Испытание землей

Вопросом номер один после подведения итогов выборов и формирования коалиции станет… приватизация земли сельхозназначения. Не дав ответ на вопрос, продлевать ли мораторий, народные избранники вкупе с правительством не смогут обсчитать и утвердить бюджет, наметить план приватизации, утвердить программные документы будущего Кабинета. Вместе с тем земельный вопрос может как поссорить потенциальных союзников, так и помирить принципиальных противников, создав предпосылки для ситуативной консолидации. Либо для кидка избирателей…
Поясню, в чем суть вопроса. В мире сильно дорожает зерно. Причем по всем признакам повышение цены (как и в ситуации с нефтью) продлится еще на несколько лет, и падать она не собирается. Для Украины вопрос цены на зерно перетекает в проблему собственности на землю, которая, естественно, будет дорожать. По законодательству мораторий заканчивается 1 января 2008 года. И этого момента с нетерпением ждут представители всех партий: земельные интересы имеет огромное количество бизнесменов, представленных буквально в каждой из политических сил.

Они тоже хорошо понимают, что цена земли будет расти, поэтому стремятся скупить ее как можно быстрее. В то же время страх общества перед продажей земли несравнимо больше, чем 10 с лишним лет назад – перед приватизацией. Украина никогда не была урбанизированным, промышленным государством с традициями частной собственности на средства производства. Все советские (а затем – украинские) рабочие и служащие ощущали себя наемными сотрудниками на предприятиях. Поэтому мысль о смене собственника (с государства на частника) паники среди населения не вызывала. Тем более что приватизация шла «мягко», через ваучеры, аренду с выкупом, акционирование и прочие буферные формы, позволявшие людям морально подготовиться к «работе на хозяина».

Совсем другое дело – земля. Даже та значительная часть населения, которая не проживает в селах, имеет там родственников, а значит, коренным образом связана с землей. Страх перед тем, что землю будут скупать посторонние дельцы с перспективой «собирать участки» и аккумулировать в одних руках большие территории, сгоняя крестьян с насиженных мест, уже давненько стал страшным сном миллионов украинцев.

Поэтому лозунг «за открытую продажу земли» является проигрышным для любой политической силы, которая попробует его выставить. Неудивительно, что перед голосованием 30 сентября почти все ведущие партии и блоки заявили о намерении поддержать идею продления моратория на продажу земли. Однако далеко не все говорили эти слова искренне.

Самой неискренней была, на мой взгляд, Юлия Тимошенко. Она кривила душой, когда в прямом эфире программы «Свобода слова» (накануне выборов в минувшую пятницу вечером) сказала, будто не согласна с президентом Украины Виктором Ющенко в земельном вопросе и выступает против снятия моратория на продажу земли в 2008 году. «Если мы снимем мораторий сегодня, мы получим колоссальные спекулятивные операции», – отметила она.

Напомним, что согласно действующему Земельному кодексу Украины продажа земель сельскохозяйственного назначения в Украине должна была быть разрешена с 1 января 2007 года. Однако Верховная Рада на год продлила мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Виктор Ющенко наложил вето на соответствующий закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов)», однако вето было преодолено, и Ющенко пришлось подписать данный закон.

При этом он, бедняга, наступил на горло собственной песне: глава государства один из немногих политиков, кто постоянно заявляет, что мораторий на продажу земель – это тупик для землевладельцев. И что полутеневые схемы дискредитируют сам характер земельных отношений. Вероятно, такую словесную канитель главе государства напевают в американском посольстве и других государственных учреждениях этой страны. Именно позицией США аналитики объясняют то давление, которое Ющенко оказывал на парламент, добиваясь от него срочного принятия законов, необходимых для продажи земли.

Кстати, перед выборами он вообще ухитрился «связать» коня и трепетную лань, присобачив земельный вопрос к отмене депутатской неприкосновенности, под знаменем которой «НУНС» продвигался в парламент. «Речь идет о борьбе конкретных интересов, статус неприкосновенности сегодня дает депутату заниматься темой присвоения земли в нечетком правовом поле», – изрек как-то президент.

Впрочем, неприкосновенность к возможности скупать земельные участки отношения не имеет. Сейчас, скажем, в столичной области этим занимаются «земельные маклеры» – новый пласт быстро богатеющих людей, которые главным образом специализируются на спекуляциях с приусадебными участками и наделами, выведенными из разряда земель сельскохозяйственного назначения. Примечательно, что многие их них вертикально интегрированы в известных политиков, которые по странному стечению обстоятельств нашли пристанище в БЮТ. Именно представители этой политической силы, по словам тех же маклеров, наращивают объемы скупки самых престижных участков на Киевщине (и в других областях тоже).

Однако предвыборная целесообразность требует, чтобы Тимошенко говорила «Нет!» земельной приватизации, сохраняя при всем своем цинизме хотя бы минимальный намек на выполнение данного обещания. Поэтому была построена очень хитрая словесная комбинация, в которой Юлия Владимировна утверждала, что она против отмены моратория в 2008 году. Намекая, что БЮТ не готов продавать землю с 1 января следующего года. Но это вовсе не означает отказ от подобных планов уже, скажем, 2 января того же 2008 года.

О планах «тимошенковцев» как-то неосторожно проговорился экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Он сказал, что БЮТ поддерживает мораторий до законодательного урегулирования проблемных вопросов. Под проблемными вопросами Пинзеник понимает принятие закона о реестре недвижимости, зданий, земель; изменения в Земельный кодекс относительно процедуры изменения целевого назначения земли; ответственность за нецелевое использование земли и т.д., которые, по его мнению, могут быть урегулированы до начала 2008 года. Дальше он и вовсе потерял бдительность, заявив, что сегодня в Украине существует проблема с приобретением права собственности на землю, но решить ее можно через продажу земли на аукционе.

Собственно в этом и заключается план ЮВТ: перед голосованием сказать, что «мы против отмены моратория». Потом разъяснить – что до принятия законов. Быстро продвинуть все необходимые поправки, а среди них – продажу земли по принципу «кто больше даст».

Против такой концепции выступает Партия регионов. Точнее ее часть. Например, заместитель министра юстиции Инна Богословская озвучила позицию «регионалов», согласно которой приватизация и продажа земель в Украине не могут происходить по принципу «большей цены». При таких условиях ни одно украинское предприятие не сможет конкурировать с транснациональными структурами.

В целом по поводу возможности для иностранцев приобрести в Украине землю сельскохозяйственного назначения она заявила, что «этот вопрос в настоящий момент не может быть решен положительно, и мы не сможем сегодня гарантировать иностранцам покупку таких земель». Горькая для западных акул капитализма пилюля была приправлена словами о том, что «мы должны максимально упростить существующую на сегодня процедуру. Она должна быть отличной от процедуры для получения права собственности для украинских граждан, украинских компаний (относительно земли, на которой находятся работающие предприятия), но, повторяю, должна быть максимально упрощена».

Однако самое главное, что, по словам Богословской, Партия регионов официально выступает за продление моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2009 года (а не до момента принятия законов о рынке земли и о государственном земельном кадастре).

Примечательно, что у официальной позиции партии есть и внутренние оппоненты. В частности – нынешний министр экономики Анатолий Кинах. Он не раз выступал за то, чтобы отменить мораторий на рынок земли с 1 января 2008 года. Мотив министра простой: коррупция теневого рынка земельных отношений. «Я очень встревожен тем, что в 2007 году прошло уже шесть лет, после того как был принят Земельный кодекс Украины, в котором предполагалось, что земля будет субъектом рыночных отношений, и будет иметь свою стоимость. Это будет содействовать привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса. Но огромный объем задач, который надо было осуществить, до сих пор не выполнен, не принят целый ряд нормативных актов, законов о земельном кадастре, о рынке земли», – сказал как-то Кинах, отвечая на вопрос журналистов относительно моратория на продажу сельхозземель.

Позиция Кинаха, вынужденного говорить то, что хотят слышать окружающие его промышленники из «группы поддержки», вносит определенный диссонанс в интерпретацию земельного вопроса «регионалами», но, учитывая компромиссность Анатолия Кирилловича, не стоит сомневаться в его готовность пойти на уступки однопартийцам. Получается забавная картина: программная позиция «регионалов» и обещания БЮТ совпадают. К этим двум силам теоретически может присоединиться и Литвин и, вне сомнения, коммунисты. Образуется своеобразная «широкая ситуативная коалиция», для участия в которой БЮТу придется оставить в грустном одиночестве «НУНС». Или, если они не захотят бросать «друзей», – кинуть избирателей, нарушив свое обещание. К сожалению, не смогут принять участие в дискуссии социалисты, которые наиболее последовательно отстаивали продление моратория.

А тем временем за период с 24 по 30 сентября средняя стоимость земельных участков под коттеджную застройку в Киевском регионе (11 районов) оставалась стабильной в пределах от $89205 за одну сотку (в Киево-Святошинском районе) до $878/сотка в Барышевском районе.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам