Формализация межгосударственных отношений, особенно между Россией и Украиной, позволяет делать четкие и однозначные выводы о расстановке сил в национальных элитах. Если какой-то деятель едет в Вашингтон накануне выборов, то комментарии, как правило, однотипны: будут смотрины очередного кандидата в… (нужное проставить). Если в Москву, то тем более все понятно: человек стремится заручиться поддержкой. В Европу – то же самое.
Судя по тому, как Секретариат президента прессует Юлию Владимировну, ее вообще собираются сделать невыездной. В Брюссель фактически не пустили. В Россию – тоже. Более того, как бы дали понять Москве, что считают Тимошенко фигурой второго плана, с которой договариваться не надо. Причем, сделали это сами, без всякого принуждения со стороны россиян. А, как оказалось, дело в Украине можно иметь только с Раисой Богатыревой. Председателем СНБО, который, по умолчанию, считается теперь круче, чем Кабинет министров. Интересно, с каких это пор Совбез у нас занимается «единоличной» подготовкой визитов на высшем уровне? Вывод более чем однозначен: Виктор Ющенко ревниво относится к деятельности Юлии Тимошенко в должности главы правительства. Считает ее своим прямым конкурентом. Пытается сделать все от него зависящее, чтобы заставить лидера БЮТ играть роль второго плана.
Судите сами. Только за последнюю неделю гарант нации:
• обязал правительство чуть ли не денонсировать список объектов приватизации на 2008 год. А ведь Юлия Владимировна неоднократно подчеркивала, что поступления от приватизации являются основным источником компенсации обесцененных вкладов населения;
• стал гнать инфляционную волну, пугая робких и доверчивых пенсионеров гидрой инфляции, которая моментально сожрет 200 долларов, с таким трудом отвоеванные ими в километровых очередях;
• отстранил Кабинет Тимошенко от осуществления внешнеполитической деятельности;
• запретил правительству менять существующие газовые схемы. В частности, повышать плату за тразит газа;
• заблокировал назначение некоторых государственных чиновников, требуя сначала принятия целого ряда законопроектов, ограничивающих полномочия Кабинета министров и расширяющих личную сферу власти президента.
На руку Ющенко играет и блокада Партией регионов заседания Рады, поскольку позволяет говорить об отсутствии стабильной парламентской поддержки действий Кабмина. Программа деятельности правительства принята? Нет. Более того, союзники БЮТ по «каолиции» выступают против принятия закона об императивном мандате для депутатов Верховной Рады. А это, напомним, один из важнейших рычагов влияния Юлии Владимировны на собственную фракцию.
Готовится к запуску конституционный сериал, который не имеет ничего общего с адаптацией основного закона к новым политическим реалиям. На выходе планируется получить такую модель государственного устройства, которая устраивает только одного человека в стране, – Виктора Ющенко.
Не совсем понятно, сколько еще будет терпеть Тимошенко. Но зато вполне просчитывается наиболее вероятный вариант ее ответа. Она вряд ли станет переводить противостояние с гарантом на институциональный уровень. Кабмин vs Секретариат президента. Это изначально проигрышный вариант. Юлия Тимошенко будет играть на той площадке, на которой ей нет равных. Электоральной. Поскольку лидер БЮТ имеет почти трехкратный перевес над агонизирующей парламентской группой президента, то и основное направление удара предопределено. Стратегия, в целом, понятная. Остались лишь вопросы тактики. В частности, определить сроки информационного контрнаступления. Плюс выбрать оптимальный повод.
Партия регионов в ходе борьбы двух лидеров «новой демократии» оказалась в непростом положении. Общий контекст конфликта ее полностью устраивает. Понятное дело, что, когда двое воюют, шансы выиграть резко возрастают у третьей силы. Однако их может погубить тактика. Хорошо извечно вечное стремление бизнеса договариваться. А ситуация складывается сегодня таким образом, что договорные отношения с Тимошенко и Ющенко просто не имеют смысла. Можно решить конкретные экономические проблемы, но в итоге проигрыш обеспечен. При таком исходе событий победитель схватки за власть во власти пожирает третью сторону, как бы не участвующую в конфликте.
Конечно, очень заманчиво втихаря помогать Секретариату «мочить» Юлию Владимировну. Но это чревато, в конечном счете, потерей собственного политического лица. Вся пикантность нынешней ситуации заключается в том, что «регионалы» должны играть свою игру. Если им это удастся, то они оказываются в выигрышном положении. Все равно гарант и премьер обречены на противостояние. Не важно, с помощью ПР или без, но конфликт достигнет кульминации. Покупать билет на войну с Кабмином или гарантом за свои же деньги не имеет ни малейшего смысла.