Также были систематизированы и все имеющиеся в стране органы власти. Из них создали шесть типов: министерство, служба, инспекция, агентство, независимые регуляторы и органы со специальным статусом, а общее количество урезали вдвое – вместо 112 органов центральной исполнительной власти были созданы 63. В том числе 16 министерств, 28 служб, 13 агентств и 7 инспекций. Количество сотрудников Кабмина (1174 человека) пообещали сократить более чем наполовину.
Поменялась также система управления министерствами. Появилась должность руководителя аппарата в статусе заместителя министра. Таким образом, министр получил двух заместителей с политическим статусом и одного – с «менеджерским». Не обошлось без сокращений и в президентской епархии. После проведения оптимизации структур Администрации Президента и СНБО их штат урезан на 135 сотрудников – с 740 человек до 605.
Вообще, предельная численность аппаратов министерств и ведомств – это ключевой вопрос админреформы. Вопрос крайне сложный. Не случайно утрясался он почти год. Постановление Кабинета министров №937 появилось лишь несколько дней назад –7 сентября. За месяц до этого распоряжением от 9 августа Виктор Янукович поручил Кабинету министров утвердить предельную численность работников территориальных органов министерств и ведомств до 15 октября.
Получается, что Кабмин справился с этим заданием с опережением графика. Но, как говорят в кулуарах, визы на документе о граничной численности аппарата из органов власти пришлось буквально вытрясать. Ужиматься не хотел никто. Во всяком случае, до тех пор, пока президент на одном из совещаний не попросил бюрократов сделать это «по-хорошему».
Если сравнивать с аналогичным постановлением от 13 мая 2009 года № 464, то почти все госструктуры «похудели», как минимум, на 100 голов. Хотя в них влились чиновники из сокращаемых ведомств и подразделений
В результате, если сравнивать с аналогичным постановлением от 13 мая 2009 года № 464, то почти все госструктуры «похудели», как минимум, на 100 голов. Хотя в процессе реформирования в них влились чиновники из сокращаемых ведомств и подразделений. Так, в МинАПК остается 377 сотрудников из 472, в Минприроды – 216 из 438, в Минэнергоуголь – 414 вместо 591: 255 из Минуглепрома и 336 из Минтопэнерго. По сто человек сокращается в МИДе, Минфине и МОЗе. А вот Минфин сократят почти на треть (с учетом региональных подразделений).
При этом изменится модель управления ведомствами. Первым по новым правилам попробует жить Минюст, который по своим полномочиям и отвечает за админреформу. Как сказал министр Александр Лавринович, на примере его ведомства будет продемонстрировано, каким образом можно реформировать территориальные органы исполнительной власти – как в осуществлении функций, так и в предоставлении административных услуг.
«У нас планируется создание единого офиса, который будет обеспечивать общее управление кадровой работой, работой бухгалтерии и хозяйственного сектора для территориальных управлений юстиции и подразделений таких органов, как Государственная исполнительная служба и Государственная регистрационная служба, контролируемых через министра юстиции, – говорит Александр Лавринович. – В результате объединения в едином офисе функций, являющихся общими для указанных органов, будет сокращено количество задействованных для их реализации государственных служащих, а также сэкономлены государственные средства…».
В планах Минюста завершить разработку всей нормативной документации, а также недостающих проектов законов уже к осенним холодам. Чтобы до Нового года переформатировать полномочия всех центральных органов власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций под новую систему. Если все пойдет по плану, 2012 год, утверждает Александр Лавринович, будет посвящен анализу того, каким образом будут функционировать новосозданные или реорганизованные органы исполнительной власти. Другими словами, насколько они жизнеспособны.
В ближайшей перспективе самая интересная часть админреформы – кадровая. Согласно распоряжению президента, до 15 октября количество заместителей руководителей должно быть оптимизировано, а их полномочия должны быть приведены к новому знаменателю. Глобальная перетасовка породила два противоположных действия – с одной стороны, броуновское движение аппаратчиков, с другой – молчаливый саботаж тех же самых персонажей.
В ближайшей перспективе самая интересная часть админреформы – кадровая. Согласно распоряжению президента, до 15 октября количество заместителей руководителей должно быть оптимизировано
Источники в Кабмине говорят, что пока замы не рассядутся по местам, как птички по веткам, реального движения куда бы то ни было не будет. Те же источники говорят, что Администрация президента не вмешивается в процесс реформирования, давая Николаю Азарову и его министрам кадровый карт-бланш.
Итогом всех этих телодвижений должно стать «очеловечивание» госаппарата и его (насколько это возможно в нашей стране) европеизация. «Реформа органов государственной власти – это не косметика в структуре Кабинета министров. Это системные изменения, цель которых – превратить государство в эффективный аппарат, который предоставляет качественные услуги. А также, что главнее всего, создать такой аппарат, «заточенный» на реформы и модернизацию», – сказал в одном из выступлений Виктор Янукович.
Действительно, цифры сокращений аппаратчиков – лишь видимая часть айсберга, цель которого, как заявлено официально, оптимизировать расходы на содержание аппарата и одновременно повысить эффективность государственного управления в Украине. Но каждый чиновник представляет собой «комплексный пакет» из должностных обязанностей, круга знакомств, системы связей, взаимоотношений и протекций. Случайных людей на ответственных постах нет. Каждый документ, будь то «фишка» или проект решения, следует тщательно выверенным путем от одного надежного человека к другому. Разрыв этих связей – болезненный удар по бюрократическому процессу. Особенно, если он приправлен коррупционной заинтересованностью. Но без этого любое преобразование в стране, связанное с уменьшением теневых доходов бюрократии, обречено на провал.
По мнению главы КРУ Петра Андреева, успешное завершение админреформы может наполовину сократить «рынок коррупционных услуг» в стране. «Я уверен, что админреформа приведет к тому, что мы как минимум на 50% уменьшим коррупцию в органах власти – реорганизация многих министерств и ведомств приведет к этому», – говорит Андреев.
Впрочем, эксперты и политологи считают, что построить идеально прозрачную систему на старых, хотя и опытных кадрах, невозможно. «Многие говорят, что ключевой задачей административной реформы является сокращение затрат на управление, однако данное направление не может быть ключевым. Если в старом и неэффективном котле сжигать меньше топлива – то просто станет холоднее…», – шутит политолог Петр Олещук.
Действительно, в отличие от России, где молодежь из обеспеченных семей рвется во власть, потому что это престижно, у нас работать на низовых позициях за невысокую зарплату госслужащего охотно соглашаются лишь провинциалы. А в условиях режима жесткой экономии энтузиазм теряют и они. В то время как старые бюрократы не сильно страдают от этого: основные доходы им приносит должность, а не зарплата. Поэтому их главная задача – свести капитальный ремонт бюрократического механизма к очередной «косметике». И для этого они готовы на любые жертвы…