Сорок лет для Караджича

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) огласил в четверг приговор бывшему лидеру боснийских сербов 70-летнему Радовану Караджичу. Суд признал его виновным в кровопролитной осаде Сараево и организации геноцида в поселке Сребреница в 1995 году. За эти преступления политик приговорен к 40-летнему заключению. Сам Караджич считает, что нет никаких четких доказательств, напрямую указывающих на его вину по какому-либо из обвинений, сообщил его адвокат Горан Петрониевич.

Радован Караджич – нейропсихиатр из Боснии и Герцеговины, который позднее стал заниматься политикой. С начала 90-х Радован стал выступать за объединение сербов в разных районах бывшей Югославии в рамках единого государства, а позже стал основателем Сербской демократической партии (СДП) в Боснии, провозгласившей себя представительницей сербской общины и заявившей об отказе признать любые односторонние действия двух других этнических общин в этом регионе. Когда в 1991 году распад Югославии стал реальным фактом, Караджич предупредил, что в случае объявления Боснией и Герцеговиной независимости боснийские сербы будут добиваться объединения с Сербией.

12 октября 1991 года парламент Боснии и Герцеговины без ведома сербских депутатов принял «Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины» простым большинством голосов. Сербы и хорваты в Боснии определялись в документе как национальные меньшинства. Это дало импульс автономизации сербских областей. Была созвана Скупщина боснийских сербов и проведен плебисцит, на котором 9 ноября 1991 года сербы высказались за объединение с Сербской Краиной, Сербией и Черногорией, то есть за создание обновленного югославского государства. Руководство Боснии назвало сербский плебисцит незаконным и настаивало на независимой и унитарной стране. Однако тогда же о создании своего государственного образования — Герцег-Босны — заявили боснийские хорваты, что усугубило процесс территориального размежевания в республике.

Как следствие развития внутриполитической ситуации на данном этапе, 7 апреля 1992 года боснийские сербы провозгласили создание Сербской республики Боснии-Герцеговины, более известной как Республика Сербская. Ее первым президентом стал Радован Караджич.

Все это привело к кровопролитной гражданской войне в Боснии с участием трех сторон: сербов, хорватов и мусульман-боснийцев. Стороны периодически заключали союзы друг против друга вплоть до завершения боевых действий в 1995 году. По оценкам международных экспертов, жертвами конфликта стали по меньшей мере 100 тысяч человек. После войны Гаагский трибунал выдвинул обвинение против Караджича, а тот в интервью газете Times заявил, что никогда не поедет туда по собственной инициативе, так как не доверяет этому суду. После этого политик скрылся на долгие годы.

Караджич был объявлен в розыск по линии Интерпола, а США назначили награду в 5 млн. долларов тому, кто окажет помощь в его поимке.

Более десяти лет бывшему политику удавалось скрываться от МТБЮ. В итоге бывшего врача задержали в Белграде 24 июля 2008 года: политик пользовался фиктивным паспортом на имя Драгана Давида Дабича. Спустя девять дней его перевезли в тюрьму МТБЮ, а спустя год ему было официально предъявлено обвинение. Караджич отказался признать себя виновным. Всего процесс над ним продолжался порядка 497 дней. В ходе процесса были допрошены 337 свидетелей обвинения и 248 свидетелей защиты.

Изначально суд назначил Караджичу британского адвоката Ричарда Харви, однако серб отказался от его услуг и настаивал на том, чтобы Гаагский трибунал разрешил ему самостоятельно осуществлять свою защиту. В итоге суд пошел навстречу политику.

Одним из самых резонансных эпизодов военного конфликта в БиГ стал осада силами боснийских сербов Сараево, активная фаза которой пришлась на период с 1992 по 1995 годы. Судья сообщил, что Караджич поддерживал и одобрял снайперский и артиллерийский обстрел города армией боснийских сербов, чтобы силой вынудить руководство боснийских мусульман и международное сообщество выполнять его политические требования. Говоря о политической и военной верхушке боснийских сербов, О-Гон Квон отметил, что многочисленные жертвы среди мирного населения Сараево стали результатом плана по усилению террора, который поддержал и Караджич.

"Тысячи снарядов упали на город во время войны и на гражданские объекты, рынки и больницы, где собирались и ходили гражданские лица… Результатом стали тысячи убитых и раненых", – подчеркнул судья.

Судья О-Гон Квон отдельно остановился на личном отношении Караджича к Сараево, как к родному городу. По мнению суда, это еще больше вынуждало его пытаться взять боснийскую столицу и выдавливать оттуда несербское население.

Суд выделил полную осведомленность лидера боснийских сербов о всем, что происходило во время осады Сараево, а также зависимость действий военного командования боснийских сербов, в частности Сараевско-Романийского корпуса, от политического руководства Республики Сербской, которое возглавлял Караджич. В связи с этим он признан виновным в "убийствах, нападениях на гражданских лиц и терроре".

Авиаудары сил НАТО по позициям боснийских сербов в начале 1995 года привели к форме противодействия, которая особенно возмутила МТБЮ, учрежденный ООН. Именно Караджичу суд приписал ключевую роль в захвате сотрудников ООН в БиГ с конца мая 1995 года и удерживании их в качестве "живого щита" на стратегических объектах.

"Суд пришел к заключению, что существовало совместное преступное действие, целью которого было взятие и удержание сотрудников ООН в качестве заложников, чтобы НАТО был вынужден воздерживаться от авиаударов по целям боснийских сербов. В преступное деяние было включено несколько лиц, среди них обвиняемый", – заявил южнокорейский судья.

При этом О-Гон Квон обратил внимание на то, что именно Караджич после взятия заложников вел переговоры от имени боснийских сербов и предупреждал НАТО о возможных "катастрофических последствиях" авиаударов. Суд обнаружил в его действиях не только "намерения остановить" налеты авиации НАТО, но и индивидуальную ответственность за взятие заложников и угрозы их жизни в рамках "совместного преступного деяния". По данному пункту Караджич признан виновным за "нарушение правил и обычаев ведения войны".

Участие в совместном преступном деянии "геноцид в Сребренице" оказалось самым тяжелым подтвержденным судом обвинением в отношении бывшего лидера боснийский сербов. До сих пор в регионе нет единой точки зрения о числе расстрелянных силами боснийских сербов мусульманских мужчин и юношей в июле 1995 года в окрестностях Сребреницы. Южнокорейский председательствующий назвал цифру погибших по версии суда МТБЮ. "Не менее 5115 боснийских мужчин-мусульман убито в событиях в и вокруг Сребреницы", – заявил О-Гон Квон.

Операцией по взятию Сребреницы и дальнейшими действиями подразделений армии РС в городе руководил генерал Ратко Младич, арестованный и выданный МТБЮ Белградом в 2011 году. Мера ответственности Караджича, по словам южнокорейского судьи, определяется степенью его информированности и одобрения действий военных. Обвинению удалось найти свидетельства того, что он в июне 1995 года одобрил решение занять город силой.

После взятия Сребреницы подразделениями боснийских сербов 12 июля 1995 года Караджич поддерживал связь с командирами на местах по телефону, причем, как отметил судья, использовал шифр. Захваченных в городе мужчин и юношей они, по данным обвинения, называли "товаром", который необходимо было "разместить на складе". Прямых доказательств того, что президент РС отдал приказ о массовых расстрелах, суд не нашел.

Отправка мусульманских женщин, детей и стариков автобусами из города и содержание мужчин и юношей под стражей, а затем их расстрел на нескольких участках были признаны судом совместным преступным деянием – геноцидом. Число убитых и вывезенных из города мусульман по версии суда таково, что было "равнозначно их полному устранению из Сребреницы". Караджич признан виновным в геноциде тем, что не препятствовал массовым расстрелам.

Сам Караджич считает, что нет никаких четких доказательств, напрямую указывающих на его вину по какому-либо из обвинений, сообщил его адвокат Горан Петрониевич. "После того, как услышал приговор, он сказал, что вердикт полностью основан на импровизациях, спекуляциях. Нет никаких четких доказательств, которые напрямую указывают на его вину по какому-либо из обвинений. Сказал, что это полная глупость", – отметил Петрониевич.

Во время вынесения вердикта адвокат находился в зале суда. По словам юриста, он и его подзащитный считают, что вердикт был вынесен под политическим давлением. "Караджич в порядке и полностью уравновешен. Он и вчера говорил о том, что если решение будет приниматься под давлением из НАТО и Евросоюза из необходимости оправдать свою войну, то мы можем ожидать все, что угодно", – подчеркнул Петрониевич.

После вынесения приговора на видеокадрах из зала суда было видно, что Караджич стал говорить что-то своим помощникам. Отвечая на вопрос, что именно говорил в тот момент Караджич, Петрониевич сказал, что речь шла об оценке вердикта. "По его мнению, сторона защиты представила "намного более качественные доказательства, но по неизвестным причинам суд не стал их обсуждать", – добавил адвокат.

Источник: BBC
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам