Без Украины не было бы СНГ, без Ельцина – Украины?

История для того и существует, чтобы на нее оглядываться. В ближайшие дни будет отмечаться 25-летие Беловежского соглашения о создании СНГ, и грех этим не воспользоваться. Наверное, многие со мной не согласятся, но Украина в процессе развала СССР была абсолютно ведомой. Шла туда, куда гнали стадо. Иногда мычала. Как и все.

И соглашение в «Вискулях» подписала потому, что Ельцин уговорил. А у Ельцина на уме было одно – победа над Горбачевым. Теперь пройдемся по событиям и датам…

Парад суверенитетов

Советский Союз оказался… золотым яичком. Гитлер бил, бил – не разбил. Америка била, била – не разбила. А потом «мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось…». Только это не мышка была, а кошка. Черная. И пробежала она между Борисом Ельциным и Михаилом Горбачевым.

Именно непримиримая вражда этих двух фигур, помноженная на джинна межнациональных конфликтов, вырвавшегося из бутылки «антиалкогольной кампании», приправленная стремлением прибалтийских республик удрать из соцлагеря, стала той взрывоопасной смесью, которая обрушила Советский Союз после ГКЧП.

Небольшой хронологический экскурс.

12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. Борис Ельцин хотел ослабить Михаила Горбачева. Но добился того, что общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной, и в России начался «парад суверенитетов»

С августа по октябрь 1990 года большинство автономных республик РСФСР провозглашают себя советскими социалистическими республиками.

20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Северо-Осетинской АССР.

9 августа была принята Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР, 29 августа – Коми ССР.

20 сентября – Удмуртской Республики.

27 сентября – Якутской-Саха ССР.

8 октября – Бурятской ССР.

11 октября – Башкирской ССР.

18 октября – Калмыцкой ССР.

22 октября – Марийской ССР.

24 октября – Чувашской ССР.

25 октября – Горно-Алтайской ССР.

Обращаю внимание – эта движуха была внутри РСФСР. И хотя из всех автономий серьезные амбиции встать вровень с союзными республиками имел лишь один Татарстан, «парад суверенитетов» системно расшатывал вертикаль власти.

Что при этом происходило в союзных республиках? В каждой – свое. Азиаты сидели более-менее тихо и ждали «господина». Нурсултан Назарбаев пытался сохранить дружеские отношения и с Горбачевым, и с Ельциным. Но четыре союзные республики объявили независимость, еще до августовских событий (ГКЧП) – три прибалтийские и… Грузия.

Роль Грузии в развале СССР сейчас почти забыта. А это зря. Потому что она как раз и стала камнем преткновения, о который споткнулся так называемый «новоогаревский процесс» – подписание обновленного Союзного договора.

Итак, Литва, Эстония и Латвия друг за другом весной-летом 1990 года объявляют о выходе из СССР. Литовская ССР – 11 марта, Латвия – 4 мая, Эстония – 8 мая 1990 года. Через год – 31 марта 1991 года – в Грузинской ССР проходит референдум о восстановлении независимости, и 9 апреля Верховный Совет Грузии принимает Акт о восстановлении государственной независимости Грузии.

Украина тем временем ограничивается Декларацией о государственном суверенитете, принятой Верховным Советом УССР 16 июля 1990 года. Документ, по сути, аналогичный тому, который месяцем раньше принял парламент РСФСР, но еще более компромиссный. «Ми ж бо помiркованi».

Свою независимость Украина, как и большинство остальных союзных республик, провозгласила уже после ГКЧП. А получила ее де-юре одновременно со всеми 15-ю «сестрами», включая и прибалтов с грузинами – Постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 года.

«Титаник» по имени СССР

В то время Советский Союз уже находился в непонятном юридическом статусе. 5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств.

По предложению освобожденного из «форосского заточения» Михаила Горбачева съезд фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», наделив все республики формально независимым статусом.

Но, по сути, эта была раздача лидерам республик «грамот на правление» и констатация того факта, что после ГКЧП все они помножили Горбачева на ноль. Но становиться феодалами при царе Борисе также не хотели. Поэтому на подписание так называемого новоогаревского соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации не соглашались.

Борис Ельцин пытался развернуть корабль в сторону работы над созданием конфедеративного Союза Суверенных Государств (ССГ), но конфедерация с таким неблагозвучным названием была обречена. Хотя это еще было не очевидно: 14 ноября 1991 года главы семи из двенадцати союзных республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ.

Подписание договора было намечено на 9 декабря. Для Ельцина это означало совершенно неприемлемый вариант: узаконивание власти Горбачева. Именно поэтому он позвал Леонида Кравчука в гости к Станиславу Шушкевичу в резиденцию «Вискули».

Сюрприз от Ельцина

Леонид Макарович вместе с премьером Витольдом Фокиным поехал в Беловежскую Пущу с охотой. Накануне – 1 декабря 1991 года – он был избран первым президентом Украины, в которой (как и в других союзных республиках) состоялся референдум о независимости. Но как править и что это за независимость, никто не знал. Поэтому ехали с надеждой, что Ельцин прояснит обстановку.

Борис Николаевич в свою очередь понял, что референдум в Украине – это очень удобный шанс избавиться от Горбачева. Он сразу же сделал заявление о признании независимости Украины и заявил о намерении установить с нами дипломатические отношения: заключить всеобъемлющий двусторонний договор. Украинские лидеры никогда ничего подобного не подписывали. Им хотелось новых ощущений.

4 декабря пресс-секретарь президента РСФСР Павел Вощанов сообщает, что Борис Ельцин 6 декабря посетит в Минск, но прессу, против обыкновения, не возьмет.

5 декабря Ельцин встретился с Горбачевым якобы для обсуждения перспектив ССГ в связи с провозглашением независимости Украины. После встречи он заявил журналистам, что «без Украины союзный договор теряет всякий смысл». Пока никто толком не понимает, к чему клонит Ельцин. Однако…

По воспоминаниям Шушкевича, «даже собираясь в Беловежской пуще, мы изначально не намеревались принимать решение о выходе из СССР. Таких заготовок не было ни у меня и нашей делегации, ни, думаю, и у других тоже»

По словам Леонида Макаровича, встретиться без Горбачева ему предложил Шушкевич, мотивируя тем, что в Москве «все будет давить, и Украина тоже большая», а уютная резиденция под Брестом – как раз то, что нужно для доверительной беседы.

На какие темы? Шушкевич и Кравчук в один голос заявляют, что речь должна была пойти о поставках нефти и газа из России, а также о некой декларации, что новоогаревский процесс зашел в тупик.

И только всеми забытый исторический персонаж Вячеслав Кебич – один из подписантов Беловежских соглашений, в то время возглавлявший белорусское правительство, утверждает: Ельцин, со своими соратниками (Шахраем, Шохиным и Бурбулисом) приехал с домашней заготовкой, другими словами, с предварительным планом, о котором ни Шушкевич, ни Кравчук не знали: если все сложится удачно, подписать документ о «ликвидации СССР» и создании нового государственного образования под названием СНГ – своего рода СССР без Горбачева.

И план удался. В неожиданном для всех (прежде всего, для первого и последнего президента СССР) документе, вошедшем в историю как Беловежское соглашение, в преамбуле было сказано: Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР) и Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

СССР умер! Да здравствует СНГ!

Подписание тремя лидерами – России, Украины и Белоруссии – «учредительного договора» нового Содружества остальные республиканские правители восприняли с опаской. Никто не знал, чем закончится эта история: либо Содружество будет признано авантюрой Ельцина и вычеркнуто из дальнейшей истории, либо Горбачеву действительно пришел конец.

На следующий день после подписания соглашения Михаил Сергеевич выступил с заявлением о том, что каждая союзная республика имеет право выхода из Советского Союза, но судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик – вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех союзных республик и с учетом воли их народов. Другими словами, он еще пытался сопротивляться и апеллировал к руководителям других союзных республик. Перед ними встал сложнейший вопрос: кого поддержать – Ельцина или Горбачева. Каждый лидер хотел не промахнуться.

Горбачев тем временем продемонстрировал последний формальный рычаг власти. 11 декабря 1991 года Комитет конституционного надзора СССР сделал заявление, в котором указывалось, что одни союзные республики не вправе решать вопросы, касающиеся прав и интересов других союзных республик, и поэтому содержащаяся в Беловежском соглашении констатация того, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», может рассматриваться лишь в качестве политической оценки ситуации, не имеющей юридической силы.

Возникла пауза. И тут Кравчук сделал исторический шаг в сторону Ельцина: 10 декабря Верховный Совет Украины ратифицировал Беловежское соглашение с оговорками. Оговорки касались таких вопросов, как единый контроль над ядерным оружием, проведение согласованной политики социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих, создания на паритетной основе координационных институтов в рамках СНГ; признания территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ и др. Другими словами, украинские лидеры на всякий случай закладывали алиби перед Горбачевым. Сразу после Украины ратификацию провела и Белоруссия.

Ельцин сделал небольшую паузу, и 12 декабря 1991 года Беловежское соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. Сразу после этого российский парламент денонсировал Договор об образовании СССР. Чаша весов склонилась в пользу Ельцина. Остальные республики примкнули к ельцинскому СНГ, а не горбачевскому ССГ.

На следующий день – 13 декабря 1991 года – в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Азиаты выбрали себе «любимого господина».

21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия) подписали так называемую Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Именно она, а не Беловежское соглашение считается базисным документом о создании СНГ.

25 декабря 1991 года Михаил Горбачев в телеобращении к народу объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину. После этого над Кремлем был спущен государственный флаг СССР. Сразу после отставки экс-президент СССР дал интервью американской телекомпании CNN.

Как потом вспоминал Горбачев, на протяжении 17 дней он ждал, что народ восстанет против ликвидации СССР, но никто не вышел на улицы: «Казалось, что судьба СССР была лишь моей проблемой. Указа о моей отставке не было. Я принял это решение самостоятельно».

Вход – рубль, выход – полтинник

Попыток оспорить правовую легитимность создания СНГ было немало. И начались эти процессы в России. Подписание Беловежских соглашений стало одним из эпизодов обвинения против Бориса Ельцина при попытке отстранить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной думы установила, что «в действиях президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, направленных на подготовку, заключение и реализацию Беловежских соглашений, имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (275 УК РФ)», и «заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР». Однако парламентский заговор провалился и выводы комиссии интересны лишь специалистам по политической истории.

В 2003 году комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками пришел к заключению, что в связи с тем, что Соглашение о создании СНГ не было ратифицировано Съездом народных депутатов РСФСР, Российская Федерация де-юре не является государством-учредителем и государством-членом Содружества Независимых Государств.

12 августа 2008 года тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.

В Украине о выходе из СНГ говорят давно. Впервые этот вопрос поднимался в апреле 2005 года. Потом за компанию с Грузией в августе 2008-го. Последний раз о нем было заявлено 19 марта 2014 года, после объявленного присоединения Крыма к России, которое не признано Украиной и большинством западных государств. Мы долго искали хоть какой-то документ, который можно было бы назвать (помимо бла-бла-бла) и нашли: 19 марта 2014 года было заявлено о решении СНБО о начале процедуры выхода Украины из СНГ. Ну и что? И ничего.

Тем временем журналистам «Комсомольской правды в Беларуси», решившим разыскать оригинал Беловежского соглашения, так и не удалось ничего найти. Точнее, они нашли копию, которая хранится в депозитарии документов Исполнительного комитета СНГ. Станислав Шушкевич также сообщил, что в последний раз видел оригинал документа в 1991 году, когда его подписывал.

Они утверждают, что всего было три экземпляра документов: на русском, белорусском и украинском языках и все они имеют одинаковую силу. Но подписи поставлены только под документом на русском языке. Его же Украина, судя по всему, и ратифицировала. А вот сведений о ратификации Украиной Протокола к Соглашению о создании СНГ, подписанного 21 декабря 1991 года в Алма-Ате и Устава СНГ, нет до сих пор. Поэтому, делают вывод белорусские журналисты, де-юре Украина не является членом СНГ, хотя фактически в нем состоит. Обычное «гибридное состояние» для нашей страны.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам