И получился суверенный упадок?

Трагические события 1992 года на территории Молдовы не оставили равнодушным никого. Более 800 погибших, почти 1,5 тыс. раненых, сотни разрушенных зданий, разграбленных предприятий и жилых домов — таковы печальные итоги гражданской войны в Приднестровье. Конфликт между центральными властями Молдовы и самопровозглашенным приднестровским государством и его последствия определили рамки взаимоотношений между жителями Правобережья и Левобережья Днестра. Печально, что не река, а политики разделили некогда единое государство. Прошло более 15 лет, и люди привыкли жить раздельно, не представляя совместной жизни. Все попытки международного сообщества урегулировать конфликт окончились неудачей…
Прогуливаясь по Тирасполю в выходной день, вы не увидите большого количества людей. Улицы города чистые, просторные, но пустынные, вид на Днестр, по которому проходит линия разделения, очарует любого пейзажиста. Тираспольцы приветливы, гостеприимны, готовы прийти на помощь. Но за всей этой провинциальной тишиной скрыто нечто не совсем понятное заезжему гостю. С каждым днем, узнавая все больше и больше о жизни приднестровцев, их чаяниях и проблемах, невольно понимаешь, что жители региона больше всего на свете хотят одного — стабильности и порядка.

Нет ничего хуже, чем надеяться, ждать, но так ничего и не получить. Верить, стремиться, но в конечном счете быть обманутым…

2 сентября этого года никем не признанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) отметила 17-ю годовщину образования. Традиционно прошел военный парад, руководство Приднестровья, высокопарно поздравив народ, отбыло на официальные приемы и банкеты, а простой люд весело рассыпался по центральной части города, и начались народные гуляния. Поразительно, но за всем этим сложно разглядеть признаки глубокого социально-экономического кризиса, поразившего общество.

В регионе катастрофическая демографическая ситуация, численность населения Приднестровья снизилась до уровня 1924 года. По данным статистики, смертность превышает показатель рождаемости практически в два раза. За последние два года картина не улучшилась: если раньше количество жителей сокращалось в основном за счет миграции (62% в 2003 году и 57% в 2004-м), то в 2005 году численность приднестровцев уменьшилась за счет смертности: 52% общего объема сокращения населения составил этот показатель. Согласно официальным данным, за 15 лет — с 1990 по 2005 год — население ПМР уменьшилось с 730 до 547 тыс. человек. По неофициальным данным и с учетом выехавших на заработки гастарбайтеров — до 420 тысяч человек. Эта цифра выглядит куда более удручающей, если принять во внимание структуру общества. В Приднестровье 134 тыс. пенсионеров, 70 тыс. бюджетников и всего 102 тыс. работающих, из которых 46 тыс. трудятся в промышленности…

Высокий показатель смертности связан в том числе и с несовершенной системой здравоохранения. В некоторых районах Приднестровья из-за низкого уровня медицины показатели заболеваемости населения имеют колоссальный рост по сравнению со средними показателями по республике. Основными причинами растущих темпов смертности приднестровцев являются болезни системы кровообращения, а также онкологические заболевания. Медицинское обслуживание в ужасном состоянии, не хватает профессиональных врачей. В лечебных учреждениях по состоянию на 2007 год работало около 2 тыс. врачей, что составляет 2/3 от необходимого минимума. С каждым годом количество медицинского персонала сокращается. Молодых специалистов не привлекают низкие зарплаты (около 100 долларов), устаревает медоборудование, а опытные специалисты, к сожалению, уходят на пенсию. Именно по этой причине состоятельные граждане предпочитают лечиться за пределами Приднестровья — в Кишиневе, Одессе или Киеве. Цены на лекарства — космические. Председатель комитета по социальной политике, охране здоровья и экологии Верховного Совета Сергей Чебан считает, что лекарства в Тирасполе дороже, чем в Москве, Киеве и Одессе. Свой вывод он основывает на результатах проведенного экспертами исследования, в ходе которого были рассмотрены 144 наименования лекарственных препаратов, имеющихся в розничной сети аптек Москвы, Киева, Одессы, Тирасполя и Кишинева. Большинство медуслуг в регионе оказывается только за деньги. Негласная стоимость хирургической операции средней сложности может достигать $1—2 тыс. Реформа медицинского страхования провалена на законотворческом этапе.

В плачевном состоянии находится система образования. За последние 10 лет в средних школах Приднестровья наблюдается заметное снижение количества учащихся. Так, в 1997 году образование получили 96,5 тыс. детей, а в 2007-м — всего 65 тыс. Но еще большую озабоченность, чем сокращение общего числа школьников, у приднестровского общества вызывает стойкое намерение этих самых подростков покинуть край. Так, 45% приднестровских старшеклассников после окончания школы планируют уехать из республики, лишь 40% намерены остаться в Приднестровье. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Независимым центром аналитических исследований «Новый Век» весной этого года. Как показывает статистика, так поступают большинство выпускников. Из 4684 учащихся, окончивших приднестровские школы в 2007 году, в Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, крупнейший в регионе, этим летом были зачислены 1148 абитуриентов на бюджетной основе и 660 — на контрактной. При этом свободными остались 212 бюджетных мест и 440 платных. Как правило, Приднестровье покидают талантливые учащиеся — медалисты, победители олимпиад. Выпускники лучших школ республики уезжают учиться в Россию, Украину, Молдову. Печально, но факт. Россия в этом году предоставила свыше 50 целевых мест для обучения молодежи из Приднестровья, Молдова — 480 дополнительных бюджетных мест в высшие и среднеспециальные учебные заведения, Украина выделила 132 бюджетных места.

Куда смотрят власть и народ? Деньги, именно они, и их неизменный спутник — меркантильные интересы, растлили сначала верхушку общества — политическую элиту, а затем поразили и все общество. Взамен стремлений к светлой, свободной от давления Кишинева жизни регион охватила жажда денег, причем у одних это средство властвования, у других — выживания. Который год в регионе идет война верхов за капиталы, а народа — за выживание. Бедность, в которой живет большая часть жителей Приднестровья, поражает. Не зря Молдова (Приднестровье) считается самым бедным государством в Европе.

Приднестровские власти, пожалуй, поспорили бы с этим мнением. Их пропагандистская машина на протяжении многих лет убеждала граждан в том, что жизнь в Приднестровье лучше, чем в соседней Молдове. В пример приводились меньшие, чем в Молдове, цены на коммунальные услуги, товары первой необходимости. Обращалось внимание на стремительный темп газификации региона, рост ВВП. С экранов телевизоров местные каналы сообщали об успешных результатах «большой» приватизации, широком привлечении иностранных инвестиций, эффективных мерах властей по социальной поддержке населения. Все эти достижения ставились в заслугу властям. Под этим предлогом они задаром скупали крупные фабрики и заводы, являвшиеся некогда жемчужиной советского hi-tec. Были забыты основы государственного управления и экономического планирования, влияние на процессы, происходящие внутри Приднестровья, внешние факторы. Как мыльный пузырь лопнула легенда об экономическом чуде и эффективном управлении в регионе, когда появилась информация об огромных газовых долгах Приднестровья. Оказалось, что за 17 лет независимости республика только по газу задолжала свыше $1,3 млрд., а это около $2,4 тыс. на каждого жителя региона. Притом что весь этот период население исправно оплачивало коммунальные услуги.

Правда о газовых долгах вскрылась, а ситуация не изменилась — виновные не наказаны. Экономику Приднестровья лихорадит от неопределенности. Только с января по июль 2007 года рост инфляции составил 15,8%, при запланированных 10% на весь 2007-й. Не исключено, что до конца года она достигнет 18—20%. Все происходящее в Приднестровье уже подвигло многих простых людей отправиться в другие страны в поисках средств к существованию.

Парламент пытается изменить ситуацию к лучшему. 7 сентября 2006 года на пленарном заседании Верховного Совета была создана комиссия по контролю за исполнением законодательных актов в сфере охраны здоровья и обеспечения медико-фармацевтической продукцией населения Приднестровья. Комиссия проверила работу государственных лечебных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и социальной защиты на предмет соблюдения действующего законодательства. В результате выявлены серьезные нарушения законов, в том числе факт передачи с ведома министерства здравоохранения лекарственных средств с истекшим сроком годности детскому дому и школе-интернату, а также Государственной службе исполнения наказаний, то есть осужденным. Недостатки выявлены и в сфере закупки медпрепаратов. Президенту подготовлено соответствующее ходатайство о пресечении нарушений и привлечении к ответственности должностных лиц, в частности профильного министра. Однако президент Приднестровья Игорь Смирнов не посчитал доводы депутатов и результаты проверок вескими и заявил, что не видит оснований для снятия с должности министра здравоохранения и социальной защиты.

К чести парламентариев, проблеме демографии уже осенью этого года было уделено особое внимание. Сейчас депутаты говорят о создании Фонда охраны материнства и детства, который будет формироваться за счет отчислений от налога на доходы организаций, таможенных сборов, сборов с индивидуальных предпринимателей. Так, депутаты предлагают увеличить налог на доходы организаций на коэффициент 1,02, а пошлину с автомобилей, таможенная стоимость которых превышает 5 тысяч евро, — на коэффициент 1,05. Все эти меры принимаются ради того, чтобы выплачивать матерям ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в размере 100% минимального размера пенсии (с 1 августа он составляет примерно 250 рублей, или 30 долларов). К сожалению, учитывая последнюю тенденцию к повышению цен на товары и услуги на 40—50%, можно утверждать, что эта незначительная сумма нисколько не будет способствовать рождаемости… Эти шаги ничтожно малы и слабоэффективны для борьбы с системой. Люди стоят перед выбором: уезжать или еще потерпеть, глядишь, и жизнь наладится. О всплеске патриотизма, имевшем место в Приднестровье в начале 90-х, к сожалению, и речи быть не может. Все мысли людей направлены на родных и близких. Волнение и беспокойство народа за будущее с каждым днем растет.

В сентябре главными темами для обсуждения, пожалуй, можно было назвать задержки с выплатами зарплат бюджетникам (денег в бюджете катастрофически не хватает), повышение цены на хлеб на 25% (с января 2008 года прогнозируют подорожание хлебобулочных изделий еще на 25—35%), рост стоимости коммунальных услуг, товаров первой необходимости на 15—25%. Знающие люди с нетерпением ждут принятия бюджета на следующий год, внимательно следят за пленарными заседаниями Верховного Совета. Изменения в налоговой политике государства, введение новых налогов и сборов, судебные процессы, инициированные приднестровскими властями против некоторых собственников приватизированных предприятий, не исполняющих инвестиционные обязательства, — все это предмет пристального внимания бизнес-сообщества.

Сегодня граждане Приднестровья — это население, потерявшее от безысходности веру в лучшую жизнь. Это грустные лица людей, блуждающих изредка по полупустым торговым павильонам. Это школьники, которые, оканчивая школу, пакуют чемоданы и с болью в сердце покидают родные края. Это старики с печальным взором, неловко перебирающие кучи мусора в поисках еды и теплых вещей. Это дорогие иномарки, рассекающие улицы столицы по вечерам, нудный голос диктора на местном телеканале, призывающий людей к борьбе с «ветряными мельницами». Это кристально «честные» чиновники, что отсиживаются на официальных банкетах, думая над тем, как еще улучшить жизнь людей. Это лицемерие, овладевшее обществом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам