Блокада как цирк для МВФ?

«Дорогой МВФ! Пишет тебе Вова Гройсман и мои друзья: В. Гонтарева, П.Порошенко и А. Данилюк. Ты всех нас знаешь. Мы просили у тебя денег. И, когда просили, сказали, что наши дела идут хорошо. Но концепция изменилась – они идут плохо. В этом виноваты не мы, а блокадники, перекрывшие дорогу на оккупированную территорию, и оккупанты, национализировавшие наши предприятия. Поэтому мы не сможем добиться показателей. Но просим дать нам денег и так…».

Поведаю я вам сейчас страшную и любопытную тайну. Примерно такое по содержанию письмо было написано нашим руководством весной, вдогонку к Меморандуму МВФ, но, в отличие от него, не продемонстрировано широкой общественности. Фактически это была просьба не выполнять согласованные с МВФ финансовые показатели ввиду форс-мажорной ситуации, вызванной проделками Семы Семенченко и последовавшими за тем событиями в ОРДЛО.

Само письмо мы покажем ниже. А пока объясню, почему о нем вспомнилось. На днях Нацбанк обнародовал справку о платежном балансе за апрель, составленную, как там умно сказано, “за методологією шостого видання Керівництва з платіжного балансу та міжнародної інвестиційної позиції”.

В этом документе цифры совершенно не такие пафосные, как выдаются официальной статистикой широкой общественности. Мне изначально было непонятно, зачем руководство Кабмина с начала года начало рисовать опупенные цифры экономического роста. Когда объявили, что экспорт в январе 2017-го вырос на 52,7% (к январю 2016-го). 52,7%, Карл! А экспорт машиностроения, который до этого упал в три раза, в январе показал прирост на 34,3%.

Мы писали об этом и даже раскрывали некоторые секреты фокусов. Уже тогда было видно, что цифры не сходятся. По итогам 2016 года украинский экспорт составил $36,36 млрд. и снизился на 4,3%. Соответственно за 2015-й мы продали за границу на $38,1 млрд. Тогда как в 2013-м – на $63,3 млрд.

Даже несмотря на то, что Украине “обрыбилась” благоприятная мировая конъюнктура (в конце прошлого года внезапно резко подскочили мировые цены на металлы, а Индия опять же резко увеличила закупку нашего растительного масла), озвученные правительством показатели роста экспорта выглядели слишком фантастическими, чтобы в них можно было верить.

Уже тогда умные люди высказали версию, что команда Владимира Гройсмана страхуется на случай отчета в Верховной Раде и возможного голосования резолюции доверия/недоверия. Но так как этого не произошло и годового отчета Кабмин пока избежал, темпы увеличения экспорта начали резко снижаться. В тех же статистических отчетах, где они раньше безудержно росли

Уже тогда умные люди высказали версию, что команда Владимира Гройсмана страхуется на случай отчета в Верховной Раде и возможного голосования резолюции доверия/недоверия. Но так как этого не произошло и годового отчета Кабмин пока избежал, темпы увеличения экспорта начали резко снижаться. В тех же статистических отчетах, где они раньше безудержно росли.

Благодаря январскому показателю роста экспорта в 52,7% общая цифра за первый квартал у нас все еще сохраняет свою статистическую привлекательность: по данным к Минэкономразвития и торговли экспорт товаров и услуг в I квартале 2017 года вырос на 34% по сравнению с I кварталом 2016-го.

Однако в упомянутой выше справке Нацбанка написано, что (цитирую в оригинале) “експорт товарів у квітні зріс на 7,5% (у березні 2017 року – на 38,2%), імпорт товарів – на 13,4% (у березні 2017 року – на 31,6%). Порівняно з попереднім місяцем обсяги експорту товарів зменшилися на 19,7%, імпорту – на 19,4%. За січень ‒ квітень 2017 року експорт товарів зріс на 28,0%”.

Уловили тенденцию: у Нацбанка рост экспорта за 4 месяца составил 28%, у Госстата и Минэкономразвития за три месяца – 34%. Причем в апреле это уже не двузначные цифры, а скромные 7,8%. По сравнению с мартом – заметное падение.

Но это еще не все. Дальше будет зрада, о которой официальная статистика также предпочитает умалчивать: “Найбільше в номінальному вимірі зріс експорт до країн ЄС (на 811 млн. дол. США, або на 23,7%) та до Азії (на 702 млн. дол. США, або на 19,9%). Частка країн ЄС у загальному експорті скоротилася з 34,5% до 33,4%, а питома вага країн Азії – із 35,5% до 33,3%. Експорт до Росії зріс на 338 млн. дол. США (або на 44,6%), а його частка в загальному експорті збільшилася з 7,7% до 8,6%”.

Напомню, это данные за апрель. Выходит, как бы Сема Семенченко и Ко ни обсиживали зимой рельсы, но экспорт с Россией почему-то растет. За один месяц на 44,6%. Что мы им такое продали, интересно? Агрессору-то? Или пришлось засветить эту цифру, чтобы не выглядеть совсем печально перед МВФ?

Кстати, насчет МВФ. Давно о нем не слышали. Да и хотелось бы снова денег. Как минимум во второй половине года. На лето уже надежды иссякли. Особенно после майского 10-дневного визита миссии.

Миссия эта ничего конкретного не сказала. В ее заявлении по итогам работы отмечено, что они “провели плодотворные дискуссии с представителями украинской власти по вопросам пенсионной и земельной реформ, оживления приватизации и обеспечения конкретных результатов антикоррупционных усилий, а также необходимости технической доработки соответствующих законопроектов и их парламентской поддержки”. Ну, и содержится намек, что от парламента ждут голосования за пенсионную, земельную, приватизационную и антикоррупционную реформы. Таковы требования для выделения Украине 5-го транша EFF.

И тут мы переходим к самому интересному. Я вот думал: когда мастера статистики на радость Гройсману рисовали невероятные темпы роста и экспорта, как они думали потом выкручиваться? Когда по итогам года выявился бы мыльный пузырь? Оказывается, все просто – блокада, форс-мажор. У нас все было хорошо, пока не началась блокада, и тут же стало плохо. Да, мы не можем выполнить то, что обещали. Но это же блокада виновата!

И теперь самое время ознакомиться с содержанием того самого письма к МВФ, о котором говорилось в начале статьи.

Читал, рыдая (привожу на языке оригинала и в сокращении).

«Шановна Пані Лагард:
1. Цей лист слугує додатком до нашого Листа про наміри від 2 березня 2017 року і містить інформацію про останні події, які спричинили негативний вплив на економічні прогнози цього року.

Загострення конфлікту на сході України, і посилення дій, спрямованих проти нашої національної та економічної безпеки, включаючи втрату контролю над активами українських компаній, розташованих на територіях, непідконтрольних українському Уряду, і розірвання ланцюгів постачання товарів призвели до прийнятого Радою Національної безпеки і оборони України рішення тимчасово припинити торгівлю із непідконтрольними Україні територіями і зупинити усі товаропотоки, за винятком гуманітарної допомоги, з/на непідконтрольні Уряду території, допоки не буде відновлено прав власності вищезгаданих компаній.

Ці події мають очевидні та миттєві негативні наслідки для виробництва електроенергії та сталеливарного сектору і, відповідно, позначаються на нашому експортному потенціалі та економічному зростанні.

Хоч ми і сподіваємося, що компанії невдовзі зможуть відкоригувати свою діяльність, знайшовши нових постачальників і розширивши свою діяльність на підконтрольних Україні територіях, ми очікуємо, що темпи росту у 2017 році будуть майже на 1 процентний пункт нижчими, ніж прогнозувалося раніше.

Дефіцит поточного рахунку цього року, як очікується, зросте до 3¾ відсотків, а резерви НБУ до кінця року становитимуть $21.8 млрд., тобто, майже на $0.5 млрд. менше, ніж очікувалося раніше.

Крім того, ми звертаємося з проханням про тимчасове звільнення від виконання критерію ефективності за чистими міжнародними резервами НБУ станом на кінець березня 2017 року, який згідно наявних даних буде недовиконано на 520 млн. доларів США через вищезгадані обставини й вплив, що спричинила націоналізація нашого найбільшого банку на фінансові ринки.

Ми також просимо перевизначити структурний маяк із затвердження законодавства про об’єднання митної і податкової адміністрацій в єдину юридичну особу до кінця квітня 2017 року (замість кінця березня 2017 року, як це визначено у МЕФП від 2 березня 2017 року), оскільки завершення цього законодавчого процесу потребує більше часу.

З урахуванням цих змін, просимо завершити третій перегляд й перегляд фінансових гарантів і виділити транш у розмірі 734,05 млн. СПЗ».

P.S. Не зря говорят, что тайное рано или поздно становится явным. Я давно ломал голову, почему власть пошла на поводу у “железнодорожной сотни им. Анны Карениной” и поддержала блокаду с ОРДЛО. Вроде бы акт самокастрации налицо, но при этом все участники мероприятия живы, здоровы, не арестованы и, похоже, довольны друг другом.

Но, прочтя письмо к МВФ, понимаешь, что если бы Сема Семенченко не уселся на рельсы сам, пришлось бы его посадить принудительно. А весь этот цирк с блокадой выдумать, чтобы объяснить МВФ, почему цифры, столь впечатлившие их в начале года, с весенним потеплением становятся все скромнее и скромнее.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам