МВФ и «железный миллиард»

В сказке был железный дровосек, а у нас – железный миллиард. Почему железный? Потому что его нельзя «распилить». Надо целеньким вернуть обратно МВФ. В счет прежних долгов. И при этом, как в фильме «Кин-дза-дза», обязательно сделать “Ку!”. Станцевать перед Международным валютным фондом танец преданности и послушания. Пенсионеры, держитесь! За вами скоро придут…

Почему дали? Потому что МВФ очень не любит двух вещей: когда должники с ним не рассчитываются и когда у него ухудшается платежный баланс. Аргентину так проморгали. А когда опомнились, было поздно. Аргентинский кризис стал именем нарицательным.

У нас кризис есть, но мы его стараемся не замечать, как нерадивая хозяйка пыль. Мол, чего ее вытирать, все равно садится. Вот так и бедность: сколько с ней ни борись, все равно прибывает. Жизнь (деловая, культурная и просто обеспеченная) стягивается к двум центрам – Одессе и Киеву. Львов пытается сохранять статус третьего центра – исторического, но мусор ему мешает. А в остальной провинции жизни нет.

И в этих условиях Украина с 2016-го по 2019 гг. должна вернуть МВФ $6,2 млрд. Причем в прошлом году выплаты были копеечными – $53 млн., потому что выпадали только проценты по кредитам, а они (проценты) у МВФ низкие.

А вот в нынешнем году сумма подросла – $1,08 млрд. Дальше будет веселее: в 2018 году – $2,2 млрд.; в 2019 году – $1,7 млрд. и в 2020 году – еще $1,1 млрд. Вроде бы пустяк по сравнению с коммерческими долгами и даже с выплатами по гособлигациям, но капля камень точит, а выплаты по долгам бюджет “подъедают”.

МВФ же тем временем стал совсем скупым и с осени прошлого года не хочет отдать “хвост” от предыдущего транша, который за плохое поведение нам располовинили. Должны были дать $1,7 млрд., а дали только $1 млрд. Да, особенность “железного миллиарда” в том, что мы его «пилить» не можем, а Фонду можно все.

Началом должна стать приватизация и развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения (продажа земли, – автор). Борьба с коррупцией должна быть более решительной, поскольку даже с созданием новых институтов по борьбе с коррупцией конкретные результаты пока не достигнуты

Например, можно посадить нас на голодный паек: согласно программе EFF, в 2017 году Украина в целом должна получить четыре транша от МВФ. Но внутренний голос шепчет мне, что этот вчерашний миллиард будет если не единственным, то максимум с парой из еще одного транша ближе к концу года.

А тем временем имитировать садизм уже не приходится, надо предъявить МВФ “конкретные шаги”. В прошлом сезоне “конкретными шагами” стало многократное повышение цен на коммунальные тарифы, зачистка банков (чтобы не путались под ногами у иностранных “дочек”, если они вдруг пожелают сюда вернуться), а также национализация “Приватбанка”.

Чего ждет МВФ сейчас, достаточно четко сказано в заявлении первого заместителя управляющего директора МВФ Дэвида Липтона. Сначала он спел нам ритуальный панегирик: "Украинская экономика демонстрирует приятные признаки восстановления. Рост восстанавливается, темпы инфляции уменьшились, а международные резервы удвоились. Этот прогресс во многом благодаря решительным действиям властей, в том числе проведению взвешенной макроэкономической политики. Недавняя стабилизация обеспечивает многообещающую основу для дальнейшего роста".

А затем подключил кнут с паяльником: “Международный валютный фонд отмечает, что для достижения более быстрого и устойчивого роста, что позволило бы Украине догнать своих соседей по региону, необходимо ускоренное внедрение структурных реформ для улучшения бизнес-среды и привлечение инвестиций.

Началом должна стать приватизация и развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения (продажа земли, – автор). Борьба с коррупцией должна быть более решительной, поскольку даже с созданием новых институтов по борьбе с коррупцией конкретные результаты пока не достигнуты (антикоррупционные суды по образцу Гватемалы, – автор).

Усиливается неотложность структурных финансовых реформ для обеспечения среднесрочной устойчивости – на фоне давления относительно поднятия зарплат и пенсий. Украина не может больше позволить себе откладывать комплексную пенсионную реформу, которая предусматривала бы, в частности, и повышение эффективного пенсионного возраста (40 лет стажа – и никакого повышения пенсионного возраста, возраст просто становится эффективным, – автор).

Не удивительно, что Фонд хлопочет, чтобы мы не растратили все валютные резервы, которые, по сути, являются его “субсидией”. А мы в свою очередь уступаем ему там, где это не ущемляет интересы олигархов, зато выглядит эффектно. Это я про новый Меморандум с его 12-ю структурными маяками, из которых семь – новые

Недавняя национализация крупнейшего банка Украины стала важным шагом для обеспечения финансовой стабильности, но теперь она должна быть поддержана усилиями по обеспечению погашения кредитов с целью минимизации затрат для налогоплательщиков. Рекапитализация других банков и сокращение объемов кредитования связанных лиц должны быть завершены (кто не спрятался, я не виноват – это о банках кратко, – автор)”.

Ну, и цель всех этих жертв – “в МВФ отмечают, что должны продолжаться усилия, направленные на решение проблем внешнего долга”. Другими словами, напряглись, ребятушки, помним, что вы у нас в долгу, а долги приходится отдавать. Особенно МВФ.

Почему именно МВФ? Потому что более 70% резервов Украины – это деньги МВФ. Это отмечают все аналитики. Нет денег от МВФ – не будет кредитных линий Всемирного банка и помощи Евросоюза. Они сами нас по части финансов не дрессируют, но всецело доверяют МВФ. Если МВФ говорит, что Украина плохо делает “Ку!”, с этим автоматически соглашается весь мир, и пособие на бедность прекращают выплачивать.

Тем временем, как мы уже отметили, долговая передышка заканчивается. И начиная с этого, а больше – с 2018 года, как снежный ком, накатывают выплаты по облигациям, гарантированным кредитам и т. д. За три года государство, госбанки и “Укрзализныця” должны отдать $14 млрд. при том, что все золотовалютные резервы у нас (с учетом нынешнего транша) едва превышают $16,3 млрд. Причем наших денег там формально только 1/4, остальное – это деньги МВФ. При этом не следует забывать про облигации и внешние долги национализированного "Привата", которые теперь стали долгами государства.

Валерия Гонтарева так и сказала (ей терять нечего, скоро с должности главы НБУ уходит): "Крайне важно продолжать сотрудничество с Международным валютным фондом и получать финансирование по программе. Без поддержки МВФ и других международных доноров золотовалютные резервы уже в следующем году начнут уменьшаться, ведь в 2017 году нам нужно не только делать платежи по внешнему долгу на сумму около $1,6 млрд., но и возвращать МВФ более $1 млрд. по программе stand-by".

Не удивительно, что Фонд хлопочет, чтобы мы не растратили все валютные резервы, которые, по сути, являются его “субсидией”. А мы в свою очередь уступаем ему там, где это не ущемляет интересы олигархов, зато выглядит эффектно. Это я про новый Меморандум с его 12-ю структурными маяками, из которых семь – новые. Будет что не выполнять. Напомню, что этот меморандум появился оттого, что в рамках предыдущего Украина не выполнила 8 из 11 условий МВФ. Старалась в основном на поприще тарифов. Тут мы план выполнили, перевыполнили и продолжаем душить народ дальше. В рамках окончательного “Ку!”…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам