ДОХлый номер в Дохе

Две новости – приятную и печальную – принесли воскресные переговоры в Дохе. Столь многообещающая встреча членов ОПЕК и стран-производителей нефти, не входящих в организацию, завершилась без соглашения о заморозке добычи. Следовательно, цены на нефть расти не будут. Патриоты могут ликовать: так русским и надо! Впрочем, есть небольшое огорчение в стиле анекдота «А нас за шо?». Дешевая нефть обвалила мировые цены на сырье, в том числе сельскохозяйственное. А поскольку мы ничего не продаем, кроме зерна, руды и металла, это нас очень сильно касается.

Начнем с нефти. На предыдущей встрече в Дохе 16 февраля Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла якобы предварительно договорились, что для поддержки мировых цен на нефть они сохранят добычу 2016 года на уровне января, но при условии, если другие производители присоединятся к инициативе.

Для закрепления этого соглашения власти Катара пригласили всех членов ОПЕК и основных производителей, не входящих в картель, на переговоры 17 апреля. На обсуждение был вынесен проект соглашения, который предусматривал заморозку добычи примерно на полгода.

Иран, с которого лишь недавно сняли многолетние санкции, заморозить добычу отказался. Он уже распланировал на 10 лет вперед, как потратит нефтяные деньги. Поэтому заявил, что со своей стороны заморозит добычу лишь после выхода на объем в 4 млн. баррелей в сутки. Что не стало ни для кого неожиданностью.

Относительным сюрпризом можно назвать лишь то, что Саудовская Аравия, находящаяся с Ираном в жестком идейном конфликте, сыграла на его стороне, поставив крест на попытках договориться. Вопреки своей февральской позиции, Саудовская Аравия не стала агитировать за сохранение баланса цен на «черное золото», а выставила требование пересмотреть проект соглашения. Из-за чего переговоры начались с 6-часовым опозданием. И закончились ничем. Следующая встреча государств ОПЕК может пройти в России в октябре.

Общеизвестно, что сланцевая добыча банально умирает при цене нефти ниже $50 за баррель. Поэтому с экономической точки зрения в мире практически нет стран, которым очень дешевая нефть пошла бы на пользу. И если лидеры добычи не могут договориться официально, они начинают регулировать цены негласно

Впрочем, тех, кто ждет краха российской экономики от переговорной неудачи в Дохе, может постичь глубокое разочарование. Россия, безусловно, хотела бы нефть по $100 за баррель, но, как и все остальные, понимает, что этого уже не будет и главная задача – не допустить нефть по $25 за баррель.

Напомню, что в январе стоимость барреля нефти марки Urals спускались до $27,34, а спотовые котировки нефти Brent – до $29,07. И «Сбербанк» готовился к нефти по $25 за баррель, а Morgan Stanley предсказывали падение до $20-25.

Но за последние два месяца фьючерсные контракты на нефть марки Brent подорожали на 30% и колеблются между $35 и $43 за баррель, российская нефть Urals отыграла даже больше в процентах, но, учитывая, что она ниже по стоимости, ее цена ближе к $37 за баррель. И это уже неплохо.

Хотя даже «среднеоптимистический» вариант базовой цены нефти Brent в $45 не сулит российскому бюджету легкой жизни, ибо в его нынешний вариант заложена цена нефти Urals по $50 за баррель (это $53,5-54 за Brent).

Но низкие цены на нефть приносят дискомфорт не только русским. Любимая тема американских СМИ – это аукционы подержанной техники, которые проводят разорившиеся энергокомпании. Недавно один из крупных в недавнем прошлом добытчиков сланцевого газа Eagle Ford распродавал почти новенькие «самоходные буровые установки» по $60 тыс., тогда как новая стоит $400 тыс.

Общеизвестно, что сланцевая добыча банально умирает при цене нефти ниже $50 за баррель. Поэтому с экономической точки зрения в мире практически нет стран, которым очень дешевая нефть пошла бы на пользу. И если лидеры добычи не могут договориться официально, они начинают регулировать цены негласно.

В чем секрет, что нефть поднялась с январского минимума на нынешний весенний уровень? Ирак с января снизил объемы добычи примерно на 200 тыс. баррелей в день из-за перебоев в работе трубопровода, который идет из курдских районов в Турцию. Саботаж на трубопроводе в Нигерии привел к сокращению объема добычи почти в три раза. В компании ConocoPhillips заявили о запланированном «масштабном» профилактическом ремонте на месторождениях Ekofisk и J-Area в Норвегии.

Это может аукнуться Украине настоящим аграрным крахом: ходят слухи, что в новом сезоне Китай собирается резко сократить импорт кукурузы. Нашей кукурузы. Якобы за последние годы он скопил 250 млн. тонн. И больше ему не нужно. Эта печаль может перекрыть все патриотические радости от «ДОХлого номера в Дохе»

Вот так, потихоньку, то ли благодаря совпадениям, то ли создавая эти самые совпадения, но цены на нефть удалось немного приподнять по сравнению с пессимистическими прогнозами.

Украины это не коснулось, ибо мы живем по своему графику повышения-понижения цен, связанному не с мировыми котировками, а с постоянно растущими акцизами и динамикой спроса. Зимой спрос был низкий – цены держались только благодаря монопольному сговору. Пришла весна, начались полевые работы и массовое передвижение граждан – цены повысились. Но не сильно, благодаря… росту теневого сегмента топлива, которое торгуется без налогов.

Борьба с контрабандой опять-таки пошла на пользу народу. Как написал недавно в своей колонке директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн, «нам поступают сигналы, что на юге проходят танкерные партии безналогового дизельного топлива и бензина. Это может дестабилизировать ситуацию и не дать легальным поставщикам повысить цены. Поэтому вероятность повышения есть, но я бы ее оценил 50/50…».

Безналоговые танкеры – это то, что спасет маленького украинца от гримас мировой экономики. Но не совсем. Потому что, как мы сказали выше, дешевая нефть делает также дешевыми и наши экспортные товары.

Например, в своем первом ценовом прогнозе на 2016 год американское консультационное агентство AgResource спрогнозировало, что декабрьский фьючерс кукурузы на Чикагской товарной бирже упадет на 25% до $2,80 за бушель. Цена на контракт может стать самой низкой с октября 2006 года.

Опять же большие урожаи в Южной Америке структурно изменят мировой рынок: кукуруза и пшеница могут упасть до 10-летнего минимума. Июльский фьючерс пшеницы, как ожидают, упадет почти на 14% до $4,00 за бушель, самый низкий уровень с сентября 2006 года, в то время как ноябрьский фьючерс сои может упасть на 17% до $7,60 за бушель, самый низкий уровень с мая 2007 года. Что же касается кукурузы, которой в США и в Аргентине в этом году будет рекордное производство, она упадет до $2,80 за бушель.

А еще дешевая нефть свела к минимуму спрос на рапс. Спасло только очередное падение уровня жизни индийских масс. Снижение экспортных отгрузок рапса из Украины произошло наряду с ростом экспорта продуктов его переработки – рапсового масла и шрота. Бедным индусам уже и подсолнечное масло не по карману, они переходят на еще более дешевое – рапсовое.

А самое большое огорчение заключается в том, что низкие цены на нефть ударили по доходам Китая, перенесшего тяжелый биржевой крах в прошлом году. Поэтому он сокращает социальные программы вроде питания детей в школах и проч.

Это может аукнуться Украине настоящим аграрным крахом: ходят слухи, что в новом сезоне Китай собирается резко сократить импорт кукурузы. Нашей кукурузы. Якобы за последние годы он скопил 250 млн. тонн. И больше ему не нужно. Эта печаль может перекрыть все патриотические радости от «ДОХлого номера в Дохе».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам