Почему русские не едут на ОПЕК?

Сегодня в Алжире в рамках Международного энергетического форума пройдет неформальная встреча ОПЕК. Уже известно, что России там не будет, и эту новость наши СМИ подали как «РФ не пригласили». Дурашки! Русским меньше всего сейчас нужно влезать в противоречия шиитского Ирана и суннитской Саудовской Аравии. А именно это неофициальная фишка переговоров. Восток – дело тонкое. И нефть в данном случае лишь часть глобальных религиозных противоречий.

Министр энергетики России Александр Новак не так давно прокомментировал неформальную встречу ОПЕК в Алжире, сказав, что, если запланированные договоренности будут сорваны, это событие не станет критичным для России. Наши «иксперды», разумеется, в один голос запели, что это хорошая мина при плохой игре и Москву просто «бортанули». Хотя на самом деле здесь идет совершенная иная игра.

Напомним, что в конце августа ОПЕК ограничила добычу нефти до трехмесячного минимума. Общий уровень добычи нефти стран, входящих в ОПЕК, упал на 200 тыс. баррелей в день, то есть до 33 млн. баррелей. Это самый низкий показатель за последние три месяца нынешнего года. Снижение происходит за счет Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Катара. Россия заморозку добычи нефти поддержала.

Тут будет уместно вспомнить, что 5 сентября на саммите G20 в Ханчжоу Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о стабилизации рынка нефти. Подписи тогда поставили министр энергетики России Александр Новак и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих.

Не могу удержаться от самоцитирования. Не так давно мы одними из первых в Украине перепечатали мнение аналитиков американского журнала The Fiscal Times и арабской газеты NoonPost, что Саудовская Аравия вместе с американцами играла на стороне противников Асада и умышленно удерживала нефтяные цены на максимально низком уровне, чтобы обрушить экономику России. Расчет, как мы уже писали, был таков: Россия – колосс на нефтяных ногах – завалится (тем более в условиях санкций) и помочь Сирии не сможет.

Но вышло все как в пословице «не рой яму другому…»: по подсчетам МВФ, из-за низких цен на нефть страны Ближнего Востока только в 2015 году потеряли совокупно $360 млрд. Считается, что треть потерь приходится на Саудовскую Аравию.

За неполный прошлый год валютные резервы СА сократились на $73 млрд., из зарубежных инвестиционных фондов были отозваны еще активы на $70 млрд. Резервов пока хватает с головой – $654,5 млрд. Но, учитывая, что страна практически ничего не производит, кроме нефти, а жить привыкла на широкую ногу, роскошествовать ей осталось лет 7-8. Ибо дефицит ее бюджета в прошлом году достигал 21,6% ВВП (более $151 млрд.), в 2016 году ожидается на уровне 19,4% ВВП.

Саудовская Аравия впервые за 25 лет взяла деньги в долг за границей. На рынке капитала страна заняла $10 млрд. сроком на 5 лет. Кредиторы происходят из США, Европы и Японии. Среди них JP Morgan, HSBC и Bank of Tokyo-Mitsubishi. Нефтяные собратья по несчастью Катар и Оман также в этом году заняли миллиарды долларов.

Финансовые проблемы Саудовской Аравии совпали с выборами в США и усилением позиций Асада (как военных, так и политических, естественно, при помощи России). Видимо, шейхи махнули рукой на игры в тандеме с Западом и резко сменили позицию по заморозке добычи нефти. Если раньше они категорически отказывалась поддерживать ограничение добычи, то в последний момент сами же это инициировали. А заодно «поручкались» с Россией.

Но у Саудовской Аравии есть свой «гвоздь в мозгу», непонятный западному обывателю. Это то самое препятствие, которое не дает ему возможности договориться с Ираном, а, следовательно, мешает ОПЕК принять консолидированную позицию по уровню нефтедобычи в мире.

Так и в Алжире: министр нефти Ирана Бижан Зангане заявил, что присоединился к встрече стран-производителей нефти в Алжире лишь с целью обменяться мнениями по поводу заморозки уровня добычи или ее снижения, а не для поддержки подобного соглашения. В чем же причина?

Ни экономический расчет, ни политические интересы не доминируют в мире, который живет по законам ислама. Именно потому в противоречиях Ирана и Саудовской Аравии нет логики: обеим странам выгодна высокая цена на нефть. Но стоит Эр-Рияду заявить, что он выступает за снижение добычи, как Тегеран тут же выступает с возражениями. И наоборот.

Причина в трактовке вопроса… кто является законным наследником пророка Мухаммеда после его смерти. Дискуссия длится тысячелетие и унесла миллионы жизней.

Иран и Саудовская Аравия являются лидерами двух ветвей ислама: Иран – шиитов, Саудовская Аравия – суннитов. Конфликт между ними на порядок острее, чем между католиками и православными в средние века.

Периодически вечный религиозный спор перерастал в политическую и даже военную напряженность. В 1980-х эта напряженность достигла пика: в результате столкновений, вспыхнувших во время хаджа 1987 года, были убиты сотни иранских паломников, и Эр-Рияд разорвал дипломатические связи с Ираном на три года.

В январе 2016 года конфликт между странами вышел на новый опасный рубеж из-за казни в Эр-Рияде популярного шиитского богослова шейха Нимра аль-Нимра (неформального духовного лидера шиитского меньшинства в Саудовской Аравии).

После казни проповедника толпа протестующих напала на саудовское посольство в Тегеране. Иранцы закидали его бутылками с зажигательной смесью и фактически взяли штурмом. И хотя в ночь на 3 января иранская полиция вытеснила протестующих с территории посольства, уже на следующий день Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном. Вслед за ней так же поступили «сателлиты» Эр-Рияда – Бахрейн и Судан.

Понятно, что переговоры по нефти Иран и Саудовская Аравия, находящиеся формально за пять минут до войны друг с другом (именно это подразумевает разрыв дипотношений), провалили с треском. А как иначе?!

Россию их междоусобица серьезно озадачила. Перед ней стала задача, которая в быту возникает у многих, чьи друзья разводятся со скандалом и ненавистью. Известно, что Москва выстроила устойчивые отношения с Тегераном, а в последнее время, как мы уже отметили, наметились позитивные сдвиги в отношениях с Саудовской Аравией. И – на тебе! Проповедника казнили…

Судя по всему, Москва приняла решение обождать в сторонке. Как сообщал 23 сентября Bloomberg, «Россия рассчитывает получить приглашение на переговоры уже после того, как страны ОПЕК придут к соглашению между собой». А роль «тетки-мирительницы» исполняет Венесуэла, у которой ситуация в экономике настолько аховая, что дожидаться окончания вечного спора по ключевым вопросам ислама она не может.

Тактику латиноамериканские нефтедобытчики выбрали единственно правильную: хвататься за голову и кричать «Шеф, все пропало!». Так, министр нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино заявил, что, если крупнейшим нефтедобытчикам не удастся договориться во время встречи в Алжире о координации действий и решений, цены на нефть могут упасть ниже $20 за баррель.

«Мы находимся в постоянном контакте с Саудовской Аравией и Ираном, пытаясь избежать ценовой катастрофы. Если мы не достигнем соглашения, то будем втянуты в ценовую войну, в ходе которой цены могут рухнуть ниже $20 за баррель», – подчеркнул дель Пино.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам