МИД РФ не исключает, что британские власти срежиссировали нападение на Скрипалей

МИД РФ считает, что британские власти либо не способны защитить себя от теракта на собственной территории, либо сами срежиссировали нападение на Сергея и Юлию Скрипаль.

"Здесь элементарная логика подсказывает только два возможных варианта: британские власти либо не способны обеспечить защиту от такого рода, образно говоря, теракта на своей территории, либо они сами напрямую или косвенно — я никого ни в чем не обвиняю — срежиссировали нападение на российскую гражданку [Юлию Скрипаль]. Третьего просто не дано", — заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков на брифинге для иностранных послов.

По его словам, "все более очевидным становится", что нападение на Скрипалей в Солсбери — "это скорее всего очередная грубо сфальсифицированная противоправная авантюра". "Остается лишь раскрыть, кто за этим стоял и какие цели преследовал. Ясно лишь одно — Россия к этому абсолютно непричастна, хотя бы по одной простой причине: для России такая авантюра просто недопустима, она по всем параметрам нам не выгодна", — сказал Ермаков.

Ведомство не исключает и то, что дело могло быть срежиссировано Вашингтоном. "Можно представить, что все это могло быть срежиссировано из-за океана. Ведь ни для кого не секрет, что именно ближайший партнер Великобритании остается единственным государством официально сохраняющим крупнейший в мире арсенал химического оружия", — отметил Ермаков.

"Естественно, поднимающаяся среди ответственных участников Конвенции [о запрещении химического орудия] критика [в адрес США] их не устраивает, они очень болезненно реагируют", — продолжил дипломат. "Может быть вся эта грязная возня вокруг Солсбери этим и объясняется?" — задался вопросом Ермаков.

В ведомстве также удивлены тем, что Лондон не предоставил российской стороне доступ к Юлии Скрипаль."У нас вызывает по меньшей мере большое удивление, что британские власти в нарушение элементарных цивилизованных норм межгосударственного общения не предоставляют российской стороне даже консульского доступа к явно попавшей в беду российской гражданке", — отметил Ермаков.

Он заметил, что британская сторона предоставляет "какие-то отговорки" по этому вопросу, "в то же время сами распространяют какие-то видеоматериалы якобы с места нахождения Скрипалей". "Честно скажу: все это только множит наши вопросы", — заявил Ермаков.

Представитель МИД также удивлен, что "британцы не делятся с нами даже сведениями, получаемыми в результате их следственных действий, и вообще не отвечают ни на какие российские вопросы в отношении Юлии Скрипаль". "У нас нет никаких достоверных сведений относительно того, что и почему произошло с российской гражданкой за последние две недели", — констатировал Ермаков. Он призвал: "Вдумайтесь: все это происходит в ХХI веке и, казалось бы, в цивилизованной стране".

По его мнению, "при таком раскладе требовать каких-то объяснений с российской стороны просто абсурдно".

МИД также подготовил для иностранных послов памятную записку с технической и юридической информацией по делу об отравлении экс-полковника ГРУ. "Мы подготовили вам отдельную памятную записку, которую, я надеюсь, вы сможете сегодня же передать вашей столице, как предусмотрено дипломатической практикой, — сказал Ермаков. — Содержание памятной записки, как того требует жанр этого документа, носит несколько подсушенный технико-юридический характер".

Российский дипломат обратил внимание на прозвучавшую с британской стороны версию о том, что при нападении на Скрипалей были применены боевые отравляющие вещества. "Сразу возникает вопрос: а эти британские глашатаи, они вообще-то представляют, что такое боевое отравляющее вещество? Ведь любой уважающий себя эксперт вам скажет, что реальное применение боевого отравляющего вещества неминуемо ведет к многочисленным жертвам прямо на месте их применения", — сказал Ермаков, отметив, что "в Солсбери совсем другая картина".

"Если до сих пор достоверно не определен предмет расследования, а все факты преднамеренно скрываются, а реальные улики за это время могли уже вообще исчезнуть, как, кстати, это у них в Великобритании не раз случалось, то тогда вообще непонятно, о чем у них, у британцев, идет речь, и причем здесь какие-то обязательства по Конвенции о запрещении химического оружия?", — поставил вопрос дипломат. Он также отметил, что эта Конвенция предусматривает простой и понятных механизм двусторонних консультаций, однако Лондон этим путем не пошел.

"Неужели это какой-то гипноз под действием показанного несколько месяцев назад в Великобритании сериала Майкла Бассета "Ответный удар" (Strike Back) с еще тогда задействованным в этом фильме каким-то "новичком"?" — обратил внимание Ермаков, комментируя обвинения со стороны Лондона в адрес Москвы.

"Число наших вопросов к Лондону растет, — отметил он. — Ни на один из них мы пока внятного ответа не получили". "Нет ясности по главному для нас вопросу — что все-таки произошло на территории Великобритании с двумя российскими гражданами. Пока британские коллеги в своих показаниях очень сильно путаются, уж слишком много у них несостыковок", — указал дипломат.

При этом Россия расценивает нападение в Солсбери как теракт против российских граждан на территории Великобритании. "Это еще раз подтверждает сколь далеки мы на данный момент в наших с вами оценках и подходах. Мы говорим о том, что на двух российских граждан на территории Великобритании совершено нападение. Предоставьте нам все данные по поводу этого, мы считаем, террористического акта против российских граждан на территории Великобритании", — сказал Ермаков, отвечая представителю посольства Великобритании.

Ермаков, полемизируя с британским дипломатом, напомнил, что РФ выступила с инициативой совместно проводить расследование с полностью открытыми всеми данными, "а не приводить какие-то абсолютно непонятные реляции относительно каких-то "новичков". При этом он упрекнул британскую сторону в употреблении сериальной терминологии. "Неужели вам самим не стыдно в такой аудитории в присутствии послов 150 государств говорить про каких-то новичков, старичков, дурачков? Просто смешно! Мне обидно за британскую дипломатию", — сказал он.

Дипломат призвал британцев "немножко оторваться от своей русофобии", от своего "островного мышления". "Я не хочу вас обидеть, я очень высоко мнения о британской дипломатии, поэтому мне просто стыдно за вас, когда это слышу", — добавил Ермаков, подчеркнув при этом, что российские дипломаты в свое время многому учились у своих британских коллег и экспертов, а сейчас призывают их к диалогу.

Представитель посольства Соединенного Королевства после вступительного слова главы департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимира Ермакова на брифинге вновь обозначила позицию Великобритании по этому делу. "В контексте этого брифинга, мне кажется, уместным коротко передать видение Соединенного Королевства по этой проблеме и пояснить предпринятые в связи с этим меры относительно российских властей, — сказала она. — В первую очередь, я хочу сказать, что, как только эта ситуация возникла, мы были открыты для обсуждения этого случая с Россией, но с тех пор так и не были установлен контакт на двустороннем уровне по этому вопросу".

Москва ожидает от Лондона и Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) официального детального доклада в отношении дела Скрипаля. "Нам нужны полноформатные заключения с детальным подтверждением просмотренной ОЗХО основополагающей для любого дела последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств", — подчеркнул Ермаков.

Ермаков напомнил, что Россия предложила британской стороне провести совместное расследование, чтобы все-таки выявить виновных в инциденте в Солсбери. "Для этого, естественно, мы запросили доступ ко всем материалам расследуемого Скотленд-Ярдом дела. Без этого получить сколько-нибудь понятную картину реально происходящего просто невозможно. Вновь последовал отказ как и прежде без объяснения причин", — отметил он.

Дипломат обратил внимание на тот факт, что 19 марта эксперты техсекретариата ОЗХО прибыли в Великобританию "в связи с официальным приглашением госпожи Терезы Мэй провести независимый анализ результатов британского расследования инцидента в Солсбери".

"Вчера состоялось заседание совета безопасности ООН. Но обсуждалась, как вы знаете, сирийская химия. Однако наши британские коллеги затронули и их инцидент в Солсбери, — заметил Ермаков. — У нас была возможность вновь задать элементарные вопросы как гендиректору Организации по запрещению химоружия, так и нашим британским коллегам. К сожалению, прозвучавшие ответы не были полновесными. По наиболее важными для нас вопросам коллеги просто ушли от ответа".

При этом, по оценке представителя МИД, в целом атмосфера была нормальной, "никто особо истерик никаких не закатывал".

"Мы намерены прояснить в ОЗХО, на основании какого пункта статьи 8 Конвенции (о запрещении химоружия) сотрудничает техсекретариат и Великобритания. Обращаем внимание на то, что статья 8 в общем-то посвящена структуре организации и распределению полномочий между ее органами. Кроме того, нельзя забывать, что в рамках конвенции про запрещению химоружия никакой анализ национальных расследований, как это запросила британская сторона, техсекретариат проводить не вправе", — сказал он.

Россия уничтожила свой запас химического оружия, и этот вопрос закрыт раз и навсегда, указал Ермаков.

"27 сентября 2017 года ОЗХО официально подтвердила, что Россия досрочно завершила уничтожение всех имеющихся у нее запасов химоружия. Этот вопрос для нас закрыт раз и навсегда. Нечистоплотные попытки британских политиков внести какую-то сумятицу в это благородное дело, прямо скажем, не делаю им чести", — сказал он. Ермаков добавил, что Лондону не удастся подвергнуть шельмованию или подорвать престиж ОЗХО.

Ермаков подчеркнул, что британские коллеги "довели свое воспаленное сознание до того, что осмелились поставить под сомнение действенность самой ОЗХО, наиболее авторитетно и эффективной функционирующей международной организации в области разоружения".

Он напомнил, что при содействии 17 государств — членов ОЗХО, при непосредственном участии всего Евросоюза, "Россия успешно исполнила свою национальную программу по уничтожению химоружия". "Был полностью ликвидирован оставшийся нам в наследство от СССР крупнейший в мире арсенал химического оружия — это порядка 40 тыс. тонн", — сказал дипломат. Он добавил, что эти данные российской стороны "были тщательно проверены и подтверждены многочисленными инспекционными группами технического секретариата ОЗХО".

"Мы очень внимательно отслеживаем развитие ситуации вокруг дела Скрипалей. Мы фиксируем абсолютно все детали. Уверены, что со временем авторы и участники этой провокации в итоге, конечно же, понесут наказание", — подчеркнул Ермаков.

Он отметил, что "Россия никого ни в чем не обвиняет". "Просьба не передергивать в столицах то, что мы реально говорим. Да, в наших выступлениях прозвучали ссылки на химико-технологический потенциал Чехии, Швеции и некоторых других государств, но только в качестве одного из примеров того, насколько высокоразвиты в мире научно-исследовательские работы, насколько важно нам всем отслеживать потенциал двойного назначения", — обратился представитель МИД к зарубежным послам. Ермаков вновь повторил просьбу не рассматривать эти заявления "как какие-то претензии к каким-то партнерам".

"Россия в данном контексте никого и ни в чем не обвиняет. У нас вообще нет такой манеры кого-то в чем-то беспочвенно обвинять", — подчеркнул представитель российского внешнеполитического ведомства.

"По обычным дипломатическим каналам мы будем готовы со всеми с вами продолжить это общение, потому что исключительно важно, чтобы не оставалось по столь серьезным темам никаких вопросов", — обратился к иностранным послам Ермаков.

"Если мы действительно преследуем цель разрешить существующие проблемы, то их нужно вскрывать, обсуждать и находить решения. Только так мы сможем добиться позитива", — подчеркнул Ермаков.

При этом он констатировал, что с британской стороны пока не наблюдается желания вести диалог. "Я думаю, что придет время и наши британские коллеги вернутся к своему высочайшему дипломатическому профессионализму и высочайшему экспертному уровню", — заявил Ермаков.

Он признался: "Честно говоря, я в шоке от того, что приходилось слушать из уст так называемых их [британских] политиков. Очень трудно таких людей называть политиками. Мне стыдно за то, что такие люди вещают из Лондона. Стыдно за тех людей — британцев, дипломатов, экспертов, — с которыми очень многие десятилетия постоянно общаешься".

Источник: ТАСС
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам