Самоедство по-украински: янтарь, орехи и лом

Не успели мы написать о «Великой ореховой республике Украине», как история получила свое продолжение. В некоторых изданиях появились углубленные расследования на тему, из которых следует, что «ореховая мафия» под вывеской «бойцов АТО» за год зарабатывает до 3 млрд. грн., утаивая от государства половину доходов. Судя по темпам, с которыми раскручивается эта тема, можно предположить, что орехи стали очередным полем стратегической битвы теневых экспортеров после металлолома и янтаря. Хотелось бы, конечно, чтобы драка шла за украинские самолеты, ракеты или высокие технологии, но они, похоже, никому не нужны…

Экспортная катастрофа, наметившаяся в последние два года «свободной торговли с ЕС», достигла своего апогея в январе 2016-го. По итогу первого месяца текущего года Украина продала товаров на $2,04 млрд., что на треть меньше, чем в январе предыдущего года.

Кто-то скажет, что январь – месяц праздничный и не показательный. Если сравнивать его с декабрем или ноябрем, возможно. Но мы-то считаем корректно – январь к январю. Так вот темпы падения в январе 2015-го тоже были на треть выше, чем в январе 2014-го. Таким образом, имеем уже падение почти в геометрической прогрессии: «два по тридцать».

Но вопрос даже не в том, сколько мы продаем, а что именно. Судя по всему, самым высокотехнологическим продуктом нашего экспорта скоро останется подсолнечное масло. Его хотя бы перерабатывают. Остальное – это самое «кондовое» сырье. Натурпродукт в чистом виде, которого не касалась рука переработчика.

Первое место в продажах на внешний рынок за январь-февраль 2016 года занимала кукуруза. Ее доля составила 13% от общего объема экспорта. Экспорт пшеницы составил только 4,4% (пшеница у нас не лучшего качества), железной руды 4,5%, экспорта полуфабрикатов из стали – 6,3%.

Кто-то скажет, что полуфабрикат – это уже хоть какой-то намек на переработку. Не всегда. Увы, нередко в эту классификацию «втирается» еще один базовый украинский товар эпохи АТО – металлолом.

Искусство сбора металлолома украинцы освоили уже давно. Спиливать кладбищенские оградки и воровать канализационные люки не переставали даже в сытые времена экономического роста. Но тогда все шло на внутренний рынок, удовлетворяя растущие потребности отечественной металлургии – локомотива экономического роста начала 2000-х

Искусство сбора металлолома украинцы освоили уже давно. Спиливать кладбищенские оградки и воровать канализационные люки не переставали даже в сытые времена экономического роста. Но тогда все шло на внутренний рынок, удовлетворяя растущие потребности отечественной металлургии – локомотива экономического роста начала 2000-х. Об экспорте металлолома и не мечтали – на его пути были поставлены мощные налоговые барьеры (вывозные пошлины, квоты и проч.).

Но в 2014-м Министерство экономического развития и торговли вдруг резко увеличило допустимую норму экспорта металлолома до 1 млн. тонн (против 0,3-0,4 млн. тонн в 2012-2013 годах). В 2015-м экспортный порог был поднят еще до 1,25 млн. тонн.

Пардон за цинизм, но в условиях активной фазы АТО и естественного расширения рынка металлолома такой либерализм, может, и был оправдан. Но… после «Минска-2» фаза активных сражений завершилась, и объем экспортного сырья резко уменьшился. К тому же все, что можно было распилить и вывезти в промсекторе, уже распилили и вывезли.

Но аппетиты остались. В итоге Федерация металлургов Украины (ФМУ) сцепилась в «смертельной» лоббистской схватке с Украинской ассоциацией экспортеров металлолома (УАЭМ).

Первые доказывали, что из-за ухода лома за рубеж украинские перерабатывающие предприятия испытывают острую нехватку сырья, а некоторые останавливаются. По их подсчетам, из-за рекордного количества экспорта лома в прошлом году (самого большого за последние лет десять) возник дефицит в 850 тысяч тонн (около 25% от общих потребностей). Метпредприятия заявляют о намерении увеличить в 2016 году выплавку стали до 29,65 млн. тонн

В свою очередь Украинская ассоциация экспортеров металлолома утверждает, что это неправда и что выплавка прогнозируется на уровне 23-23,5 млн. тонн, а не 29,65 млн. тонн. Поэтому заявленного дефицита лома нет. Точнее, нет в названных огромных количествах.

Более того, парируют «металлоломщики», в Украине нет и необходимых мощностей, чтобы переработать 4 млн. тонн вторсырья. Поэтому их претензия на экспорт в 2 млн. тонн совсем не фантастическая, а то, что ее урезали почти вдвое, – это компромисс с металлургами, требующими вообще ничего не вывозить, а все продавать им.

В конце концов, высокие ругающиеся стороны раскрыли карты: оказывается, лом хотят продавать все – и официальные экспортеры, и меткомбинаты, скупающие его якобы для себя под переплавку. Последних поймали на подаче экспортных заявок через родственные фирмы.

Новость, скажу вам, печальная во всех отношениях. Если меткомбинаты уже браконьерничают на рынке лома, значит, заработать на экспорте металла у них уже нет сил. Неблагоприятная мировая конъюнктура, низкие цены, высокая конкуренция и валютные «клещи» Нацбанка плавно превращают сталеваров в мусорщиков. А мусорщиков в экспортеров.

Орехи, кстати, собирает население, бюрократические структуры наживаются на выдаче справок, сертификатов, разрешений и т. п. Правоохранительные органы – на выявлении коррупции и на помощи в уничтожении конкурентов посредством уголовных дел. Но народ это не останавливает

Распилив себя на части, страна не останавливается на этом, а копает вглубь. Любимая тема журналистских расследований последних полутора лет – нелегальная добыча янтаря.

Янтарные клондайки эффектно смотрятся в телевизионной картинке. Размытая помпами земля, марсианские пейзажи, «метастазы варварства расползаются по украинскому Полесью – так выглядит теневая янтарная империя» (это цитата). Мафия делит янтарные потоки. Депутаты крышуют мафию. Силовики кормятся с депутатов. Мимо казны уплывают миллионы, если не миллиарды долларов. Попытки остановить массовое копание в грязи проводят к силовому противостоянию старателей и армии (милиции, СБУ, Нацгвардии, короче говоря, всех, кого пришлют).

В общем, тема яркая и вечная. Во всяком случае, до тех пор, пока «земля украинская будет плодоносить желтым камнем» (снова цитата). И опять не могу удержаться от огорчительного вывода: борьба за камушки – это не просто деградация, это уже туземщина какая-то. Я понимаю, за предприятия, торговые центры, технологии будущего. Но янтарь?! Примитивизм крепчает.

От янтарной артельщины прямой путь к первобытному собирательству плодов и ягод. К тому, чем занимается еще одна великая украинская мафия – ореховая. В последнее время о ней пишут не меньше, чем о янтарной. Выяснилось, например, что самыми крупными экспортерами в 2015 году стали фирмы, созданные за два месяца до конца года, под общим названием ООО "ТРЦ воинов АТО-1" (2 и 3). По подсчетам журналистов, крупнейшие экспортеры вывезли за год орехов из Украины в объеме 13,6 тыс. тонн – больше половины от всего объема. Фактурная стоимость орехов, вывезенных этими компаниями, составила 1,4 млрд. грн. Всего на этом бизнесе было «поднято» 3 млрд. грн. Половина этой суммы проплыла мимо налоговой кассы.

Орехи, кстати, собирает население, бюрократические структуры наживаются на выдаче справок, сертификатов, разрешений и т. п. Правоохранительные органы – на выявлении коррупции и на помощи в уничтожении конкурентов посредством уголовных дел. Но народ это не останавливает. На форумах экспортеров можно почитать советы новичкам, кому и сколько платить.

Один такой прошлогодний диалог в сети случайно попался мне на глаза:

«Хочу экспортировать грецкий орех в Турцию. Как это сделать правильно, законно и подешевле?

Февраль 02, 2015, 11:13

Это очень коррупционная тема! Вам нужно иметь все подтверждающие документы на покупку ореха (т.к. в основном все покупается у населения), затем с этими документами сделать сертификат происхождения в ТПП (где тоже будут палки в колеса ставить, так как боятся СБУ). После это сделать фитосанитарный сертификат. Затем вопрос в таможенном оформлении. Тут тоже ступор: начнутся досмотры с отбором образцов и отправкой в ЦМУЛДЕР на яды. Еще есть нюанс: какой-то "деятель" (скорее всего в связке с СБУ и таможней) зарегистрировал полезную модель упаковки (картонная коробка с вакуумной упаковкой в целлофане – это все есть на сайте Службы интеллектуальной собственности). По моей информации, требовали по 6000 грн. с тонны(!!!) за разрешение правообладателем на вывоз. В общем, если Вы готовы к серьезной битве, готовитесь основательно, так как тема ранее была подконтрольна кому-то в верхах (АП или ВРУ) и сейчас также, как говорится, поменялась только ж…па, а унитаз остался!».

P.S. Последняя фраза, думаю, комментариев не требует. С ней трудно не согласиться. Насчет унитаза и смены ж…пы. Причем это относится не только к орехам, янтарю и металлолому, а ко всей ситуации в стране в целом. Самоеды мы, однако…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам