Но после рейдерской атаки, организованной «Сварог Эссет Менеджмент» 21 мая 2007 г., которую возглавил лично Белинский, стало понятно: Белинский перешел на сторону рейдеров, а потому работать под руководством Виктора Субботина не сможет. Также после рейдерской акции был уволен заместитель генерального директора по режиму Иван Ольховский. Уволен Ольховский был за то, что своим бездействием допустил совершение рейдерской атаки на «Турбоатом».
В свое время Ольховский учредил ООО «Реестр Холдинг», которое является регистратором «Турбоатома», т. е. в обязанности этого общества входит ведение реестра акционеров завода. Для Григоришина подконтрольность регистратора Ольховскому была редчайшей удачей. Российский олигарх выкупил у Ольховского 90% ООО «Реестр Холдинг». Оставшиеся 10% Ольховский оставил за собой: десятая часть регистратора принадлежит падчерице Ольховского Елене Прошуте, которая осталась формальным директором «Реестр Холдинга».
Фактическое руководство регистратором осуществляют люди Григоришина. Киевский филиал «Реестр Холдинга», который был создан для того, чтобы было удобнее «прятать» реестр от эмитента, возглавляет Галина Шатова, бывшая сотрудница «Энергетического стандарта» Григоришина. Алексей Шевченко – юрист, обслуживающий «Реестр Холдинг», – имеет доверенности и от «Реестр Холдинга», и от «Сварог Эссет Менеджмент», подконтрольной Григоришину. Возглавляет борьбу «Реестр Холдинга» против «Турбоатома» Герман – также человек Григоришина.
После того как регистратор попал под контроль Григоришина, получить реестр акционеров для ОАО «Турбоатом» стало невозможным. Это привело к тому, что легитимность главного органа открытого акционерного общества – собрания акционеров – постоянно оспаривается в суде.
28 августа 2007 г. ОАО «Турбоатом» провело собрание акционеров. На нем было принято решение о переводе акций в бездокументарную форму, т. е. фирма-регистратор как таковая стала не нужна. Но реестр акционеров для проведения собрания не был предоставлен регистратором, поэтому тут же последовала серия судебных исков от акционеров, чьи права якобы были нарушены, о признании собрания недействительным. Так, например, бывший руководитель завода Евгений Белинский за день до проведения собрания перевел часть своих акций на родственников, что дало ему право требовать признания собрания нелегитимным.
Украинское законодательство в данном случае не делает разницы между акционером, владеющим одной акцией стоимостью 25 коп., и акционером, владеющим акциями на миллионы гривен. В случае с «Турбоатомом» Белинский, а позже фирма «Сварог Эссет Менеджмент» судебными исками заблокировали выполнение решений собрания. Тот факт, что при блокировании решений были нарушены права семи тысяч акционеров ОАО «Турбоатом» и главного акционера – государства, которое владеет 75% акций завода, судебные инстанции, похоже, совершенно не интересует.
Прятать реестр от акционерного общества – задача не тривиальная: нельзя закопать реестр акционеров в надежном месте, отметить это место на карте крестиком и разойтись по домам. Надо соблюдать хотя бы видимость законности. Если фирма-регистратор не желает работать, т. е. хочет саботировать выдачу реестра акционеров, надо, чтобы кто-то фирме работать запретил. Запрета Григоришина тут явно не хватит. Только один орган может что-то запретить, да так, чтобы запрет этот имел видимость законного, – суд. Но и суд не может запретить что-то просто так. Для придания видимости законности отказам «Реестр Холдинга» выполнять свои прямые обязанности в части предоставления реестра акционеров эмитенту, была реализована комбинация, ключевую роль в которой сыграл третейский суд.
Итак, в постоянно действующий Юго-восточный межрегиональный третейский суд, расположенный в Днепропетровске, обратилась некая Осарчук с просьбой рассмотреть конфликт между нею и Романом Кузнецовым (бывшим начальником юридического отдела «Турбоатома»). Они якобы не поделили акции ОАО «Турбоатом». Третейский суд встает на сторону обиженной женщины, принимает решение восстановить справедливость и обязать «Реестр Холдинг» внести изменения в реестр акционеров. А теперь – внимание! Кроме этого, до удовлетворения требований Осарчук суд запрещает «Реестр Холдингу» выдавать реестр акционеров эмитенту – ОАО «Турбоатом» – и вообще кому бы то ни было. При этом в какой срок Кузнецов должен осуществить передачу акций Осарчук, суд не оговаривает.
Есть в этой комбинации одна проблема: третейские суды выдавать какие-либо предписывающие документы третьей стороне, которой в споре «Осарчук – Кузнецов» является «Реестр Холдинг», права не имеют. А ведь целью проведения комбинации был запрет ООО «Реестр Холдинг» выдавать реестр акционеров. Для этого был использован суд общей юрисдикции. Правда, подобные дела должен рассматривать суд хозяйственный, а не общей юрисдикции, но это «детали», которые рейдеров не смутили. Ленинский районный суд Днепропетровска вынес соответствующее решение, а главное – выдал исполнительный лист, согласно которому «Реестр Холдингу» предписывалось ничего не предпринимать до тех пор, пока Кузнецов не соизволит передать права собственности на акции Осарчук. Кстати, акций «спорных» было всего на 595 гривен. Вот так на основании копеечного «спора» между бывшим начальником юридического отдела Кузнецовым и гражданкой Осарчук «Реестр Холдинг» стал не просто саботировать выдачу реестра акционеров, а делать это на основании судебного исполнительного листа.
Интересно, что комбинация с третейским судом разыгрывается рейдерами уже во второй раз. В первый раз попытка блокировать деятельность ОАО «Турбоатом» была предпринята в середине этого года. Третейский суд был все тот же – Юго-восточный межрегиональный, суть комбинации та же, но были и отличия. Во-первых, «спорящие» стороны были другие – некто Рузиев и фондовая компания «Меридиан». Во-вторых, суд общей юрисдикции был не Ленинский, а Синельниковский.
Тогда руководители «Турбоатома» обратились в прокуратуру Днепропетровской области, которая среагировала так, как должна была: судьи Синельниковского районного суда и суда третейского получили от прокуратуры настоятельную просьбу отменить свои решения и выполнили ее. Любопытно, что невольными помощниками «Турбоатома» в той ситуации выступили юристы Григоришина, которые совершили ошибку. Дело в том, что третейские суды не имеют права рассматривать споры в том случае, когда одна из сторон является нерезидентом Украины. А Рузиев, фигурировавший в споре с «Меридианом», являлся гражданином Узбекистана. Но кроме этого очевидного казуса, прокуратура Днепропетровской области совершенно справедливо указала судьям на то, что третейский суд вышел за пределы своей компетенции – взялся решать вопросы, не рассматриваемые в рамках третейского соглашения. В конечном итоге своими действиями суд нарушил права акционеров ОАО «Турбоатом», главным из которых является государство.
Позиция государства в этом конфликте настораживает. За девять месяцев 2007 г. «Турбоатом» получил более 30 миллионов гривен чистой прибыли, увеличив чистый доход на 45,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В настоящее время предприятием набран портфель заказов, подтвержденный договорами, на общую сумму более 1 миллиарда гривен. Переход такого предприятия, как «Турбоатом», под контроль коммерческих структур то ли введением «своего» менеджмента, то ли лоббированием идеи продажи государственного пакета акций будет означать фактическую потерю крупнейшего государственного актива. Коллапс власти, который случился в этом году, еще некоторое время будет отвлекать высших государственных чиновников от конфликта вокруг «Турбоатома», чем и пользуется группа Константина Григоришина.
Пытаясь выбить из рук «Реестр Холдинга» «палочку-выручалочку» в виде исполнительного листа Ленинского суда Днепропетровска, руководители «Турбоатома» направили письма в Ленинский районный суд Днепропетровска. Кроме этого, так же, как и в прошлый раз, были направлены соответствующие письма в прокуратуру Днепропетровской области, так как прокуратура остается единственным органом, который способен поломать схему с фиктивным третейством, придуманную рейдерами.
А какой будет реакция суда на обращения руководства завода, понятно уже сейчас: когда руководитель управления правового обеспечения «Турбоатома», желая разобраться в ситуации, лично посетил председателя Ленинского районного суда Днепропетровска Демина, был в грубой форме выставлен за дверь. Поэтому остается надеяться, что прокуратура Днепропетровской области снова примет сторону закона и поможет государству защитить крупнейший промышленный гигант от посягательств Константина Григоришина.