Арест открытого источника

Если бы председателя законодательной комиссии, разработавшей Гражданский кодекс Наполеона, Антуана Буле де ла Мерта попросили прокомментировать арест на два месяца в Москве украинского журналиста Романа Сущенко, он снова был бы вправе повторить: «Это хуже, чем преступление: это ошибка».

Более того, это глупость. Ошибка и глупость, расхлебывать последствия которых придется очень долго. Если у инициаторов, исполнителей и возможных закулисных технологов, рассчитывающих получить на ней дивиденды, не хватит ума, чтобы коллективно найти безопасно-успокоительный для общества и правдоподобный даже для спецов выход из сложившейся ситуации.

В так называемом «деле Сущенко» уже все плохо. Для Украины и для России, для журналистов и просто для людей, которые в обеих странах не хотели бы дальнейшего обострения человеческих отношений. Не все же в Украине упоротые смерековые патриоты, и не все в России — аналогичные русопятые. Тупые, нерассуждающие, профессиональные, рассчитывающие лишь на печенюшки за свою крикливую и показную любовь к Родине. Их много, но не они должны банковать, потому что у стран, как и у людей, вполне может быть «проблема дефекации» — залижут так, что невозможно налаживать обменные процессы и адекватно воспринимать действительность. И тем, и другим на вентиляторы сейчас брошены солидные объемы дерьма для «работы». И будьте покойны: свою «любовь к родине» они отработают по полной, мало никому не покажется…

В так называемом «деле Сущенко» уже все плохо. Для Украины и для России, для журналистов и просто для людей, которые в обеих странах не хотели бы дальнейшего обострения человеческих отношений. Не все же в Украине упоротые смерековые патриоты, и не все в России — аналогичные русопятые. Тупые, нерассуждающие, профессиональные, рассчитывающие лишь на печенюшки за свою крикливую и показную любовь к Родине

Во-первых, это общечеловеческий аспект проблемы. Не может не вызывать возмущение то, как был осуществлен этот арест. Журналиста, оказывается, задержали еще 30 сентября сего года. И только 2 октября его случайно обнаружили какие-то члены какой-то Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы обнаружили в московском СИЗО «Лефортово». «Он рассказал, что он журналист, которого обвиняют в шпионаже. Подробностей своего задержания и обвинений, которые ему предъявили, Сущенко не смог нам сообщить. Сотрудники «Лефортово» запретили нам его спрашивать об уголовном деле», — рассказала член ОНК Москвы Зоя Светова. За все это время задержанному не позволяли связаться с внешним миром: ни с украинским консулами, ни с семьей, которая у арестованного проживает сейчас в Париже. По месту его постоянной работы: Роман – корреспондент «Украинформа» во Франции. А в Москве он находился во время своего законного отпуска с частным визитом.

И что же получается? Что граждане Украины не могут ездить в Украину по частным делам? А как же дружба, человечность и братство, в попрании которых Москва обвиняет Киев? Как же неприкосновенность личной жизни в частности и прав человека вообще? Есть повод обвинять российские спецслужбы в «зверином оскале» в лучших традициях бывшей холодной войны, романов Виктора Суворова и взаимных киношек про «злой КГБ» и «бесчеловечное ЦРУ» (МИ-6, сигуранцу, гестапо и т.д. — тут говнометы-обвинители расстараются). Тем более, что, напоминаю, Лефортовский суд Москвы уже арестовал Сущенко по обвинению в «шпионаже» (статья 276 УК). И он может стать третьим, кого посадят в России за «шпионаж в пользу Украины». В настоящее время за это отбывают наказание в Кировской области Валентин Выговский (осужден на 14 лет) и в Башкирии отбывает 12-летний срок Виктор Щур (12 лет).

Во-вторых, общеполитический момент. Взвыли от радости те, кому выгодно дальнейшее обострение отношений между Украиной и Россией. Кто уже уверен, что Россия окончательно развалит Украину, что она – «агрессор» и «мордор». И кто рассказывает, как Украина победит Россию и в свою очередь развалит ее. Во всяком случае, спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий предложил рассмотреть вопрос о введении визового режима с Россией, а также расширить антироссийские санкции.  «Возможно, есть смысл сегодня нам поднять вопрос и вернуться к введению визового режима с Россией. …Нам следует рассмотреть вопрос о расширении санкций в отношении России. Это в нашей компетенции», — отметил он на согласительном совете парламентских фракций. Может, случайно, учитывая, скажем мягко, неоднозначность IQ главы украинского парламента и его пещерный патриотизм. А может, и нет: «ястребам войны» только дай повод. И им плевать даже на то, что война идет на украинской территории…

И в России вряд ли есть повод радоваться. Да, в патриотическую топку подброшено полено. Но вряд ли Россия выиграет от эскалации противостояния и отлова журналистов. Есть такая сентенция: в споре виноват тот, кто умнее. В смысле: тот, кто должен понять бессмысленность и бесперспективность спора. В данном случае умных, похоже, нет

Но и в России вряд ли есть повод радоваться. Да, в патриотическую топку подброшено полено. Но вряд ли Россия выиграет от эскалации противостояния и отлова журналистов. Есть такая сентенция: в споре виноват тот, кто умнее. В смысле: тот, кто должен понять бессмысленность и бесперспективность спора. В данном случае умных, похоже, нет. Вот что будет, если украинские спецслужбы начнут в ответ отлавливать российских журналистов, которых и так мало осталось в Украине? Кому от этого станет легче?

А скандал намечается грандиозный. Задержан журналист. Даже если помнить, что журналистская работа нередко издревле используется как прикрытие для разведчиков, все равно нужны железобетонные доказательства, а не издевательства над задержанным психологическое давление на него с целью признания собственной вины. Работа и журналиста и разведчика (шпиона) действительно схожи – они добывают информацию. Но все же с разной целью. Журналисты – это нередко те открытые источники, из которых, равно как из научных статей, потенциальные разведданные черпают именно разведчики. Но журналист работает открыто с открытой и несекретной информацией и так же обнародует результаты своей работы, а разведчики еще добывают и тайные данные. И не для того, чтобы, как вы понимаете, публиковать их в газете. Банально, но именно эта банальность вообще-то и делает возможной и законной работу журналистов и незаконной и тайной – работу разведчиков (шпионов). Увы и ах. Но это так. И как говорит Михал Михалыч Жванецкий, тщательнее надо, ребята, тщательнее…

А не получается. Пока в «счете» все вроде бы ровно. ФСБ говорит, что Сущенко – шпион, ГУР открещивается, а «Укринформ» подтверждает принадлежность арестованного к журналистскому цеху. МИД России утверждает, что задержанный ФСБ гражданин Украины Роман Сущенко не выполнял на территории России журналистских функций и не обращался в МИД для получения аккредитации. А сам он и «Укринформ» подтверждают, что Сущенко – в отпуске и имеет право ездить, куда ему заблагорассудится – ведь свобода передвижения пока официально не оспаривается Москвой и не трактуется выборочно относительно персон нон-грата, коей арестованный в России не объявлялся.

То есть, как говорится, счет — 2:2. А если взять глобальнее, то и вовсе – 3:3. Раньше Россия обвиняла Украину в зажиме свободы слова, в закрытии российских телеканалов в Украине, в преследовании журналистов. Но теперь Украина сейчас абсолютно обоснованно погнала международную волну обвинений России в том же – в нарушении прав человека и журналиста, обратившись во все мыслимые немыслимые инстанции. Киев сейчас прав так же, как Москва была права ранее. Но кому нужна эта идиотская «ничья»?

В-третьих, чисто профессиональный аспект. Я не большой знаток спецслужб, не люблю даже фильмы про разведчиков и не смотрел «бондиану». Но даже у меня возникает вопрос: «Что значит «гражданин Украины целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности вооруженных сил и войск национальной гвардии Российской Федерации, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства»? Так сказано в сообщении ФСБ. Так вот: где собирал Роман эти кошмарно вредные для российской обороноспособности «сведения»? Они что, в России валяются под ногами, как грибы, которые может подобрать любой, кого можно будет потом назвать «украинским разведчиком», присвоив ему звание полковника? Зачем украинским спецслужбам задействовать для сбора этих «грибов» заметного человека, работающего в Париже? Ну, вот как доказать, что 47-летний журналист Роман Сущенко – полковник украинской разведки, если Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины официально заявило, что он – не их сотрудник? Самим сварганить удостоверение Роману? Или подбросить ему разведданные? А как тогда быть с арестами и судом над теми россиянами, кто украинцу Сущенко эти данные передавал? Или не было таких? Неужели спецслужбы Украины так тупы и неповоротливы, что не могут нормально «легендировать» агента, чтобы не подставлять его в стиле «Штирлиц шел по улицам Берлина, и что-то неуловимо выдавало в нем советского разведчика: то ли стальной взгляд, то ли волочащиеся из-под плаща лямки парашюта»?

И еще: у спецслужб Украины и России ведь «бэкграунд»-то один – советский, грушно-кагебешный. В Украине, правда, обильно сдобренный, говорят, цеэрушными примочками-добавками, но все равно же не такой тупой, как нам хотят показать. И в этих словах нет ничего личного – только логика. Или «рыцари плаща и кинжала» уже отказывают простым гражданам в уме и догадливости? Зря, ой как зря… Согласитесь, это лишь малая толика вопросов. Если учесть, что взаимные преследования журналистов в Украине и России вышли на новый уровень: никто, ни простой гражданин, ни журналист теперь не сможет чувствовать себя в безопасности. Если дальше покатится это колесо взаимного разоблачения и посадок…

Арест Романа – это не только дерзкий и неправомерный, но еще и глупый, необдуманный шаг, скорее всего, с какой-то тупой пропагандистской целью. Ибо горе обороноспособности той страны, которую может повалять один журналист. Об этом надо было думать, надевая наручники на журналиста

И есть тут личный момент. Уже более двух лет я не согласен с тем, что продуцируют украинские СМИ. Но тут «Укринформ» написал, «что все обвинения «в шпионаже» в адрес Сущенко — журналиста с многолетней безупречной профессиональной репутацией, аккредитованного в одной из самых влиятельных стран Евросоюза, которая к тому же является участницей «нормандского формата», могут расцениваться лишь как еще один дерзкий и неправомерный акт со стороны РФ в отношении украинских граждан». И тут с этим агентством согласен. Арест Романа – это не только дерзкий и неправомерный, но еще и глупый, необдуманный шаг, скорее всего, с какой-то тупой пропагандистской целью. Ибо горе обороноспособности той страны, которую может повалять один журналист. Об этом надо было думать, надевая наручники на журналиста, тем. Кто безопасность секретов не может обеспечить без скандалов.

Я не берусь ни утверждать, ни опровергать разведчицкое реноме Романа — я о нем ничего не знаю. Но я давно лично знаю Романа как профессионального и честного журналиста, сдержанного, порядочного и надежного человека. Мы с ним работали вместе. В том числе и в остывшей «горячей точке» в Косово, где под эгидой Красного Креста изучали проблемы беженцев и розыск родственников сербов — жертв бессудных расправ, погребенных в безымянных могилах по всей территории края. Это была жутковатая работа. И отнюдь не разведчика, хотя мы анализировали данные, которые многим хотелось бы скрыть. В первую очередь, критикуемым всеми косоварам, но даже они не увидели в нас злокозненных «джеймсов бондов»…

Я понимаю: многим не нравится работа журналистов. Но даже тупые ковбои на американском Диком Западе понимали значение вывески над тапером в салуне «Не стреляйте в пианиста – он делает свою работу». И поэтому я бесконечно солидарен с Романом и его семьей. И желаю успеха известному российскому адвокату Марку Фейгину, который взялся защищать интересы арестованного. И который участвовал и продолжает участвовать в громких делах подзащитных: казахского политика и предпринимателя Мухтара Аблязова, соучастницы убийства репортеров телеканала «Россия-1» Надежды Савченко, бывшего главы Меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева, публициста и общественного деятеля Андрея Пионтковского, бывшего главы Бахчисарайской районной администрации Крыма Ильми Умерова и т. д. Давно не солидаризовался с «либерастами», но: а) дружба и сострадание к человеку и коллеге – великое дело и непреходящие чувства; б) надо хотя бы стараться быть честным и последовательным в журналистской солидарности до конца, если веришь в нее; в) чужая глупость действительно способна на чудеса, пусть и с огромным знаком «минус»…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам