Перезагрузка: розы в розги

Кто-то уже очень удачно переименовал грузинскую «революцию роз» в «революцию розг». Особенность же Грузии в том, что и розы, и розги удались там на славу. И всегда удавались. В конце 80-х годов прошлого века, когда дряхлеющий СССР саперными лопатками вырубал «ростки демократии» в Тбилиси, а после этого к власти пришел Звиад Гамсахурдиа, провозгласивший «Грузию для грузин». В начале 90-х, когда вооруженные грузины «выносили» из дворца уже Гамсахурдиа и меняли его на Эдуарда Шеварднадзе. В ноябре 2003-го, когда ликующий Михаил Саакашвили во главе своих хулиганов, по-мефистофельски ликуя, хохотал в спину Шеварднадзе, прикрытую верными телохранителями, выносящими «шефа» из парламента…
И всегда сначала были великие надежды измученного народа на обновление, массовый энтузиазм и готовность «потерпеть ради великих свершений». А потом наступал крах. Лились кровь и слезы. А один из победителей Гамсахурдиа, реальный вор в законе и не менее реальный доктор наук Джаба Иоселиани, при помощи своих военизированных «Мхедриони» («Всадников») разогнав демонстрацию недовольных, самодовольно произнес крылато: «Демократия – это вам не лобио кушать!».

Вот сейчас надежды и готовность потерпеть утоплены в струях водометов, разгоняющих демонстрантов, и задушены слезоточивым газом, который и сменил «воздух демократии». А энтузиазм наблюдается разве что у президента Михаила Саакашвили, готового ради своей власти утопить энтузиастов в крови, да у его противников, орущих «Михо, уходи!».

Но Михо не уйдет, и это уже ясно. Он не такой. Да и «крыша» у него помощнее, чем у Гамсахурдиа или Шеварднадзе, – «вашингтонский обком» действует и уже одобрил шаги своего ставленника. Кроме того, нет у Саакашвили «своих» Джабы Иоселиани и даже Тенгиза Китовани, которые сначала поддерживали президентов, а потом свергали их. Михо основательно «зачистил» оппозиционную площадку, и потому он имеет много возможностей остаться и продолжить свою «демократизацию водометов», сменив розы на «черемуху» или как там называется слезоточивый газ американского производства…

Чтобы было понятнее, просто напомню вкратце историю Грузии за последние 18 лет. Первый президент независимой Грузии советский диссидент Звиад Гамсахурдиа пришел к власти на всеобщей волне народного энтузиазма, вызванного распадом СССР. Он провозгласил националистическую политику, чем фактически развалил и без того небольшую Грузию, потому что Абхазия, Южная Осетия и даже более спокойная и благополучная Аджария не захотели подчиняться Тбилиси. На рубеже 1991 и 1992 годов Звиад был свергнут и, скорее всего, убит во время вооруженного переворота, коим командовали уже упомянутый выше Иоселиани и не очень известный художник Тенгиз Китовани. Иоселиани и Китовани пригласили в Грузию Шеварднадзе (как самого известного на то время грузина и компромиссную фигуру), стали «генералами», а последний – даже министром обороны.

Но Шеварднадзе не зря звали «белым лисом». Он был тертым кремлевским калачом, закаленным еще московскими интригами. Воспользовавшись вольностью Китовани, который не послушался приказов, начал неподготовленную войну с сепаратистским режимом Владислава Ардзинба в самопровозглашенной Абхазии и проиграл, Шеварднадзе провел мягкую «бархатную революцию №1» и в 1995 году пришел к единоличной власти в Тбилиси. Китовани бежал в Москву, а Иоселиани оказался там, где провел еще при «советах» почти 15 лет, – в тюрьме.

Путь Иоселиани в политику и из нее очень, кстати, характерен для эмоционально-импульсивной и загадочной Грузии. Воровство в 16 лет и первая «ходка», грабеж с убийством, опять тюрьма и вроде бы «коронация» на вора в законе, выход из нее и окончание средней школы в 39 лет от роду, театральный институт, после него защита кандидатской диссертации на тему «Маски грузинской комедии», негласное руководство частью преступного мира СССР, написание талантливых книг, организация незаконного вооруженного формирования (упомянутые «Мхедриони») сначала для рэкета, а потом для свержения власти, приход к ней, участие в репрессиях против недовольных его руководством и арест. За покушение на президента (Шеварднадзе) и организацию государственного переворота. И снова 5 лет заключения, заполненного реально творческой деятельностью – его книги в это период издавались в переводах даже в Москве…

Такой человек многое мог бы сделать в Грузии. Но у Саакашвили, повторяю, нет даже его. Иоселиани умер в марте 2003 года после инсульта, не приходя в сознание. А в ноябре того же года грянула «бархатная революции №2» – «революция роз» Саакашвили. И что характерно – «розовых волков» пригрел и собрал в Тбилиси именно Шеварднадзе. Саакашвили является не просто «крестником» Шеварднадзе в политике – первый сын Михо назван Эдуардом в честь «папы-дедушки». Не говоря уже о том, что при Эдуарде Амвросиевиче стали играть заметную роль в грузинской политике все вожди «революции роз» – сам Саакашвили, будущий (и уже бывший) премьер-министр Зураб Жвания и нынешний спикер парламента Нино Бурджанадзе, найденная «белым лисом» в Москве и переманенная оттуда в Тбилиси…

Молодые «волки» легко и коварно предали старого «лиса». И второго сына Михо – Николоса крестил уже наш Виктор Ющенко, еще один «апельсиновый революционер», тоже предавший своего «отца» в политике – президента Леонида Кучму. Сначала лизал, а потом укусил – это, увы, тысячелетиями опробованный и подтвержденный успехами путь к вершинам власти…

Но вернемся к Грузии. «Волки» очень быстро передрались между собой. И если Нино Бурджанадзе, будучи женщиной благоразумной, довольствуется спикерством в парламенте, где твердо проводит линию Саакашвили, то Жвания захотел большего – чтобы Саакашвили делился властью. Получилось у Жвания это, мягко говоря, не очень – он был найден в незнакомой квартире якобы добровольно или нечаянно удушившимся угарным газом. А сам погибший в одночасье стал «предателем», «коррупционером» и даже «педерастом». Так, вроде чем-то из перечисленных «эпитетов» можно кого-то удивить в Грузии…

А потом Саакашвили добрался и до фигур пониже. Как в среде недовольных им оппозиционеров, так и в собственном лагере, где президент начал действовать по тоже апробированному методу «бей своих, чтобы чужие боялись». Но в буквальном смысле этого слова бил и чужих (избиение почти до полусмерти два года назад оппозиционного парламентария от Республиканской партии Валерия Гелашвили), и своих. Как ушла из «высокой политики по-грузински» выписанная из Франции на «розовой» волне министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили, напоминать не надо. Она обвинила Саакашвили в узурпации власти и сворачивании демократических преобразований, стала лидером оппозиционной партии «Путь Грузии» и там сегодня пребывает. Тихо…

В этом году наступила очередь министра обороны Ираклия Окруашвили, который тоже публично обвинил Саакашвили в «недемократичности» и даже в заказе на убийство своих оппонентов (в частности, поддерживающего оппозицию бизнесмена Бадри Патаркацишвили). Чем это закончилось, тоже известно. Окруашвили арестовали, пообещали «наказать» 4-летнюю дочь прямо в камере на глазах отца, по мнению специалистов, «качнули», скорее всего, наркотой, добились публичного покаяния перед телекамерами и за 6 «зеленых лимонов» в госказну отпустили восвояси в Германию…

А потом на улицу вышли люди. А «отец революции роз» напустил на них полицию, спецназ и армию, уже обученные американцами и вооруженные американскими же «спецсредствами» – пластиковыми пулями, шумовыми ракетами и слезоточивым газом…

«Революция роз» уже утонула в воде из водометов. Но Михо хочет «перегрузить» ее и еще более укрепиться во власти. Объявив чрезвычайное положение по всей стране, разгромив все оппозиционные СМИ и запретив журналистам говорить, писать и показывать, он вдруг пошел на попятную – согласился не только на досрочные президентские выборы 5 января будущего года, но и на референдум по поводу сроков проведения парламентских выборов (весной или осенью будущего года). То есть фактически удовлетворил требования оппозиционеров. «Проведем эти выборы без всяких лишних откладываний, потому что я, как руководитель этой страны, желаю получить от народа недвусмысленный мандат, чтобы противостоять любым внешним опасностям, любому давлению на Грузию, попыткам аннексии», – сказал грузинам «добрый» Михо.

Часть оппозиции уже возликовала. «Я думаю, что даже если оппозиция поставит соперником Саакашвили будку для газет, все равно выиграет оппозиция», – заявил Георгий Хаиндрава, один из вождей нынешних волнений в Грузии и, кстати, тоже один из разочарованных «птенцов гнезда Михо», бывший госминистр по урегулированию конфликтов…

Однако более трезвые аналитики и политики далеки от восторгов. И имеют все основания для скепсиса. Потому что они понимают в происходящем главное: речь идет не о простых попытках сбить уступками волну недовольства, а о более глубинных процессах – об укреплении собственной недемократической власти с использованием общепринятых демократических инструментов. С последующей окончательной дискредитацией этих инструментов. Равно как и понятия «демократия» вообще…

И я бы тоже, в первую очередь, обратил внимание на то, что Саакашвили даже в якобы «покаянном» выступлении прямо заявил: «Президентские выборы в Грузии пройдут по нашему графику, а не по графику наших недругов».

И речь здесь идет о двух факторах – времени и наличии конкурентов Михо. Саакашвили отлично понимает, что до 5 января осталось очень мало дней, чтобы оппозиция могла как следует подготовиться к выборам. Да еще и в условиях полного разгрома оппозиционных СМИ, ареста и высылки из страны оппозиционных лидеров, внутриоппозиционной разобщенности и разношерстности. Сейчас в Грузии просто некому и нечем донести до избирателей свою точку зрения. Саакашвили остается только «домочить» оставшихся недовольных, чтобы стать триумфатором в январе будущего года.

Нет у оппозиции и единого ярко выраженного и устраивающего всех лидера. Упомянутый выше Китовани заявил, что таким лидером может стать его несчастливый коллега в кресле министра обороны Окруашвили. «У них (у оппозиционеров. – Авт.) разный склад ума и разное значение, но цель одна – сбросить Саакашвили. И они этого добивались с помощью Окруашвили. Между прочим, они два года готовились ко всей этой истерии, которая сегодня происходит в Грузии. Таких манифестаций и митингов не было два года, а толчком к объединению всей оппозиции под одним лозунгом послужило именно выступление Окруашвили. Может, какие-то оппозиционеры раньше об этом и говорили, но то, что Окруашвили признался в преступлениях Саакашвили, и повернуло ситуацию в Грузии. А сейчас Саакашвили так же применил против собственного народа газ, как и 9 апреля 1989 года, когда у власти в Грузии был секретарь ЦК Патиашвили, а СССР возглавлял Горбачев. Вот и сопоставляйте факты», – сказал он.

Однако уже тот же Хаиндрава по поводу договоренностей оппозиционеров относительно единого кандидата сказал: «Я не сомневаюсь в этом, но, думаю, это не тема сегодняшнего дня, это тема завтрашнего дня». Но беда-то в том, что у оппозиции как раз может и не быть этого «завтрашнего дня».

Депутат парламента от пропрезидентской фракции Павлэ Кублашвили сообщил общественности, что «на сегодняшний день есть информация о том, что Грузию уже покинули два лидера оппозиционных партий – это лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили и лидер партии «Свобода» Константин (Цотне) Гамсахурдия». «Этим людям предъявят тяжелейшие обвинения. Речь идет о шпионаже и участии в заговоре против государства. За основу берутся не только материалы, полученные от прослушивания. Там есть еще немало других фактов», – сказал он. В четверг, 8 ноября сего года, аккурат в день «великого согласия» Саакашвили генпрокуратура Грузии действительно сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении указанных выше оппозиционеров. Правоохранительные органы заявляют, что располагают достаточным количеством материалов для ареста вышеуказанных лидеров, но поскольку их в Грузии нет, то они объявлены в розыск.

А председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Грузии Гиви Таргамадзе не исключает и ареста бизнесмена и учредителя уже разгромленной спецназом телекомпании «Имеди» Бадри Патаркацишвили. «Я думаю, что в действиях Бадри Патаркацишвили есть признаки преступления, хотя этот вопрос должны решать компетентные органы и все покажет будущее», – сказал Таграмадзе в эфире Общественного телевидения Грузии – единственного СМИ, разрешенного Михо. А потом депутат добавил, что «Патаркацишвили в заявлении (от 7 ноября 2007 года. – Авт.) говорит, что сделает все для свержения фашистского режима Саакашвили», а это, мол, является прямой угрозой власти и носит признаки уголовного преступления.

«Поплыла» от «демократичности» Михо и часть оппозиции. Лидер оппозиционной Республиканской партии Грузии Давид Усупашвили уже заявил, что «президент в трудный момент поступил правильно и мужественно, и это поступок действительно президента страны, а не политика или представителя партии». А его соратник Давид Бердзенишвили сказал об Окруашвили: «Он уже становится одним из ключевых игроков грузинской оппозиции. Рейтинг у него высокий. Но что касается лидерства, до этого еще далеко, и этот вопрос пока не обсуждается».

Ну и, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и внешний фактор – поддержку Саакашвили вашингтонским и брюссельским «обкомами». Первыми Михо в его желании «перезагрузки» приветствовали за океаном. «США приветствуют решение правительства Грузии провести досрочные президентские выборы и референдум о сроках парламентских выборов… В то же время мы продолжаем призывать правительство Грузии отменить чрезвычайное положение и восстановить вещание всех СМИ. Такие шаги являются необходимыми для восстановления демократических условий для выборов и референдума… Мы призываем все стороны сохранять спокойствие, уважать главенство закона и находить решение для трудностей посредством серьезных переговоров для укрепления демократической политической системы Грузии. Такие переговоры должны иметь место в духе компромисса и поддержки суверенитета Грузии, независимости, территориальной целостности и приверженности правам человека», – говорится в распространенном в Вашингтоне заявлении. Там же, видимо, и придумали этот хитроумный план – в США большой опыт по удержанию у власти «сукиных сынов, но наших сукиных сынов»: если народное недовольство грозило свержением ставленника США в какой-либо стране, ему «позволяли» попустить вожжи. Чтобы и волну гнева сбить, и себя откровенной поддержкой кровавых диктаторов не скомпрометировать…

Михо тоже согласен. Он тоже готов отменить ЧП, восстановить свободу СМИ, поговорить с оппозиционерами и т. д. Вот только «домочит» последних и все «восстановит». И, не исключено, победит. «Дэмократычно». Используя силу, кнут и пряник, игру на патриотических чувствах грузин, разговоры о территориальной целостности Грузии и внешних угрозах ей же…

Уверен, что такой же тактики двойных стандартов будут придерживаться и более близкие «спонсоры» Михо – Евросоюз и НАТО. Они уже «гневно» осудили подавление выступлений Грузинов силой. ЕС временно закрыл свою миссию в Грузии («в качестве меры предосторожности для обеспечения безопасности персонала», кстати) и призвал стороны избегать применения силы и действовать сообразно демократическому процессу, который предусматривает соблюдение режима свободы прессы и свободы самовыражения. А генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер сообщил накануне, что уже связался со специальным представителем НАТО в кавказском регионе Робертом Симмонсом и обратился к нему с просьбой выразить министру иностранных дел Грузии точку зрения Альянса, а также призвал все вовлеченные в противостояние стороны проявлять сдержанность, избегать насилия и действовать в рамках закона. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис призвал власти Грузии следовать положениям Европейской конвенции по правам человека, касающимся свободы собраний, а ПАСЕ срочно направила в Грузию своих мониторщиков. И действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос также выразил обеспокоенность последними событиями в стране «главного демократа Кавказа».

Сегодня «цивилизованную» Европу «попустит», и она, скорее всего, вслед за США буквально изойдет на экскременты, приветствуя «демократичность Михо». Ну а тот, как Васька из нелюбимой им русской басни, будет слушать да есть. Потому что демократия – это вам действительно не лобио кушать. Особенно, когда даже лобио есть не у всех и появление его при такой демократии не предвидится…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам