Наука выбирать–4. КПСС по-сингапурски

После некоторой паузы завершаем наш международный предвыборный обзор. Мы уже рассказали о муниципальном фильтре в России; удаче, внезапно выпавшей «зеленым» и социалистам во Франции, и специфике балканских избирательных тенденций в Сербии и Черногории. А теперь перенесемся в музей будущего – Сингапур. Накануне грандиозного обвала своей экономики он сумел избрать новый парламент. А поскольку это одновременно город и страна (два в одном), выборы в парламент там можно считать местными. Наша тема!

Не помню, рассказывала я это только друзьям или читателям “Версий” тоже (проклятый склероз, так и расстрелять могут, как говорил персонаж известного анекдота про Чапаева, – автор), но побывать там я мечтала без малого 20 лет. С тех пор, как опубликовала в нашем интернет-издании фрагменты из распечатанного на лазерном принтере 423-страничного перевода мемуаров Ли Куан Ю под названием "Сингапурская история: из третьего мира в первый".

И вот в начале этого года, аккурат за месяц до глобального карантина, моя мечта осуществилась. Все было, как и писали в путеводителях: сады-небоскребы, метро без машинистов, мини-автобусы без водителей, деревья-электростанции, водопады в торговых центрах, полностью роботизированный терминал аэропорта с бассейном на крыше и стерильные туалеты на ВСЕХ станциях метро.

Сингапур настолько впереди планеты всей в плане технологий и общественного развития, что, казалось бы, никакая зараза его не возьмет. Но на практике этот город-сад стал первым в мире по коронавирусному падению экономики – минус 41,2%. Больше, чем в США.

Прискорбные цифры стали известны почти одновременно с проведенными в июле этого года парламентскими выборами. Тут стоит учесть, что площадь Сингапура составляет 725,7 кв. км. И хотя она постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 1960-х годов, страна все еще меньше размеров города Киева на сотню квадратных километров.

А из 63 островов, заявленных в собственности Сингапура, реальными являются только Убин и Сентоза. При этом Сентоза – это продвинутый собрат киевского Гидропарка, а Убин – своего рода мини-заповедник для желающих покинуть на время урбанистический Сингапур и провести время в окружении девственной природы. В общем, местные зоны отдыха.

Поэтому будет уместно рассматривать выборы в парламент Сингапура, которые прошли в июле, как аналог наших местных выборов. В отличие от официально трехмиллионного Киева (не сомневаюсь, что с неучтенными приезжими жителей столицы Украины намного больше, – автор) 5,6-миллионный Сингапур отличается удивительным политическим постоянством.

На региональном киевском уровне были классические мэры со своими политсилами вроде Александра Омельченко, который все еще на плаву, хотя избиратели до 30 лет не знают кто это. Или эпатажные “космические” персонажи вроде Леонида Черновецкого. О “Слуге народа” рассуждать не будем. Это отдельный феномен

Это у нас тут на каждых выборах появляется партия “киндер-сюрприз”, собирающая голоса на один сезон. Перепробовали мы и экологистов-зеленых (не путать с окрашенными в зеленый цвет “Слугами народа”), и радикалов на грани нацизма из “Свободы”, и львовских газд из “Самопомощи”, недавно еще и фан-партию лидера группы “Океан Эльзы” Святослава Вакарчука провели в парламент.

На региональном киевском уровне были классические мэры со своими политсилами вроде Александра Омельченко, который все еще на плаву, хотя избиратели до 30 лет не знают кто это. Или эпатажные “космические” персонажи вроде Леонида Черновецкого. О “Слуге народа” рассуждать не будем. Это отдельный феномен.

Если бы мы рассказали о наших переменчивых политических пристрастиях жителям Сингапура, те сильно удивились бы. С тех пор как в 1990 году Ли Куан Ю покинул пост премьер-министра, после более чем 30 лет пребывания на должности, у него было только два преемника: Го Чок Тонг и Ли Сянь Лун. Один работал премьером 14 лет, другой, если не ошибаюсь, занимает этот пост до сих пор.

Поскольку, как мы уже сказали, Сингапур – это город-страна, премьера можно сравнить с главой КГГА. А есть еще мэр, он же президент. Его, как правило, никто не знает. Но для декоративных демократических функций вполне сгодится.

Президенты в Сингапуре добросовестно менялись практически каждые 5 лет:

1965-1970 — Юсуф бен Исхак

1970-1971 – Е Гим Сенг;

1971-1981 – Бенджамин Генри Шиэрс;

1981-1985 – Ченгара Ветил Деван Наир;

1985-1993 – Ви Ким Ви;

1993-1999 – Онг Тенг Чеонг;

1999-2011 – Селлапан Рама Натан;

2011-2017 – ТонитТан Кен Ям;

1 – 14.09 2017 – Джозеф Юварай Пиллай;

с 14 сентября 2017 года и по сей день Галима Якоб.

Кстати, Бенджамин Генри Шиэрс – тоже представитель китайской общины, а вовсе не европеец, как можно подумать по его имени. Нынешний президент Галима Якоб – по национальности малазийка. Заодно и первая дама во главе страны. Гендерный принцип соблюден.

За все годы независимости Сингапура, начиная с 1963 года, партия «Народное Действие» ни разу не проигрывала выборы. Ее несколько раз раскалывали. Первый – в 1964 году по этническому признаку: тогда малазийскими членами партии была создана Партия демократического действия. С ней пытались соперничать левые – коммунисты и социалисты, пока их всех из сугубо демократических побуждений не пересажали в тюрьмы

Заметим, как четко в лице ни на что не влияющего президента выдержаны национальные квоты. Почетную должность занимали представители всех основных этнических групп Сингапура: китайцы, индусы, малазийцы, а вот премьер-министрами были только китайцы. При этом никто в мире не возмущается, что полноценных премьер-министров в Сингапуре за всю его историю независимости было всего три. И не говорит о диктатуре, как Запад выражается относительно Александра Лукашенко.

Более того, из трех перечисленных премьеров двое – отец “экономического чуда” Ли Куан Ю и ныне действующий глава правительства Ли Сянь Лун – это отец и сын. Попробовав отдать на 14 лет штурвал страны в чужие руки, Ли Куан Ю в итоге пришел к выводу, что лучше его старшего сына с такой ответственной работой никто не справится. Особенно, если стать при этом официальным советником отпрыска-премьера. Правда, на этой должности он пробыл всего год и почил с миром. Но дело его живет. И партия тоже.

За все годы независимости Сингапура, начиная с 1963 года, партия «Народное Действие» ни разу не проигрывала выборы. Ее несколько раз раскалывали. Первый – в 1964 году по этническому признаку: тогда малазийскими членами партии была создана Партия демократического действия. С ней пытались соперничать левые – коммунисты и социалисты, пока их всех из сугубо демократических побуждений не пересажали в тюрьмы.

Но потом партию оставили в покое и больше не пытались переиграть. Она уверенно побеждала раз в четыре года. Колебался лишь процент отданных за нее голосов. На выборах 10 июля 2020 года ПНД показала лучший результат с 1980 года и завоевала 83 места из 89 возможных. Абсолютное большинство, как у нас сказали бы – монобольшинство. Несмотря на обвальное падение экономики страны из-за коронавируса.

Некоторые западные аналитики робко намекают, что за период бессменного нахождения у власти «Народное Действие» стала “пиратской копией” КПСС. Фактически произошло сращивание партийного и государственного аппарата, так хорошо знакомое нам. Но это никого не напрягает. Зачем нужны разные партии, если одна вполне справляется? Лучшее враг хорошего.

Знаете, что характерно? Лично я не заметила в Сингапуре каких-то общественных страданий по этому поводу. Никто не жаловался на дефицит демократии. Нигде не просматривались признаки творчества так называемых “соросят” и разного рода структур для усиления демократизации.

Мне показалось, что в Сингапур они боятся сунуться. И даже мысли себе не позволяют пискнуть насчет диктатуры. Если не ошибаюсь, в стране-городе до сих пор не отменена смертная казнь. И абсолютно точно актуально применение телесных наказаний в виде нанесения ударов ротанговыми палками. Не знаю, как это связано с политическим единодушием избирателей, но с поощрением его Западом точно как-то связано.

Источник: Версии
54321
(Всего 4, Балл 3 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам