В интервью "Комсомольской правде" Михалков обрушился на кинокритиков, заявив, что они обсуждают не картину, а его самого. "Я похоронил их всех на пять метров, эту всю кинокритику нашу. Они же все время отождествляют Котова со мной. А если это так — мне вообще разговаривать с ними не о чем. А уж когда меня начинают трепать за черную пехоту, все — это безграмотные люди", — сказал режиссер.
"Ребята, что вы думаете, из седла меня выбить тем, что вы про меня пишете? Я-то знаю, почему я это делаю. Для политики, для денег, для славы, потрафить кому-то?! Да идите в ж**у, я так чувствую, я так вижу и в это верю. И я знаю, что здесь есть новаторство. Когда мне выражают сожаление о моей немощности, старости — у меня обид по этому поводу нет. Я знаю, что я могу и чего не могу. И я знаю, военная картина собрать огромную кассу сегодня в нашем обществе, изуродованном современным отечественным кинематографом, не может по определению. Если мы снимаем только то, что приносит деньги, — ради Бога! — оставайтесь с "Яйцами судьбы". Но что из вас потом вылупится — посмотрим", — заявил Михалков.
Эксперты указывают, что вряд ли от нового творения Михалкова можно было ждать кассы. Как заявил "Интерфаксу" директор Российского института культурологии, киновед Кирилл Разлогов, "Цитадель" изначально не могла собрать в прокате большую кассу, так это — типичный случай артхаусного кино. "Еще первая часть "Утомленных солнцем-2" показала, что перед нами — образец настоящего авторского кино, и значит, судить его по тем же меркам, по каким судят мейнстрим, нельзя, — сказал Разлогов. — Зрители изначально ошиблись, приняв это кино за трэш, но потом подавляющее большинство зрителей поняло свою ошибку и на вторую часть уже не пошло. Все-таки артхаус — это кино не для всех. Так что у него нормальная прокатная судьба, никакого провала нет".
"Всякий зритель, направляясь развлекаться, хочет, чтобы к нему проявляли уважение, неважно — в кино ли, в театре ли, на выставке ли, — комментирует кинорежиссер Виталий Манский. — А в случае с Михалковым все получилось наоборот — он настолько презирает зрителя, он до такой степени неблаговидно вел себя все последние годы, что зрители не могли этого не почувствовать. Вот и ответили".
"В такой ситуации говорить о провале — по меньшей мере непрофессионально. Так могут говорить лишь люди, которые не ориентируются в ситуации, — комментирует генеральный продюсер студии "Тритэ", генеральный продюсер "Утомленных солнцем-2" Леонид Верещагин. — Во-первых, пятое место в прокате — это совсем не провал, это нормально, когда у тебя в конкурентах суперблокбастеры — "Форсаж-5", "Тор" и другие. Во-вторых, в нашем случае мы и не рассчитывали на быстрые деньги — фильмы такого рода не могут собрать кассу мгновенно, и делать выводы на основе одного уикенда нельзя".
"Все российские амбициозные фильмы собирают катастрофически маленькие деньги, и это стало уже настолько привычным делом, что продюсеры избрали новую тактику защиты — объясняют, что так и было задумано, — прокомментировал ситуацию кинокритик, почетный президент Международной ассоциации кинокритиков Андрей Плахов. — Причин того, что зритель не пошел на "Цитадель", — множество, но самое главное объяснение — это качество".
"Чтобы фильм собрал хорошую кассу, он должен быть в первую очередь качественным, хотя, конечно, мы знаем и обратные примеры, когда негодное кино собирало хорошие деньги, но это уже другая история — рассказал Плахов. — Это, как правило, фильмы из сферы массовой культуры, а "Утомленные солнцем-2" претендуют на другое. Есть и другие объяснения — неправильный промоушн, невысокий профессионализм прокатчиков, но они уже второстепенные".