Грузинская деоккупация Украины

Не буду я писать об отставке Саакашвили. Это и без меня уже миллион раз откомментировано, проанализировано и обсуждено. Но как свидетель «секты грузинской реформации» не могу отказать себе в удовольствии – составить ретроспективный дайджест собственных (и не только) очерков на «Версиях» о судьбе сынов Сакартвело в Украине. Как пришли и с чем ушли…

Из всего многообразия фейсбучной реакции на заявление губернатора Одесской области лично мне больше всего понравился пост Александра Дубинского: “Я так понял, что "грузинские реформаторы" сливаются из Украины. В этой связи меня волнует один вопрос: а грузинские рестораны ж не закроют?”.

Вот просто с языка снял! Действительно, реформы в Украине начались с того, что после победы революции гидности над “злочинной пандой” нашей стране в порядке гуманитарной помощи Запада была предоставлена большая группа грузинских интеллектуалов.

Но единственным видимым результатом их реформ стало массовое открытие в стране ресторанов кавказской кухни – хачапурных, хинкальных, шашлычных и даже сыроваренно-сулугунных. Практически на каждом шагу. Я, конечно, люблю пхали и чачапури, но не настолько…

В марте этого года “Версии” вспомнили поименно большинство из соотечественников Михаила Саакашвили, прибывших миссионерствовать в наши края.

“Когда в декабре 2014 года историк Александр Квиташвили получил пост министра здравоохранения Украины, журналистка Эка Згуладзе – первого замминистра внутренних дел, это шло в русле «импорта реформ». Затем, в начале 2015 года, когда экс-министр образования Грузии Хатия Деканоидзе возглавила Национальную полицию, а прокурор Давид Сакварелидзе стал заместителем Генерального прокурора Украины, возникло ощущение, что штат грузинских легионеров в украинской власти полностью укомплектован. Не тут-то было.

…Многие забывают, что ответственный пост замминистра юстиции занимает бывший заместитель министра внутренних дел Грузии Гия Гизоевич Гецадзе. И ни в какую отставку он не собирается. Более того, Гецадзе ради укрепления своих позиций во власти даже уволил с влиятельной должности руководителя государственной регистрационной службы Джабу Эбаноидзе – бывшего главу Национального агентства публичных реестров Грузии, начальника таможни и Национального бюро исполнения наказаний (т. е. кадра намного более влиятельного, чем он сам в прошлой жизни). И уволил только за то, что Эбаноидзе на год раньше Сакварелидзе устроил скандал на тему «мне не дают работать».

Замыкает грузинский клуб силовиков в Одессе глава МВД Украины в Одесской области Георгий Лорткипанидзе. Его старшими товарищами на центральном уровне, помимо Згуладзе и Деканоидзе, является Георге Григалашвили, с 15.11.2015 г. – начальник департамента внутренней безопасности Национальной полиции

Старается не привлекать к себе внимания и первый зампредседателя Национального антикоррупционного бюро, ранее заместитель главного прокурора Грузии Гизо Углава. Хотя злые языки поговаривают, что именно он, а не Артем Сытник, правит бал в этой новой структуре.

Важно отметить, что Углаву подпирает на областном уровне Зураб Адеишвили – экс-министр юстиции Грузии, который назначен отвечать за борьбу с коррупцией в Одесском регионе. К своей работе он приступил 23 июня 2015 года. Он в свою очередь работает в плотной связке с экс-главой налогового ведомства Грузии Георгием Цхакая, который в скромной должности советника руководит одесской таможней, прикрываясь от публики миловидным фасадом Юлии Марушевской.

Замыкает грузинский клуб силовиков в Одессе глава МВД Украины в Одесской области Георгий Лорткипанидзе. Его старшими товарищами на центральном уровне, помимо Згуладзе и Деканоидзе, является Георге Григалашвили, с 15.11.2015 г. – начальник департамента внутренней безопасности Национальной полиции.

В обозе Саакашвили были привезены как просто друзья вроде экс-замсекретаря Совета безопасности Грузии и экс-министра охраны окружающей среды Грузии Левана Дучидзе, так и профессиональные «ловцы грантов» и собиратели финансовой помощи на проекты типа Антикоррупционного форума – вроде Георги Вашадзе и Серго Кавтарадзе. Оба работали в разных НГО в Грузии и активно лепят такую же вертикаль в Украине.

Однако главный грузинский спец по «засасыванию» западных денег обитает в Киеве и действует автономно от «одесского землячества», хотя и поддерживает с ним тесные контакты. Это экс-руководитель администрации Саакашвили Георгий Арвеладзе. В СМИ его связывают со щедро финансируемым проектом создания в Киеве первого частного Американского университета на ВДНХ. Набирать студентов туда планировали уже этим летом, но, похоже, с началом гастрольного тура Саакашвили по Украине проект может быть заморожен.

Считается, что ради промоушена «университета будущего» читать лекции в киевской школе CAPS приезжал грузинский политолог, профессор и эксперт в сфере международной политики Торнике Шарашенидзе. Темами лекций были «Как Украине найти конструктивную объединяющую идею», «Как правительству показывать эффективность своей работы» и «Какой кандидат на президентских выборах в США нам выгоден».

Как пишут коллеги, говоря о войне, следует отметить, что в оппозиционной украинской, грузинской и российской прессе уже не раз поднималась тема грузин, воюющих против самопровозглашенных республик, на стороне официального Киева. Так, «Апостроф» публиковал интервью бывшего полковника Национальной гвардии Грузии Давида Мартиашвили, некогда занимавшего должность командира Телавского батальона Нацгвардии Грузии, а теперь одного из командиров «Донбасса». Он поднимал острую для иностранных участников АТО проблему получения гражданства или вида на жительство в Украине.

Такой же вопрос волнует и бывшего начальника департамента военной разведки Минобороны Грузии Ираклия Курасбедиани, который является официальным инструктором проекта по подготовке на базе николаевской 79-й отдельной аэромобильной бригады лучшей в Украине роты снайперов. По некоторым данным (из прессы) Ираклий как основатель международной школы снайпинга получил за курс обучения бойцов 1 млн. грн. Платили, разумеется, волонтеры…”.

Я не случайно напомнил последнюю фразу – насчет того, что при выборе модели электронной системы госзакупок грузинские советники впарили нам албанский вариант. В принципе, со всеми их реформаторскими начинаниями произошла такая же фигня. “Заводные апельсины” оказались слегка испорченными

Но и это не весь перечень грузинских помощников украинских реформ. Разбираясь некогда с командой еще одного интуриста во власти – министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, – мы наткнулись на грузинский след в проекте Prozorro. Цитирую себя любимого: “Не обошлось и без иностранных консультантов. Чтобы не нарушать традиций, пригласили их с родины всех лучших реформ мира – из солнечной Грузии. Давид Маргания вместе с Тато Уржумелашвили реформировали систему госзакупок в Грузии и сегодня помогают это делать Абромавичусу в Украине. Они фактически и расписали концепцию электронной «моноплатформы» – единой государственной онлайн-площадки, через которую будут идти все казенные тендеры.

И почти сенсация. …Только одно государство реализовало у себя сценарий, который нынче внедряет в Украине литовский министр экономики, его грузинские советники и шустрые мальчики с майдана. Я знаю, что вы будете смеяться, поэтому делаю паузу, кушаю Twix. Эта страна – Албания!”.

Я не случайно напомнил последнюю фразу – насчет того, что при выборе модели электронной системы госзакупок грузинские советники впарили нам албанский вариант. В принципе, со всеми их реформаторскими начинаниями произошла такая же фигня. “Заводные апельсины” оказались слегка испорченными.

Почему так вышло? И есть ли в этом злой умысел Саакашвили, Квиташвили, Гецадзе, Згуладзе, Сакварелидзе, Эбаноидзе и др.? Не ругайтесь, дорогие читатели, но снова обращусь к своей писанине.

О "Стране Саакашвилии” я писал в апреле 2015 года, когда Михо был еще пусть и не на вершине славы, но как минимум в чести у наших патриотов. Мне пришлось немало покопаться и подсобрать фактический материал, чтобы сделать выводы, которые считаю актуальными и сегодня.

2 ноября 2003 года (кстати, обратите внимание на дату), когда в Тбилиси началась “революция роз”, завершившаяся спустя 19 дней приходом к власти партии экс-министра юстиции и бывшего депутата парламента Михаила Саакашвили, Грузия в целом была примерно в таком же состоянии, как прифронтовая линия АТО в Украине.

Отвоевавшаяся, без промышленности и нормальной системы власти. Нищая и опасная. В ней была абсолютно разрушена коммунальная инфраструктура. Люди боялись выходить на улицу в хорошей одежде (про украшения речь не шла вовсе). Разномастные добровольческие батальоны занимались рэкетом и открыто ходили с оружием. Батальонные главари скандалили в ресторанах и насиловали женщин. Налоговой системы как таковой не существовало: все платили за «крышу» или за разрешения от чиновников черным налом. Престарелый Эдуард Шеварднадзе не справлялся.

Вместе с Саакашвили в Грузию пришли американские деньги и советники. По разным подсчетам около $5 млрд. Причем $3 млрд. почти сразу. Для такой маленькой страны это были колоссальные инвестиции. Примерно как если бы в Украину одномоментно влили бы $50 млрд.

Эти деньги вызвали строительный бум. Строили мосты и дороги, горнолыжные курорты, «город любви Сигнаги», пляжные отели в Батуми. После того как туркам дали в управление аэропорт и они за короткое время построили новое современное здание «воздушных ворот», в страну повалили туристы. Грузины, у которых ничего подобного до этого не было, смотрели на евроремонт страны и балдели.

Не закончив штамповать гражданство новым соотечественникам, Саакашвили внезапно покидает Тбилиси и, не дожидаясь окончания президентского срока, улетает в Брюссель. Через два месяца его обнаруживают в Школе права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса в США, где он читал лекции о европейской государственности

Американскую реформу милиции, «пиратскую копию» которой можно сейчас увидеть на Украине, население, привыкшее получать от людей в форме только неприятности и насилие, приняло восторженно. Стеклянное здание Министерства внутренних дел стало символом новой, прозрачной для общества системы. До тех пор, пока не оказалось, что в тюрьмах заключенным засовывают дубинки в задницу. И, вообще, красивым фасадом реформ прикрыто много страшного и некрасивого.

Впрочем, бесполезность грузинского опыта для нас не в этом. Украина сейчас – это не Грузия в 2003-м. Саакашвили приехал не в голодную и заброшенную Одессу, а в шикарный европейский город с отелями, виллами, пляжами и клубами Аркадии, набережной, дельфинарием, модными ресторанами. Чем он мог удивить ушлых одесситов? Обещанием строительства суперсовременной трассы Одесса–Рени и увеселительного пространства вдоль нее? Лас-Вегаса вдоль Татарбунарского побережья? Что-то мне подсказывает – будь эта затея рентабельной, татарбунарский Лас-Вегас давно бы сверкал неоновыми огнями. А раз не сверкал – значит, не будет из Затоки Нью-Батуми, сколько бы там ни били друг другу морды за береговую линию.

Остальные грузинские реформаторы также предложили нам идеи, либо давно снятые с производства, либо опробованные в условиях Грузии, но не подходящие Украине. Поэтому изгнание миссионеров из рая началась довольно скоро. Канули в небытие Квиташвили и Згуладзе. Притих Сакварелидзе. Словно комариные укусы, рассосались их коллеги, калибром поменьше.

Саакашвили ушел последним, через несколько дней после того, как его блок “Единое национальное движение” во втором туре выборов в грузинский парламент 30 октября потерпел жуткое фиаско. Он взял только 27 мест из 150 (в 2012-2016 было мест, в 2008-2012 гг. – 119, до этого – 135). То есть если у Михо еще теплилась надежда, путь не физически, но политически вернуться в Грузию, то неделю назад розовые очки разбились о результаты голосования.

А тут еще и подвернулся ноябрь: месяц, когда “Саак” традиционно делает странные заявления и явно невротические шаги.

5 ноября 2008 года на официальной пресс-конференции, состоявшейся под эгидой НАТО в Риге, он представил свою версию начала войны в Южной Осетии, заявив, что “агрессия России против Грузии началась с территории… Украины”. Якобы началом конфликта следует считать выход кораблей Черноморского флота России с полным вооружением из Севастополя к побережью Грузии за 6 дней до первых выстрелов на административной границе с Южной Осетией.

В ноябре 2013 года, за несколько дней до истечения второго срока своего президентства, Саакашвили выступил с инициативой предоставления грузинского гражданства всем желающим иностранцам лишь по предъявлению удостоверения личности. В президентской резиденции выстроились огромные очереди выходцев из Средней Азии, Ближнего Востока и Африки.

Не закончив штамповать гражданство новым соотечественникам, Саакашвили внезапно покидает Тбилиси и, не дожидаясь окончания президентского срока, улетает в Брюссель. Через два месяца его обнаруживают в Школе права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса в США, где он читал лекции о европейской государственности.

Ноябрь 2016-го. Одесса… Без комментариев.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам