Нефтяной переполох: американские санкции надоели всем

Мир снова обеспокоен ценами на нефть. Вчера поползли слухи о взрыве двух нефтяных танкеров Саудовской Аравии. Ранее вступили в силу американские санкции в отношении Ирана. Теперь нефть из Исламской республики запрещено покупать всем странам мира. Но есть позиция Китая, который не собирается идти на поводу у Штатов. Да и Евросоюз не против заключить соглашение, которое позволит Тегерану продавать нефть, несмотря на возражения США. Налицо явное сопротивление американской позиции. Но цена бензина все равно вырастет.

Как сообщило вчера агентство Associated Press со ссылкой на власти Саудовской Аравии, в отношении двух танкеров страны была совершена диверсия. По словам министра энергетики Халида аль-Фалиха, судам был нанесен значительный ущерб, однако нападение не привело к жертвам или разливу нефти.

Но цены все равно отреагировали. Июльские фьючерсы на Brent на лондонской бирже ICE Futures вчера подорожали на $0,24 (0,34%) – до $70,86 за баррель. В то же время стоимость июльского фьючерса на WTI на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) понизилась до $61,63 за баррель.

Специалисты отмечают, что загадочная история с диверсией против саудовских танкеров просто усилила и так существующую нервозность. Радикального прибавления к и так высокой цене не было. Для сравнения: в прошлую пятницу Brent продавали по $70,62 за баррель.

На конъюнктуру мирового рынка влияет совсем другой фактор – так называемый “запрет 2 мая”. Первый резкий скачок был отмечен 22 апреля, как только появилась информация о нем: тогда стоимость нефти марки Brent впервые с конца октября 2018 года превысила отметку в $74 за баррель. Потом был откат на $3-7 и снова рост.

Что же такое “запрет 2 мая”? История этого вопроса следующая. 5 ноября 2018 года Вашингтон возобновил санкции в отношении Ирана, потребовав от государств-союзников прекратить покупать иранскую нефть под угрозой штрафных мер для компаний-закупщиков. Поводом стало то, что Иран якобы не выполнил условия ядерной сделки Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ядерной проблемы Ирана (СВПД).

Для восьми стран – Индии, Китая, Тайваня, Турции, Южной Кореи, Японии, а также Греции и Италии было сделано исключение – отсрочка на 180 дней. Она истекла 2 мая 2019 года. С этого дня им также было запрещено прикасаться к иранской нефти.

Эксперты говорят, что Иран фактически издевается над Штатами, выпуская в море танкеры с отключенной геолокацией и проводя финансовые транзакции через посредников, без указания страны-отправителя. Этим, например, занимался банк UniCredit, который хотят оштрафовать на $1,3 млрд.

Самый большой удар это нанесло Турции, на которую, по данным берлинской консалтинговой компании Orient Matters, приходится 45% иранского нефтяного экспорта – около 240 тысяч баррелей в день.

Не случайно именно Турция выступила с резкой критикой введения санкций. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал США пересмотреть это решение, поскольку его страна не может в столь короткое время найти альтернативные источники нефтяных поставок.

Но турки не одиноки в своем возмущении. Только три страны из списка – Италия, Греция и Тайвань – официально заявили, что свернули закупки. Остальные промолчали. Это говорит о том, что они готовы продолжать закупки нефти исподтишка. Такую возможность подтвердил замминистра нефти Ирана Амир Хоссейн Заманиния. Он сообщил, что Иран мобилизовал все ресурсы для продажи нефти на "сером рынке" для обхода санкций США, не уточнив, что подразумевается под таким рынком.

Эксперты говорят, что Иран фактически издевается над Штатами, выпуская в море танкеры с отключенной геолокацией и проводя финансовые транзакции через посредников, без указания страны-отправителя. Этим, например, занимался банк UniCredit, который хотят оштрафовать на $1,3 млрд. Банк вел долларовые счета от лица одной иранской судоходной компании, управляя ими таким образом, чтобы скрыть ее участие в сделках, осуществляемых через американских посредников.

После скандала с UniCredit западные финансовые учреждения в большинстве своем отказались от каких-либо отношений с Ираном. Но он нашел другие лазейки: в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не входят ни Китай, ни Индия. Они могут не открывать свои финансовые каналы спецслужбам США и Европы.

А физически задерживать танкеры чревато, ибо Иран уже заявил, что в ответ на попытки контролировать его суда закроет для прохода Ормузский пролив. И никто не сомневается, что стоит администрации Трампа довести конфликт до стадии военного противостояния, угроза будет немедленно выполнена.

Не говоря уже о том, что в игре вокруг иранской нефти Америка напрямую сталкивается со своим главным конкурентом – Китаем. То, что Иран выживает во многом благодаря Китаю, не секрет. Но как с этим сотрудничеством бороться, в Вашингтоне не знают.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), поставки иранской сырой нефти в апреле 2019 года составляли всего 1,1 млн. баррелей в сутки (б/с), а это на 300 тыс. баррелей в сутки меньше, чем в марте и на 1,7 млн., чем в мае 2018 года. Но совершенно очевидно, что эта статистика не учитывала поставки в Поднебесную.

Известно, что Китай по итогам апреля рекордно увеличил импорт именно иранской нефти. В частности, объем закупки составил 43,73 млн. тонн (или около 10,64 млн. баррелей в сутки), что на 11% больше по сравнению с апрельскими данными 2018 года. Не следует также забывать, что в течение первых четырех месяцев 2019 года Китай стал крупнейшим импортером нефти в мире – 164,9 млн. тонн (или около 10,03 млн. баррелей в сутки).

Сколько при этом зашло “неофициальной” нефти из Ирана, можно только догадываться. Специалисты оценивают объемы в 800 тыс. баррелей в сутки, что является самым высоким уровнем с августа 2018 года.

Американские санкции по Ирану, похоже, надоели всем. Европа испытывает крайнее раздражение, для Китая это своего рода детонатор активных действий в условиях торговой войны. Все вместе может выразиться в согласованное неподчинение стран Штатам. Американцы, привыкшие к безусловной покорности партнеров, пока не знают, как им себя вести в таких условиях

Все это дико раздражает Дональда Трампа. На днях он вновь раскритиковал экономическую политику Китая и пригрозил повысить пошлины на китайские товары. Речь идет о планах ввести 25-процентные тарифы на продукцию из КНР стоимостью $325 млрд. В результате тарифы могут распространиться практически на весь китайский импорт в Соединенные Штаты.

Но тут проснулась Европа, для которой происходящее грозит дальнейшим ростом цен на нефть. Европейские лидеры оказались не готовы сказать решительное “Нет!” американцам, но дипломатичные высказывания об “эскалации без конкретных целей” совершенно четко демонстрировали их неудовольствие происходящим.

Тем более, что параллельно с санкциями против Ирана США расширили и санкции против Венесуэлы, чем уже убрали с рынка 2-3 млн. баррелей в сутки. А вместо нее впаривают все тем же европейцам свои поставки сланцевой нефти, которая считается некачественной и довольно дорогой.

Европа уже давно призывала Штаты согласовать легальные схемы, позволявшие бы ей импортировать “черное золото” из Ирана. Например, возобновить бартерные сделки "нефть в обмен на товары" и т.д. Впрочем, при поддержке такого мощного союзника, как Китай, Иран не особо нуждается в европейских “подачках”: в КНР какого хочешь товара – пруд пруди. Причем цены намного ниже, чем в Европе.

Не случайно Евросоюз встревожился и, наплевав на неудовольствие Вашингтона, принялся готовить некое соглашение, которое позволит Ирану продавать нефть, несмотря на санкции. Детали сделки не разглашаются. Саму новость журналистам сообщил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

"Иран и ЕС находятся на пороге соглашения, которое, несмотря на возврат односторонних американских санкций, сделает возможными продажу иранской нефти и получение доходов от нее", – заявил он, отвечая на вопрос, какие механизмы Тегеран предусмотрел для продажи нефти после 2 мая.

В общем, американские санкции по Ирану, похоже, надоели всем. Европа испытывает крайнее раздражение, для Китая это своего рода детонатор активных действий в условиях торговой войны. Все вместе может выразиться в согласованное неподчинение стран Штатам. Американцы, привыкшие к безусловной покорности партнеров, пока не знают, как им себя вести в таких условиях.

Для нас, горемычных и далеких от геополитики, значение имеет только один фактор: цены на бензин на украинских АЗС не упадут. А если Европа не сумеет заключить соглашение с Ираном, еще и вырастут.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам