранских войн 1804-1813 гг. и 1826-1828 гг. и после них, в результате пере¬селения больших масс армян из Ирана и Южного Азербайджана, расселения их на Южном Кавказе, в том числе и в Карабахе, число их с каждым годом увеличивалось. Только в ходе русско-иранской войны 1826-1828 гг. из Ирана на Южный Кавказ, в том числе в Карабах, переселилось 18 тыс. армянских семей. После победы России в этой войне, как известно, был заключен двумя воюющими державами Туркманчайский договор (1828 г.), по которому разрешалось беспрепятственное переселение армян с территории Ирана на Южный Кавказ, в том числе в Карабах. Сразу же после подписания Туркманчайского договора, Николай I своим указом от 21 марта 1828 года на территориях Иреванского и Нахчыванского ханств создает Армянскую область, в состав которой вошел город Иреван, в котором жили 7331 азербайджанец и всего 2369 армян. В то время началось массовое переселение армян из Ирана в Иреван, Карабах и Нахчыван, откуда впоследствии и изгоняли коренное население. Были разгромлены 200 азербайджанских сел, губернии Иреван и Гянджа, 75 сел в уездах Шуша, Джебраил, Зангезур. В продолжение двух лет, «с 1828 по 1830 гг., … переселили в Закавказье свы¬ше 40 тыс. персидских и турецких армян и водворили их на лучших коренных землях Елизаветпольской (ныне Гянджа, Азербайджан) и Эриванской губерний, где армянское население было ничтожно и им было отведено более 200 тыс. десятин казенных земель». Переселение армян в Закавказье, в том числе в Карабах, продолжалось и в последующие годы. «Насколько велико число переселившихся к нам за последние 13 лет армян, видно из сопоставления следующих цифр: в 1896 г. …армян, проживаю¬щих в Закавказье, около 900000 человек, а в 1908 г. их было уже 1 300000 душ обоих полов, т. е. за это время (с 1896 по 1908 г.) они увеличились не менее чем на 400000 человек».

В момент присоединения Карабахского ханства к России – 14 мая 1805 года армянское население региона составляло лишь пятую его часть. По данным «Описания Карабахской провинции», составленного в 1823 г. чиновниками императора России, «в Карабахском ханстве было 90.000 жителей, имелся один город и более 600 сел, из коих всего лишь 150 армянских. В Шуше проживало примерно 1948 семей, состоящих из азербайджанцев и 474 армян. В деревнях соответственно 12902 и 4331».

Еще 22 мая 1919 года А.И. Микоян в своем докладе В.И. Ленину сообщал: «Дашнаки – агенты армянского правительства – добиваются присоединения Карабаха к Армении, но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в Баку и связаться с Эриванью, с которой никогда и ничем не были связаны.

Армянское крестьянство на пятом съезде решило признать и примкнуть тоже к Советскому Азербайджану».

…Новое обращение армян последовало в начале 1964 года. Как писал об этом в своей книге «Кровавый омут Карабаха» Юрий Помпеев, «…и тот же А. Мико¬ян, став председателем Президиума Верховного Совета СССР, предложил Н.С. Хрущеву в начале 1964 года присоединить НКАО к Армении, учитывая успешную передачу Крыма Украине десять лет назад. Н.С. Хрущев, по достоверным сведениям, не без раздражения сказал: «Я готов предоставить 12 тысяч военных грузовиков для переселения армян НКАО в Армению в течение одних суток». Далее автор отмечал: «Горбачев к подобному ответу не был готов, и, надо полагать, манипулирование национализмом, великой человеческой слабостью, входило в план не только Збигнева Бжезинского».

…Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт вошел в историю как один из самых кровавых и трагических конфликтов XX века. Начавшийся в 1987 году, он отразился на судьбах миллионов людей. Противостояние сохраняется и сегодня, поскольку армянская сторона не желает идти ни на какие компромиссы, нагло игнорируя мнение мировой общественности. Сам конфликт начался задолго до его открытого развертывания, он уходит корнями еще во времена существования Советского Союза и связан с многолетней деятельностью определенной части армянской общественности. Армянская сторона годами наращивала конфликтную ситуацию, преследуя цель присоединения НКАО Азербайджанской ССР. Длившаяся годами скрытая агрессивная политика армян вышла на поверхность осенью 1987 года, когда на митингах в Ереване были выдвинуты публичные требования передачи Нагорного Карабаха Армении. В ноябре того же года начинается выдворение азербайджанцев, проживающих на территории Армении. К концу января в Кафанском районе Армении не осталось ни одного азербайджанца. Такой же участи подверглись и азербайджанцы, живущие в других районах. В 1988-1990 годах прошла волна вытеснения азербайджанского населения с армянских территорий. Так протекала предвоенная стадия конфликта.

Далее, 1 декабря 1989 года, Верховный Совет Армянской ССР принял ряд последующих событий: выбор депутатов Верховного Совета Армянской ССР от Нагорно-Карабахской автономной области, победа в 1990 году в парламентских выборах армянского общенационального движения, и в результате приход к власти сепаратистов привел к агрессивным действиям со стороны армян под лозунгами «воссоединения» и «права нации на самоопределение». Решение о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха вызвало накал в отношениях между армянским и азербайджанским народом. Фактически это обозначало расширение зоны конфликта и его усугубление. После известных январских событий в Баку авторитет Кремля и непосредственно президента Горбачева упал. Тогда же, 21 января, в Москве прозвучала обличительная речь Гейдара Алиева, обвинившего кремлевскую власть в кровавой трагедии. Усугубляла ситуацию в нагорно-карабахском конфликте неадекватность политики тогдашнего руководства Азербайджанской ССР, построенной на классовом интернационализме в большом имперском пространстве. Тогдашние руководители Азербайджана запаздывали с переходом к новой политике построения государства, совершали многочисленные политические промахи. В результате агрессии Армении захвачено семь азербайджанских районов: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангиланский, Агдамский и Физулинский. Около миллиона человек стали беженцами и вынужденными переселенцами.

И только возвращение во власть Гейдара Алиева 15 июня 1993 года открыло новую страницу в Нагорно-Карабахском конфликте. В 1993 году Гейдар Алиев создал новую азербайджанскую государственность. С тех пор нагорно-карабахская проблема стала рассматриваться в реальном ее свете: Азербайджан должен сохранить свою целостность и ни на шаг не отступит от этой позиции. То есть в вопросе территориальной целостности Азербайджана не может и не должно быть никаких других решений.

Совет Безопасности ООН в 1993 году принял четыре резолюции (822, 853, 874 и 884) относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этих резолюциях была подтверждена территориальная целостность Азербайджанской Республики и принята формулировка: «Нагорно-Карабахский регион Азербайджанской Республики». Но, к сожалению, эти резолюции были полностью проигнорированы армянской стороной. Более того, при подписании в 1995 году главами государств СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности Армения отказалась признать 7-й и 8-й пункты документа, в которых говорилось, что «…государства-участники… на своих территориях… будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…».

За последние годы в результате целеустремленных действий азербайджанской дипломатии в различных международных организациях ей удалось добиться принятия ряда документов, разоблачающих агрессивную политику Армении в отношении Азербайджана. Так, на Парламентской Ассамблее Совета Европы 25 января 2005 года была принята резолюция 1416 «Конфликт в нагорно-карабахском регионе, решением которого занимается Минская группы ОБСЕ» (Россия, США и Франция).
В документе особо подчеркивается, что «оккупация иностранной территории страной-членом является грубым нарушением обязательств этой же страны перед Советом Европы». Причем в документе указано, что если не удастся добиться урегулирования конфликта посредническими усилиями Минской группы ОБСЕ, то «стороны должны использовать международный суд ООН».
Странам-членам Совета Европы было рекомендовано воздержаться от поставок вооружений в регион конфликта, предпринять усилия для создания мер доверия между Арменией и Азербайджаном, создания атмосферы взаимопонимания и толерантности.
В целом ПАСЕ обвинила Армению в оккупации азербайджанских земель и в фактической аннексии части территории независимого государства – члена Совета Европы, что само по себе, как было отмечено в принятом документе, является грубым нарушением обязательств официального Еревана перед этой организацией.
Таким образом, несмотря на все старания армянской стороны, азербайджанской дипломатии удалось добиться принятия этого важного Документа Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в котором фактически Армения признавалась европейским сообществом страной-агрессором.
При разрешении конфликтов между государством и его составными частями органы конституционного правосудия призваны обеспечить, с одной стороны, соблюдение конституционных гарантий правового статуса субъекта, с другой – защитить целостность и единство государства. Иными словами, Конституционный Суд играет роль поддержания установленного основным законом баланса между государством и его составными частями, а также закрепления децентрализации.
При разрешении подобных вопросов, на наш взгляд, в конституционном производстве должно быть обеспечено участие представителей автономии, которые могли бы отстаивать права и законные интересы автономий.

Диапазон решения вопроса национальных меньшинств велик – от культурной автономии до федеративного или конфедеративного устройства общего государства.
Что касается Азербайджана – Нагорного Карабаха. ситуация трагически проста. Был вооруженный конфликт, который повлек более 30 тысячи погибших с той и другой стороны. Конфликтная ситуация сохраняется. Необходимо выйти из этого состояния. Как найти решение? Но путь-то намечен международным сообществом, в частности, Лиссабонская декларация указала, что необходимо уважать территориальную целостность государства Азербайджана, предоставить значительную автономию Нагорному Карабаху и соответствующие международные гарантии. Но до сих пор стороны не смогли это конкретизировать и воплотить в жизнь…
В то же время следует учитывать и тот немаловажный фактор, что этот документ не имел обязательного характера и не предполагал применение санкций против Армении в случае его невыполнения.
В целом же, используя этот документ, азербайджанская дипломатия получила еще одну возможность, уже в рамках Пражского процесса, более успешно выступать на международной арене, защищая территориальную целостность страны. Однако следует отметить, что и в начале XXI века, когда все более обостряется геополитическая борьба конкурирующих мировых и региональных держав на Южном Кавказе, все еще актуальными продолжают оставаться мысли великих политических и военных деятелей позапрошлого века – Наполеона Бонапарта о том, что «большие батальоны всегда правы» и Отто Бисмарка – «граница государства – это его армия».
После всех этих фактов я выдвигаю к осмыслению несколько идей. Первая из них: кто есть объективный инициатор этого конфликта? Следует осознать, что Армения – это не то государство, которое противостоит Азербайджану в армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте. В действительности Армения – это всего лишь инструмент в чужих руках.
Второй мой «намёк к размышлениям» состоит в постановке вопроса: каковы объективные роли так называемых «посредников» в разрешении этого конфликта? Я считаю, что посредники, которые представляют Россию, США и Францию, не имеют никакой позитивной связи с политическими руководствами этих стран и просто занимаются самодеятельностью, видимо, осознавая бесперспективность урегулирования конфликта именно в нынешних условиях.
Третий мой риторический акцент и вопрос таков: будет ли урегулирован армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт из-за территориальной принадлежности Нагорного Карабаха в случае «успешного» превращения закавказского региона в «форпост России в борьбе с мировым терроризмом»? Думаю, нет. Сама по себе эта затея бесперспективна. Вдумаемся в суть гипотетической ситуации: если будет начата антитеррористическая операция по «освобождению оккупированных территорий Азербайджана», то и для «создателей» этого форпоста возникнет угроза потери рычагов влияния на него, иначе говоря, возникнет опасность простой сдачи его победившей стороне. Кроме того, нет никакой гарантии, что нынешние «руководители» этого форпоста не начнут сдавать своих объективных «заказчиков», поведав всему миру о том, кем и при каких условиях инициировался, разжигался и поддерживался «в тлеющем состоянии» армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт и кто такие сами по себе есть местные карабахские сепаратисты.
Политическая философия современного Азербайджана такова, что государство, в котором разные народности не объединены в политическую нацию общим национальным интересом, если и может существовать, то только в кризисном состоянии. Такова и философия Азербайджанского государства применительно к нагорно-карабахскому конфликту.

Каково же будущее нагорно-карабахского конфликта? Президент Азербайджана Ильхам Алиев оценивает его по одному нравственному критерию: «Дипломатические успехи, конечно, радуют нас… Но если наши земли все еще находятся под оккупацией, значит все эти результаты не имеют принципиального значения. Они будут иметь значение тогда, когда азербайджанские земли будут освобождены от оккупационных сил, а наши соотечественники вернутся к родным очагам». Самым большим компромиссом Ильхам Алиев считает приверженность Азербайджана мирным переговорам. Азербайджан надеется на то, что, используя все политические, экономические, дипломатические и региональные факторы, все же удастся восстановить историческую справедливость и вернуть оккупированные территории.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам